Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Проблема регулирования естественных монополий является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях финансово‒экономического кризиса. Естественные монополии образуются в отраслях, в которых невозможна конкуренция по каким–либо причинам. Такими причинами могут быть, например, использование редких ресурсов при производстве товара, или необходимость иметь определённую лицензию на данный вид деятельности. К естественным монополиям относят предприятия, в которых размеры начальных вложений очень велики, поэтому другой фирме просто невыгодно вступать в конкурентные отношения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………….4
1. Сущность естественных монополий………………………………………………..6
1.1. Понятие монополии……………………………………………………...………...6
1.2. Возникновение и сущность естественных монополий………………..………..10
1.3. Признаки и границы естественных монополий………………………..14
2. Регулирование естественных монополий………………………………….27
2.1. Методы регулирования………………………………………………….27
Заключение (основные выводы)…………

Файлы: 1 файл

экономика - копия.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    В российской промышленности существуют 4000 предприятий-монополистов, из них  естественных монополий – 500.

    В России, согласно Федеральному закону, к естественным монополиям отнесено несколько сфер:

    ‒ транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

    ‒ транспортировка газа по трубопроводам;

    ‒ услуги по передаче электрической энергии;

    ‒ железнодорожные перевозки;

    ‒ услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;

    ‒ услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой

      связи;

    ‒ услуги по оперативно‒диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

    ‒ услуги по передаче тепловой энергии;

    ‒ услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

    Теперь  рассмотрим точку зрения, отрицающую существование естественных монополий. Нет никаких доказательств того, что явление естественной монополии  существовало, когда началось государственное регулирование инфраструктурных отраслей, то есть сторонники этой точки зрение связывают появление монополий с результатом непосредственного вмешательства государства в регулирование.

    Г. Грей изучал теорию естественной монополии. Считалось, что все привилегии, которые предоставлялись корпорациям и частным лицам, были основаны на удовлетворении интересов общества. Но в итоге, всё это сводилось к коррупции. Отсюда следовало, что большинство отраслей стремились установить монополию, то есть стать общественной инфраструктурой. Проблемы, связанные с естественными монополиями, по мнению Грея, являются результатом вмешательства государства, так как правительство не может установить определённую цену на использование ограниченных городских ресурсов.  
 

     1.3. Признаки и границы естественных монополий.

     Естественная  монополия обладает некоторыми отличительными признаками, такими как:

         ‒ Низкая эластичность спроса. Спрос на товары и услуги отраслей естественной монополии практически не зависит от изменения цен, в отличие от спроса на другие виды продукции, которые имеют близких заменителей.

     ‒ Высокие барьеры входа на рынок. Это объясняется постоянными инвестициями в строительство, которые трудно окупаются. Размер предприятия монополии близок к ста процентам объёма потребления определённого блага, соответственно отрасли для эффективного производства достаточно только одной фирмы.

     ‒ Эффективность деятельности. Ощутимая экономия на производственных масштабах и высокие постоянные издержки.

     ‒ Сетевой характер рынка. Существует целостная система сетей, с

помощью которых происходит оказание услуг.

     Выше  были приведены основные отличительные  признаки естественной монополии в  целом. Но естественную монополию также  рассматривают несколько в ином контексте. Не с экономической точки зрения, а с правовой. Если рассматривать естественную монополию с этой стороны, то можно также выделить ряд признаков:

    ‒ Законы о монополиях связаны с законом о конкуренции: учитывается их различие по предмету и способы регулирования;

    ‒ Правовой статус субъектов, их права и обязанности;

    ‒ Границы естественных монополий по отраслям и видам хозяйствования;

    ‒ Образование и развитие монополий имеет юридические основания;

    ‒ Деятельность естественных монополий регулируется;

    Если рассматривать естественную монополию как объект государственного регулирования, то её можно разделить на две части: естественно-монопольное ядро (экономические и технологические границы рынка) и смежный естественно‒монопольный сегмент (социальные и стратегические границы рынка)

  1. Типы границ естественных монополий
     Сферы деятельности      Тип границ      Характеристика
     Естественно-монопольное  ядро Экономические      Конкуренция экономически неэффективна
Технологические      Конкуренция невозможна в силу технологии процесса
     Смежный естественно-монопольный  сегмент (конкуренция возможна) Социальные      Конкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезности
Стратегические      Конкуренция противоречит интересам государства

 
     
  1. Экономические границы.

     Рассмотрение  естественной монополии строго теоретически, не учитывая никаких особенностей отраслей. Таким образом не полностью отражена вся суть естественной монополии.

  1. Технологические границы.

     Конкуренция не может существовать из-за технологических  особенностей отрасли. В разных отраслях выделяют разные технологические границы, учитывая существующие особенности этой отрасли.

  1. Социальные границы.

     Существует  принцип общественной полезности. Товары и услуги естественно‒монопольных отраслей потребляются обществом. Это определяет особую роль для населения и государства.

  1. Стратегические границы.

     Они очень похожи на социальные. Они  описывают сферы, где конкуренцию  необходимо ограничить в силу каких-либо причин.

     Итак, мы рассмотрели все признаки естественной монополии, а также границы рынка. Теперь можно подвести итог и определить плюсы и минусы отраслей естественной монополии.

     Плюсы:

     ‒ Максимальное использование эффекта от масштаба производства, то есть снижение издержек на производство

     ‒ Мобилизация финансовых ресурсов, поддержание средств производства

     ‒ Использование новых технологий.

     ‒ Единый стандарт на продукцию и услуги.

     ‒ Замена рыночной системы позволяет сократить различные издержки.

     Минусы:

     ‒ Блокировка технического процесса.

     ‒ Снижается качество продукции и услуг.

     ‒ Издержки в значительной мере перекладываются на потребителя.

     ‒ Принимает форму административного диктата.

     Нельзя  точно определить чего больше плюсов или минусов. Это значит, что естественная монополия очень противоречива. То есть достоинства также могут  быть и недостатками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Регулирование естественных монополий.

     2.1. Методы регулирования.

     В ситуации сильной монополизации  экономики, государство вынуждено  осуществлять контроль за деятельностью  естественных монополий. Отрасли естественной монополии обладают высокой экономической эффективностью, что является главной причиной необходимости регулирования их деятельности. 

    Государственный контроль заключается во владении контрольным  пакетом акций и в специальном  антимонопольном законодательстве, определяющим методы регулирования и контроля отраслей естественных монополий, потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.

    Государственное регулирование применяется, прежде всего, в отраслях общественного  пользования: в связи, газо-, электро-, водоснабжении. Регулированию подлежат предприятия, в которых:

  • Большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;
  • Финансирование происходит с использованием огромных сумм денег;
  • Развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развития промышленности на конкретной территории.

    Существуют  три способа регулирования естественных монополий:

  1. Прямое государственное регулирование.

    Суть  такого регулирования определяется, как правило, специальными законодательными актами. Например, Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года. Он определяет отрасли, которые относятся к естественным монополиям и положения по их регулированию.

    При таком регулировании существуют несколько проблем. Во-первых, появляется необходимость создания органа государственного контроля над деятельностью естественной монополии. В этом случае, появляется опасность того, что будут учитываться не общественные интересы, а, прежде всего, интересы правящих групп. Во-вторых, сложно точно определить издержки производства производителя товаров отраслей естественной монополии. А это является необходимой частью при регулировании. 

  1. Торги за возможность использования и эффективность в разных условиях.

    Этот  способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу, то есть торги на право ведения такой деятельности. В этом случае проявляются недостатки не экономической, а административной системы. При таком способе регулирования заключается контракт с производителем, который предлагает лучшие условия.

  1. Ценовая дискриминация.

    Таким методом пользуются как сами естественные монополии, чтобы увеличить чистый доход, так и субъекты, регулирующие их, чтобы снизить негативный эффект от деятельности монополий. Это продажа товара по различным ценам разным покупателям. Главное условие ценовой дискриминации – это невозможность перепродажи блага. Ценовую дискриминацию делят на три категории в зависимости от способа осуществления:

    1. Первая степень.

    Это продажа каждой единицы блага  по цене её спроса. В таком случае кривая спроса для монополиста становится кривой предельного дохода. Осуществить  дискриминацию такой степени  получается крайне редко.

    1. Вторая степень.

    Монополист  продаёт не каждую единицу блага, а её определённые партии по разным ценам.

    1. Третья степень.

    Только  если отраслевой спрос предстаёт  в виде отдельных групп потребителей с различными функциями спроса.

    Естественные  монополии очень часто используют ценовую дискриминацию при регулировании.

    Согласно  Закону «О естественных монополиях»  существуют два метода регулирования  естественных монополий:

    1. Ценовое регулирование.

    Его суть состоит в определении и  установлении фиксированных цен  на товары и услуги, либо их предельного  уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен на товары отраслей естественных монополий. Этот порядок закреплен  специальными нормативными актами.

    Существует  несколько методов ценового регулирования:

    ‒ Метод предельных издержек.

    Государство контролирует, чтобы установленная монополистом цена равнялась предельным издержкам. Так обеспечивается эффективное производство и потребление продукции.

    ‒ Метод средних издержек.

    Цена  должна быть равна средним издержкам. При этом методе товаров может  производиться меньше, чем должно быть для эффективной экономики  в целом. С другой стороны, монополист заранее знает, что все его  расходы будут компенсированы, то есть, нет необходимости минимизировать издержки.

    ‒ Метод установления потолка цен.

    Этот  метод обычно приводит к дефициту продукции.

    ‒ Субсидирование естественных монополий.

    Это метод ценовой дискриминации, когда  одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше.

     Получается  так, что промышленные предприятия  субсидируют тарифы для населения.

    1. Неценовое регулирование.

Информация о работе Естественные монополии