Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:16, реферат
В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.
Введение стр. 1
Общая характеристика монополии стр. 3
монополии и конкуренция стр. 11
естественная монополия и её регулирование стр. 14
ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 18
опыт регулирования монополий в сша стр. 21
закон рф о регулировании естественных монополий стр. 25
сущность закона
пример по россии
заключение стр. 28
список использованных источников стр. 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 1
заключение стр. 28
список использованных источников стр. 29
Введение
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии.
Основное
внимание уделено исследованию естественных
монополий, которые существуют преимущественно
в отраслях коммунального обслуживания.
В большинстве стран эти
С
применением экономической
В
работе представлены способы и методы
регулирования естественной монополии,
а так же рассмотрены проблемы
взаимоотношений между
Регулированию
монополий уделяется большое
внимание в разных странах в рамках
антимонопольного законодательства. Рассмотрены
примеры регулирования
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.
Во
многих отраслях ведущие фирмы знают,
что они представляют собой настолько
большую часть рынка, что они
могут посредством своих
Монополия характеризуется наличием одного- единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке. Как с точки зрения количества товаров на рынке, так и с учётом других важных аспектов монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.
Например, до начала 80-х годов компания “Объединённые прииски Де Бирс” фактически контролировала все источники поставок алмазов в мире. В качестве другого примера можно привести монополию “Полароид” на моментальную фотографию, единственный бакалейный магазин в уединённом маленьком городке так же является монополистом.
В реальной жизни монополия- это всегда вопрос меры власти над рынком. Можно было утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним продавцом, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы является убывающей, компания “Де Бирс” знает, что чем больше алмазов она произведет, тем ниже будет на них цена, а так же и прибыль которую она получит за каждый проданный алмаз. Таким образом, сокращая продаваемое ею количество алмазов, она может повышать рыночную цену, т.к. является монополистом на этом рынке.
Продавец обладает монопольной властью (властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения объёма выпуска своего продукта.
Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами и, скажем компанией “Де Бирс” заключается в мере их власти над рынком; “Де Бирс” обладает куда большей властью над ценой.
Рассмотрим пример. У корпорации “Акме” имеется патент, дающий ей исключительное право на производство неких товаров. Чтобы рассчитать объём выпуска, максимизирующей её прибыль, “Акме” должна пройти через такого же рода предельный анализ. Если производство ещё одной единицы продукции в неделю увеличит доход в большей мере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпуска снизит издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следует сократить. Другими словами, “Акме” должна сравнить предельные издержки МС с предельным доходом.
Предельный доход MR- это величина изменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага.
Для
совершенно конкурентной фирмы предельный
доход всегда равен цене, потому
что такая фирма может
Таблица 1.1.
Спрос, совокупный доход и предельный доход.
Объём
спроса,
единиц в неделю |
Цена
(в $ за единицу) |
Совокупный
доход,
Кол-во х цену ($ в неделю) |
Предельный
доход,
($ в неделю) |
16 | 0 | ||
1 | 14 | 14 | 14 |
2 | 12 | 24 | 10 |
3 | 10 | 30 | 6 |
4 | 8 | 32 | 2 |
5 | 6 | 30 | -2 |
6 | 4 | 24 | -6 |
7 | 2 | 14 | -10 |
8 | 0 | 0 | -14 |
В
первых двух столбцах табл. 1.1. показана
рыночная шкала спроса на изделия
фирмы “Акме”. При цене в2 $ спрос
предъявляется на 7 штук в неделю;
при более высоких ценах объём
спроса на продукцию “Акме” ниже. В
третьем столбце показан
Приведённые в первых трёх столбцах табл. 1.1. данные показаны в графическом рисунке 1.1.
Кривая спроса на продукцию “Акме” (D) показана на рис. 1.1б., а соответствующая кривая совокупного дохода на рис. 1.1а. Например, когда цена Р0 составляет 12 $, объём спроса равен двум единицам в неделю, а суммарный доход – 24 $. Совокупный доход при данном объёме выпуска представлен заштрихованной областью В+С на нижней части рисунка. Когда цена понижается до 8 $, общая величина дохода равняется сумме площадей А и С. так как эта площадь больше площади В+С, то из рисунка видно, что величина совокупного дохода должна возрастать по мере роста выпуска с 2 до 4 единиц. Это подтверждает верхняя часть рисунка, на которой показано, что совокупный доход составляет 32 $ при объёме выпуска в размере 4 единиц.
В последнем столбце таблицы 1.1. показан предельный доход “Акме”. Величина этого предельного дохода ниже цены при всех (кроме единичного), объёмах выпуска. Это объясняется тем, что “Акме” может наращивать свой предельный объём продаж только за счёт снижения цены. Следовательно, если “Акме” решает продавать на одну единицу в неделю больше, то она получит прирост в размере цены этой единицы, но понесёт потери из-за того, что вынуждена продавать первоначальный предельный объём продукции по более низкой цене.
Приведённый в табл. 1.1. специфический пример иллюстрирует эти последствия. Шкала спроса показывает, что 2 единицы могут быть проданы по 12 $ за каждую, но чтобы продать 3 единицы в неделю, “Акме” должна снизить цену до 10 $ за каждую. Когда объём продаж возрастёт с 2 до 3 единиц, прирост совокупного дохода будет равен 6 $ (30 $ - 24 $).
Данный прирост распадается на две составляющие.
Первая составляющая – это те 10 $, которые “Акме” получает от покупателя фактически в момент продажи третьей единицы.
Вторая
составляющая – это потеря в размере
4 $, возникающая в результате того,
что каждая из двух первых проданных
единиц приносит теперь 10 $ вместо 12 $. Цену
приходится снижать, для того чтобы
продать третью единицу. Таким образом,
“Акме” получает 10 $ от продажи третьей
единицы, но теряет 4 $ из-за более низкой
цены, по которой продаётся
Так как совершенно конкурентная фирма может продать сколь угодно много или сколь угодно мало, не оказывая при этом влияния на цену, которую она получает, то предельный доход в условиях совершенной конкуренции совпадает с ценой.
К кривой спроса на рис. 1.1б. мы добавляем кривую предельного дохода (MR) из таблицы 1.1.
Например, предельный доход, полученный за счёт увеличения выпуска с одной единицы до двух, составляет 10 $. Это отмечено точкой G на кривой MR. Кривая MR берёт начало в той же самой точке на вертикальной оси, что и кривая спроса. Предельный доход от первой единицы выпуска всегда равняется цене данной единицы, поскольку в этой ситуации нет “первоначального выпуска”, приносящего меньший доход в результате снижения цены, которое необходимо для увеличения спроса. Однако после того как первая единица продана, MR становится ниже цены.
Как показано на рисунке 1.1., кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный доход достигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен, совокупный доход может быть увеличен за счёт наращивания объёма продаж, следовательно, величина совокупного дохода не может быть максимальной. В тех случаях, когда предельный доход отрицателен, совокупный доход может быть увеличен за счёт уменьшения объёма продаж. Совокупный доход может принимать, максимальное значение только в том случае, когда предельный доход равняется нулю.
Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист придерживается такого же рода двухшаговой процедуры, что и совершенно конкурентная фирма. На первом шаге фирмы обоих типов рассчитывают величину оптимального положительного выпуска, который позволяет максимизировать прибыль, при условии, что фирма производит что-либо вообще. Если совершенный конкурент в этих расчётах использует рыночную цену, то монополист пользуется предельным доходом. На втором шаге фирмы обоих типов решают, производить ли им этот положительный выпуск или же останавливать производство и не производить ни чего.