Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:04, курсовая работа
Проблема регулирования естественных монополий является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях финансово‒экономического кризиса. Естественные монополии образуются в отраслях, в которых невозможна конкуренция по каким–либо причинам. Такими причинами могут быть, например, использование редких ресурсов при производстве товара, или необходимость иметь определённую лицензию на данный вид деятельности. К естественным монополиям относят предприятия, в которых размеры начальных вложений очень велики, поэтому другой фирме просто невыгодно вступать в конкурентные отношения.
Введение ……………………………………………………………………………….4
1. Сущность естественных монополий………………………………………………..6
1.1. Понятие монополии……………………………………………………...………...6
1.2. Возникновение и сущность естественных монополий………………..………..10
1.3. Признаки и границы естественных монополий………………………..14
2. Регулирование естественных монополий………………………………….27
2.1. Методы регулирования………………………………………………….27
Заключение (основные выводы)…………
Суть
состоит в определении
Какой именно метод использовать при регулировании определяет орган регулирования естественных монополий. Это решение принимается после тщательного анализа конкретного регулируемого субъекта.
Чтобы
государственная политика в сферах
деятельности субъектов естественных
монополий была наиболее эффективной,
необходим государственный
Это обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы.
Это обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии.
Субъекты
естественных монополий находятся
в особом положении. Отсюда появилась
необходимость ограничить их экономическую
деятельность. Субъекты естественных
монополий не имеют права отказаться
от заключения договоров с отдельными
потребителями на производство товаров,
если они имеют возможность произвести
такие товары. Субъекты естественных монополий
обязаны обеспечивать доступ на рынки
товаров и услуг, производить товары и
услуги, регулируемые Законом «О естественных
монополиях». Также они обязаны предоставлять
отчёты о своей работе и проекты планов
вложений.
§2.
Органы регулирования естественных
монополий.
Как
мы выяснили, естественные монополии
нуждаются в экономическом
‒ Обеспечение баланса между потребителями и предприятиями;
‒ Определение тарифов справедливыми и эффективными способами;
‒ Стимулирование предприятий к уменьшению издержек, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности работы;
Для регулирования естественных монополий созданы специальные органы, выполняющие определённые функции. Органы регулирования естественных монополий контролируют действия, совершаемые с участием или в отношении субъектов естественных монополий.
«Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении
государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий».
Органы регулирования естественных монополий контролируют:
‒ Вложения субъекта естественной монополии в производство товаров, в отношении которых не применяется регулирование с помощью Федерального закона.
‒ Сделки, в результате которых хозяйствующий субъект приобретает право собственности на часть средств субъекта монополии, предназначенных для производства товаров.
Для
органов регулирования
19
ноября 1995 года была образована
Федеральная энергетическая
связи (ФСЕМС России). Затем была образована Федеральная служба по регулированию транспорта (ФСЕМТ России). Она регулировала следующие сферы: железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
В
1996-1998 годах регулирование
В 1998 году было образовано Министерство по антимонопольной политике. 22 сентября 1998 года были упразднены служба по регулированию в области связи и в области транспорта. Их функции были переданы образовавшемуся Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
30
января 2002 года была создана Комиссия
Совета Федерации по
Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям, согласно Регламенту, имеет следующие полномочия:
‒ Разрабатывать и рассматривать законопроекты по вопросам своего ведения;
‒ Предлагать по разделам проекта федерального бюджета;
‒ Подготавливать заключения по проектам законов, переданных на рассмотрение Совета Федерации;
‒ Рассматривать законопроекты, внесённые в Государственную Думу;
‒ Принимать участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;
‒ Организовывать проведение мероприятий по вопросам своего ведения;‒ Решать вопросы организации своей деятельности.
Органы
регулирования естественных монополий
могут изменять или вообще прекращать
регулирование отдельных
Решение
об изменении регулирования
Существует Институт проблем естественных монополий, который является центром по исследованию основных отраслей естественной монополии: электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта.
Институт проводит
исследования и предоставляет экспертную
оценку на деятельность естественных
монополий.
Заключение.
В данной работе я подробно изучил сущность естественных монополий, их возникновение, деятельность, признаки. Также я выяснил, что естественные монополии – это отрасли, которые необходимо регулировать. В этом и состоит проблема естественных монополий.
Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами – это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.
Проблема регулирования естественных монополий в условиях кризиса является одной из наиболее значимых проблем. До кризиса наблюдался стремительный рост тарифов естественных монополий. Но население не сильно обращало на это внимание. Поэтому вопрос о снижении темпов роста тарифов особо не рассматривался. С наступлением кризиса, этот рост стал существенно ощутимым. Соответственно, возник вопрос о решении этой проблемы. Существуют три пути решения данной проблемы.
Замораживание тарифов выгодно, прежде всего, для населения и отраслей промышленности, зависящих от продукции естественной монополии. Населению никогда не был выгоден рост цен на коммунальные услуги и железнодорожные перевозки. Тем не менее, до кризиса, этот рост не ощущался так сильно. С наступлением кризиса всё поменялось. Политика замораживания тарифов не
устраивает самих монополистов. Замораживание может привести к сокращению инвестиционных программ, что очень важно.
Другой путь решения проблема – продолжение роста тарифов. Эта политика выгодна монополистам и невыгодна потребителям. То есть если увеличить инвестиционные программы, то есть повысить темп роста тарифов, то естественные монополии после кризиса могут быстрыми темпами поднять промышленность и улучшить экономическое благосостояние страны, то есть помогут стране как можно раньше выйти из кризиса и с меньшими потерями. Но если тарифы и дальше будут расти, то это приведёт к массовым неплатежам, что тоже не является решением проблемы.
Множество мнений существует на счёт решения проблемы регулирования естественных монополий. Но как было написано ранее, роль государства – нахождение и сохранение баланса между потребителями и производителями. И в решении данной проблемы необходим компромисс.
Компромисс
заключается в снижении темпа
роста тарифов. На мой взгляд, это наиболее
правильное решение. В таком случае никто
не останется в проигрыше. Учитываются
интересы обеих сторон: монополии будут
получать достаточные средства, чтобы
не сокращать количество инвестиционных
программ, а население не будет вынуждено
много платить за коммунальные услуги,
что позволит избежать массовых неплатежей.
: