Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:16, реферат
В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.
Введение стр. 1
Общая характеристика монополии стр. 3
монополии и конкуренция стр. 11
естественная монополия и её регулирование стр. 14
ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 18
опыт регулирования монополий в сша стр. 21
закон рф о регулировании естественных монополий стр. 25
сущность закона
пример по россии
заключение стр. 28
список использованных источников стр. 29
В ситуации, подобной, изображенной на рис.2.2, расширение выпуска было бы выгодно обществу, поскольку ценность добавленной единицы продукции для потребителей превышает величину предельных издержек ее производства. Но если Qm - это объем монопольного выпуска, то расширение выпуска было бы невыгодно монополисту. Величина снижения цены в рамках существующего объема выпуска превысило бы величину прироста дохода, полученного от дополнительных продаж. Вот почему монополисты ограничивают свой выпуск, вызывая тем самым рост социальных издержек, связанных с монополией.
Рассмотрим, как может быть измерена величина этих социальных издержек. Для этого снова обратимся к рис.2.1. При конкурентном равновесии цена равняется предельным издержкам, так что ценность дополнительной единицы продукции для потребителей как раз совпадает с предельными издержками ее производства. Общество не получило бы никакого выигрыша от наращивания выпуска за пределы уровня конкурентного равновесия или же от его снижения ниже данного уровня.
При монопольном равновесии цена Рm, с которой сталкиваются потребители, превышает предельные издержки увеличения выпуска MCm . Следовательно, потребители были бы готовы платить за дополнительную единицу продукции больше того, во что ее производство обошлось бы монополисту.
Отталкиваясь
от монопольного объема выпуска Qm , предположим,
что выпуск продукции каким то
образом возрос на одну единицу. Соответствующий
выигрыш для общества представлял
бы собой разницу между предельной
ценностью дополнительной единицы
для покупателей и предельными
издержками ее производства, или (Pm - МСm).
Точно также, если бы за тем была
произведена вторая дополнительная
единица, то дополнительный выигрыш
для общества представлял бы собой
разницу между предельной ценность
(P) и предельными издержками (МС)
при этом объёме выпуска. Продолжая
в том же духе до тех пор, пока
выпуск не достигнет конкурентного
уровня Qc, мы видим, что величина чистой
выгоды, связанной с увеличением
производства ещё на одну единицу, измеряется
величиной вертикального
Таким образом, социальные издержки, связанные с монополией - это альтернативные издержки. Они представляют собой общую величину выгоды, которой жертвует общество, допуская сокращение производства до монопольного уровня. А не стимулируя его расширения до конкурентного уровня.
Итак, экономия от масштаба обуславливает эффективность производства в некоторых отраслях только при наличии в них одного производителя. Это правило действует, если монополия функционирует с фиксированной, неизменной технологией.
Но
картина меняется, когда происходят
нововведения и технический прогресс.
Монополия-это зло, но стандартная
технология и того хуже. Осознавая
это, правительства большинства
стран в целях ускорения
Существует
другого рода связь между монополией
и техническим прогрессом. Йозеф
Шумпетер и другие экономисты доказывали,
что крупные фирмы, обладающие значительной
монопольной властью, - это желательное
явление в экономике, поскольку
они ускоряют технические изменения.
Шумпетер доказывал, что фирмы, обладающие
монопольной властью, могут тратить
свои монопольные прибыли на исследования,
чтобы защитить или упрочить свою
монопольную власть. Занимаясь исследованиями,
они обеспечивают выгоду, как себе,
так и обществу в целом. Совершенно
конкурентные фирмы, напротив, не имеют
сверхприбылей для
Таким образом, предпринимающиеся усилия в области исследований и разработок, должны быть разумных размеров, и некоторая власть над рынком может тут помочь. Но технический прогресс в большинстве областей зависит не от гигантских фирм, обладающих огромной монопольной властью. Скорее всего, в силу патентного законодательства монополия является результатом технического процесса, а не его причиной.
3.Естественная
монополия и ее регулирование.
Один
из примеров монополии - услуги местной
телефонной связи - указывает на основную
причину существования
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят что отрасль является естественной монополией.
Чтобы исследовать этот случай, покажем на рис.3.1 кривые спроса и издержек для монополии, действующей в отрасли, в которой имеет место экономия от масштаба при всех объемах выпуска. Чем выше объем выпуска, тем ниже средние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже средних издержек при всех объемах выпуска.
Монопольной цене и объему выпуска соответствует точка Е2 , при этом объеме выпуска MR=MC. В точке Е2 монополия получает прибыль в размере заштрихованной площади (Рm - АСm)* Qm. В какой точке достигалось бы равновесие, если бы данная отрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, мы могли бы взять кривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и отыскать на ней точку, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкой является точка Е1 на рис.3.1. Но данная точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, то средние издержки были бы выше цены, и имел бы место убыток, равный расстоянию CЕ1, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия.
Монополия в данном случае является “естественной” в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки. Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая из которых производила половину общего выпуска отрасли. Как соотносились бы величины средних издержек, если бы существовало две фирмы, если бы тот же объем выпуска производился единственной фирмой? Так как средние издержки растут по мере падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, производящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск производился бы только одной фирмой. Поскольку единственный продавец благодаря экономии от масштаба может производить с меньшими затратами, то данной отрасли было бы трудно избежать превращение в монополию. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы снизить цену и резко увеличить выпуск и, следовательно, создать трудности с получение прибыли для своих более мелких соперников. Таким образом, “естественность” монополии заключается также в том, что, скорее всего она является следствием свободного действия рыночных сил.
Вторая
причина существования
Третья
причина существования
Эти
три причины могут быть связаны
между собой. Правительство может
предоставить компании монопольное
право, например, в том случае, если
имеет место экономия от масштаба.
В данном случае конкуренция была
бы расточительна с точки зрения
общества. Но правительство в то
же самое время может стремиться
к регулированию поведения
На рис.3.1 изображена естественная
монополия с убывающей кривой
краткосрочных средних
Но как достичь данного уровня выпуска? Антитрестовская политика, препятствующая образованию естественных монополий, ограничивала бы уровень выпуска. Но, с другой стороны, нерегулируемая монополия также ограничивала бы выпуск продукции только на уровне Qm и тем самым обусловила бы издержки общества в размере площади замененной области FEЕ1 на рис.3.1. Следовательно, интересы эффективности требуют замены рыночных сил, монопольного производителя необходимо заставить производить больше Qm и назначать цену ниже Рm или посредством регулирования его деятельности, или введением государственной собственности.
Важнейшие
примеры естественных монополий
включают обеспечение водой, газом
и электроэнергией, а также местную
телефонную связь и канализацию.
Существование в этих отраслях коммунального
обслуживания экономии от масштаба обуславливает
желание иметь монопольного поставщика,
но тогда возникает необходимость
государственного вмешательства, с
тем, чтобы пресекать
Задачи регулирования:
Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Как иллюстрирует рис.3.1, установление цены точно на уровне предельных издержек означало бы производство продукции в объеме Q1 и требовало бы соответствующего изменения цены Р1, которая в этом случае оказывается ниже величины долгосрочных средних издержек. Данная отрасль коммунального обслуживания несла бы потери; ее балансовая прибыль, если таковая и имелась бы, не обеспечивала бы норм дохода на вложенный капитал. Таким образом, работники регулируемых агентств должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получения дохода, достаточного для возмещения издержек.
Решение этой проблемы - это установление двухкомпонентных тарифов, предусматривающих отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы полученных услуг. Более распространенный, но менее удовлетворительный подход заключается в установлении цены на уровне средних издержек. При ценах, устанавливаемых на таком уровне, объем выпуска не является оптимальным с общественной точки зрения, но потери для общества меньше, чем могли бы быть в случае нерегулируемой монополии.