Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Проблема регулирования естественных монополий является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях финансово‒экономического кризиса. Естественные монополии образуются в отраслях, в которых невозможна конкуренция по каким–либо причинам. Такими причинами могут быть, например, использование редких ресурсов при производстве товара, или необходимость иметь определённую лицензию на данный вид деятельности. К естественным монополиям относят предприятия, в которых размеры начальных вложений очень велики, поэтому другой фирме просто невыгодно вступать в конкурентные отношения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………….4
1. Сущность естественных монополий………………………………………………..6
1.1. Понятие монополии……………………………………………………...………...6
1.2. Возникновение и сущность естественных монополий………………..………..10
1.3. Признаки и границы естественных монополий………………………..14
2. Регулирование естественных монополий………………………………….27
2.1. Методы регулирования………………………………………………….27
Заключение (основные выводы)…………

Файлы: 1 файл

экономика - копия.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    Суть  состоит в определении потребителей, которые нуждаются в обслуживании, установление уровня их обеспечения, с учётом необходимости защиты прав и интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Ресурсы, которые необходимы при производстве какого-либо товара, ограничены, а иногда и вовсе исчерпаны. Это позволяет выборочно продавать товары разным потребителям. Государство вмешивается, чтобы защитить интересы всех потребителей.

    Какой именно метод использовать при регулировании  определяет орган регулирования  естественных монополий. Это решение  принимается после тщательного анализа конкретного регулируемого субъекта.

    Чтобы государственная политика в сферах деятельности субъектов естественных монополий была наиболее эффективной, необходим государственный контроль:

    1. Предварительный контроль.

    Это обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы.

    1. Последующий контроль.

    Это обязательное оповещение органа регулирования  естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии.

    Субъекты  естественных монополий находятся  в особом положении. Отсюда появилась  необходимость ограничить их экономическую  деятельность. Субъекты естественных монополий не имеют права отказаться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство товаров, если они имеют возможность произвести такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать доступ на рынки товаров и услуг, производить товары и услуги, регулируемые Законом «О естественных монополиях». Также они обязаны предоставлять отчёты о своей работе и проекты планов вложений.   

     

     §2. Органы регулирования естественных монополий. 

    Как мы выяснили, естественные монополии  нуждаются в экономическом регулировании. На это существует несколько причин:

    ‒ Обеспечение баланса между потребителями и предприятиями;

    ‒ Определение тарифов справедливыми и эффективными способами;

    ‒ Стимулирование предприятий к уменьшению издержек, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности работы;

    Для регулирования естественных монополий созданы специальные органы, выполняющие определённые функции. Органы регулирования естественных монополий контролируют действия, совершаемые с участием или в отношении субъектов естественных монополий.

    «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении

     государственного  регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий».

    Органы  регулирования естественных монополий  контролируют:

    ‒ Вложения субъекта естественной монополии в производство товаров, в отношении которых не применяется регулирование с помощью Федерального закона.

    ‒ Сделки, в результате которых хозяйствующий субъект приобретает право собственности на часть средств субъекта монополии, предназначенных для производства товаров.

    Для органов регулирования естественных монополий существуют гарантии исполнения их функций. Органы могут быть ликвидированы  только при появлении конкуренции  на данном рынке товаров или услуг. Сообщения об этом обычно публикуются в средствах массовой информации. Органы регулирования естественных монополий могут получить информацию о деятельности естественных монополий. По их требованию субъекты монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления должны предоставлять документы, объяснения и любую другую информацию. Информация о деятельности естественной монополии должна предоставляться органам регулирования заинтересованными лицами. Органы регулирования должны вносить предложения по улучшению законодательства о естественных монополиях. Все рекомендации направляются в Правительство РФ на дальнейшее рассмотрение.

    19 ноября 1995 года была образована  Федеральная энергетическая комиссия  Российской федерации (ФЭК РФ) по регулированию основных отраслей промышленности. 25 января 1996 года была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области

связи (ФСЕМС  России). Затем была образована Федеральная  служба по регулированию транспорта (ФСЕМТ России). Она регулировала следующие сферы: железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

    В 1996-1998 годах регулирование деятельности естественных монополий осуществлялось специальными федеральными органами исполнительной власти на основе Закона «О естественных монополиях».

    В 1998 году было образовано Министерство по антимонопольной политике. 22 сентября 1998 года были упразднены служба по регулированию  в области связи и в области  транспорта. Их функции были переданы образовавшемуся Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

    30 января 2002 года была создана Комиссия  Совета Федерации по естественным  монополиям. В состав этой Комиссии  входят 41 член Совета Федерации.  Созданию Комиссии способствовала важность контроля и регулирования естественных монополий, развития конкуренции при соблюдении интересов государства и общества в условиях экономических реформ. Деятельность Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям ведётся в рамках пяти подкомиссий:

    1. по электро- и теплоэнергетике;
    2. по железнодорожному транспорту, по морским портам и аэропортам;
    3. по связи;
    4. по развитию нефтегазовой отрасли, трубопроводному транспорту, работе терминалов;
    5. по общим вопросам реформирования естественных монополий.

    Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям, согласно Регламенту, имеет следующие полномочия:

    ‒ Разрабатывать и рассматривать законопроекты по вопросам своего ведения;

    ‒ Предлагать по разделам проекта федерального бюджета;

    ‒ Подготавливать заключения по проектам законов, переданных на рассмотрение Совета Федерации;

    ‒ Рассматривать законопроекты, внесённые в Государственную Думу;

    ‒ Принимать участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;

    ‒ Организовывать проведение мероприятий по вопросам своего ведения;‒ Решать вопросы организации своей деятельности.

    Органы  регулирования естественных монополий  могут изменять или вообще прекращать регулирование отдельных субъектов  естественных монополий, при этом субъект  исключается из реестра. Вопросы, касающиеся регулирования, могут быть рассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов.

    Решение об изменении регулирования принимается  только на основе тщательного анализа  деятельности субъекта естественной монополии. Прежде всего, обращается внимание на:

    • затраты на производство товаров;
    • налоги и другие платежи;
    • стоимость производственных средств;
    • прибыль от реализации товаров, которую рассчитывают получить;
    • расстояние между потребителями и местом производства товаров;
    • соотношение качества товаров и спроса потребителей;
    • материальная поддержка государства.

    Существует  Институт проблем естественных монополий, который является центром по исследованию основных отраслей естественной монополии: электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта.

Институт проводит исследования и  предоставляет экспертную оценку на деятельность естественных монополий.  
 
 
 
 
 

     Заключение.  

    В данной работе я подробно изучил сущность естественных монополий, их возникновение, деятельность, признаки. Также я выяснил, что естественные монополии – это отрасли, которые необходимо регулировать. В этом и состоит проблема естественных монополий. 

    Проблема  регулирования естественных монополий  всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения  и монополистами – это очень  непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

    Проблема регулирования естественных монополий в условиях кризиса является одной из наиболее значимых проблем. До кризиса наблюдался стремительный рост тарифов естественных монополий. Но население не сильно обращало на это внимание. Поэтому вопрос о снижении темпов роста тарифов особо не рассматривался. С наступлением кризиса, этот рост стал существенно ощутимым. Соответственно, возник вопрос о решении этой проблемы. Существуют три пути решения данной проблемы.

    Замораживание тарифов выгодно, прежде всего, для населения и отраслей промышленности, зависящих от продукции естественной монополии. Населению никогда не был выгоден рост цен на коммунальные услуги и железнодорожные перевозки. Тем не менее, до кризиса, этот рост не ощущался так сильно. С наступлением кризиса всё поменялось. Политика замораживания тарифов не

     устраивает  самих монополистов. Замораживание  может привести к сокращению инвестиционных программ, что очень важно.

    Другой  путь решения проблема – продолжение  роста тарифов. Эта политика выгодна  монополистам и невыгодна потребителям. То есть если увеличить инвестиционные программы, то есть повысить темп роста тарифов, то естественные монополии после кризиса могут быстрыми темпами поднять промышленность и улучшить экономическое благосостояние страны, то есть помогут стране как можно раньше выйти из кризиса и с меньшими потерями. Но если тарифы и дальше будут расти, то это приведёт к массовым неплатежам, что тоже не является решением проблемы.

    Множество мнений существует на счёт решения  проблемы регулирования естественных монополий. Но как было написано ранее, роль государства – нахождение и сохранение баланса между потребителями и производителями. И в решении данной проблемы необходим компромисс.

    Компромисс  заключается в снижении темпа  роста тарифов. На мой взгляд, это наиболее правильное решение. В таком случае никто не останется в проигрыше. Учитываются интересы обеих сторон: монополии будут получать достаточные средства, чтобы не сокращать количество инвестиционных программ, а население не будет вынуждено много платить за коммунальные услуги, что позволит избежать массовых неплатежей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       : 

  1. 15 Федеральный  закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных  монополиях»
  2. Акулов В.Б. Теория организации. Петрозаводск, 2002
  3. Андросов К.Г. Государственное регулирование естественных монополий. СПб., 2000
  4. Дубов К.С. Формирование экономического механизма развития предприятия - субъекта естественной монополии. СПб., 2001.
  5. Ковалева Т.В. Естественные монополии: проблемы реформирования. Красноярск, 2000.
  6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.,1983
  7. Робинсон Д. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.,1986
  8. Саакян Ю. Федеральный справочник. М.,2008
  9. Смит А. Богатство народов. 1962
  10. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.,1996
  11. Шаститко А.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. М., 2000.
  12. Шелехов Д.Ю. Управление развитием естественной монополии: (на примере газового комплекса). М., 2000.
  13. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий //Общество и экономика. 2003.
  14. Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. - 2002.
  15. Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты // ЭКО. – 2001.
  16. Бутыркин А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. – 2003.
  17. www.inventech.ru
  18. www.be.economicus.ru
  19. www.bd.fom.ru
  20. www.pokapital.ru

Информация о работе Естественные монополии