Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:47, курсовая работа
С возникновением монополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-3
1. Понятие естественной монополии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-6
2. Естественные монополии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-11
3. Негативные стороны монополизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12-13
4. Влияние естественных монополий на национальную экономику. . . . . 14-18
5. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19-26
5.1. Методы антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19-20
5.2. Закон РФ о регулировании естественных монополий. . . . . . . . . . . . . .21-26
1. Сущность закона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21-25
2. Пример по России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25-26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-3
1. Понятие естественной монополии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-6
2. Естественные монополии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-11
3. Негативные стороны монополизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12-13
4. Влияние естественных монополий на национальную экономику. . . . . 14-18
5. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19-26
5.1. Методы антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19-20
5.2. Закон РФ о регулировании естественных монополий. . . . . . . . . . . . . .21-26
1. Сущность закона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21-25
2. Пример по России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25-26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Введение
С возникновением монополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.
В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.
Тема регулирования
Сферы естественных монополий
подвижны. Они то расширяются, то сужаются,
то ликвидируются вовсе в зависимо
От того насколькоa прогрессивно будет развиватьсяa законодательная база страны, зависит aдальнейшее развитие экономикиa России и уровеньa ее благосостояния.
Естественная монополияa возникает вследствиеa объективных причин. Она отражаетa ситуацию, когда спрос наa данный товар вa лучшей степени удовлетворяетсяa одной или несколькимиa фирмами. В ееa основе — особенностиa технологий производстваa и обслуживанияa потребителей. Здесьa конкуренция невозможнаa или нежелательна. Примеромa могут служитьa энергообеспечение, телефонные aуслуги, связь и т.д. Вa этих отраслях существуетa ограниченное количество, еслиa не единственное национальноеa предприятие, и поэтому, естественно, ониa занимают монопольноеa положение на aрынке.
Основнымиa признаками естественнойa монополии являются aследующие:
Существуютa два типаa естественных aмонополий:
а) природныеa монополии. Рождение aтаких монополий aпроисходит из-заa барьеров для конкуренции, возведенныхa самой природой. Например, монополистомa может стать фирма, геологиa которой aобнаружили месторождение aуникальных полезныхa ископаемых и которая купила права на земельный участок, где aрасполагается это aместорождение. Теперьaникто другой это месторождениеa использовать не сможет: закон aзащищает права собственника, дажеa если он оказалсяa в итоге монополистомa (что не исключает регулирующегоa вмешательства государстваa в деятельность такого aмонополиста).
б) технико-экономические aмонопол
Скажем, техническиa почти aневозможно (а точнее, крайне нерационально) создание вa городе двух сетей канализации, подвода aгаза или электроэнергии aв квартиры. Не всегдаa рациональной aоказывается попытка проложить в aодном и том же городе кабели aдвух конкурирующих телефонных фирм, темa более что им всеa равно пришлосьa бы постоянно обращаться кa услугам друг друга, когда aклиент одной сети звонил aбы клиенту aдругой.
Наиболее aкрупномасштабными монополиями aобычно являются энергетические и aтранспортные, где aэффект масштаба aособенно подталкивает к aувеличению размеров фирмыaради снижения среднихa затрат на производство товаров. Реально aэто проявляется aв том, что создание в таких отрасляхa вместо одной крупнейшей aфирмы-монополиста несколько меньшегоi размера может iпривести к увеличению iзатрат на производство и в итоге – не к снижению, а кi росту цен. А в этом iобщество, естественно, неi заинтересовано.
С. Фишер iдает другое определение iестественной монополии. Если производство iлюбого объема продукции iодной фирмы обходится iдешевле, чем его производство двумя iили более фирмами, то говорят, что iотрасль являетсяi естественнойk монополией.
Электроэнергетика.
Вk российской электроэнергетикеk естественная монополия kсложилась исторически. Передающая kэнергию сеть по природе kсвоей предназначена быть kмонопольной. Конкуренция kздесь экономически бессмысленна, т.к. означала kбы повсеместное сооружениеk нескольких параллельныхk друг другуk дорогостоящих сетей, предназначенныхk для выполненияkбуквально одних иk тех же услугk и отличающихся друг от другаkлишь тем, чтоk они принадлежатk разным хозяйствующим субъектам. Сомнительнаяk выгода от экономииk на издержках производства kэлектроэнергии за счетk конкуренции междуk владельцами сетей не идетk ни в какое сравнение с бездумными kзатратами на строительствоk передающих kсетей.
Но сейчасk принимаются энергичныеk меры для развития kконкуренции между kпроизводителями электрической kэнергии, в частности:
Основной kцелью образованияk РАО "ЕЭС России" в форме kакционерного kобщества (когдаk в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 kэлектростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и kЕдиной энергосистемы) kбыло формирование kоптового рынка kэлектроэнергии. В федеральное kвладение РАО "ЕЭС России" kпоступили около k50 новейших kэлектростанций (это более kполовины общих kмощностей), выведенных из kсостава территориальных kАО-энерго.
В структуреk капитала РАО "ЕЭС России" kгосударству kпринадлежит 52,6% акций, на kдолю иностранных инвесторов kприходится 30,7%. РАО "ЕЭС России"k контролирует 77,7% суммарнойk мощности электростанций kстраны. Компания состоит kиз 72 региональных kАО-энерго. В капитале k53 из них РАО kимеет 50 и более процентов kакций, в остальных - менее 50%. kОсновные фонды kкомпании оцениваются kв 400 млрд. долл., рыночнаяk капитализация холдинга kсоставляет kоколо 13 млрд. долл. Владея большейk частью энергетическихk мощностей, РАО "ЕЭС России" kявляется собственником kвсей сети линий kэлектропередач страны. Среди kстанций, не входящих kв РАО, значительную kдолю составляют АЭС, на kкоторые kприходится 13% общего kпроизводства электроэнергии kв РФ.
Толчком к kрегионализации, kдроблению единого kрынка электроэнергии послужилоk введение в 1991г. дифференцированных kтарифов по kоплате электроэнергии потребителями kотдельных kобластей в зависимости отk реальных затрат каждой энергосистемы, kчто привело к нерациональной kзагрузке энергетических мощностей. kХронически недогруженными kостаются крупные высокоэффективные kстанции при более полной kзагрузке менее эффективных kмалых станций, принадлежащих kрегиональным kэнергосистемам.
Главнаяk проблема российской kэлектроэнергетики - неплатежи. В kсилу специфики kпроизводимойkпродукции применение санкций kв отношении неплательщиков kчрезвычайно затруднено. Положение, kвызванное неплатежами, kможно существенно улучшить kпутем реализации значительногоk экспортного потенциала РАО. По kнекоторым kоценкам, экспорт kэлектроэнергии, произведенной на kизбыточных kмощностях, позволилk бы получать ежегодно kдо 16 млрд. долл. Однако kдля передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее kпараметров kтребуется модернизация kлиний электропередач иk вспомогательных сооружений. Покаkв страныkдальнего зарубежья экспортируетсяk всего около 10 млрд. кВтч kэлектроэнергии.
По мнениюk доктора экономических kнаук А. Городецкого иk кандидатаk экономических наук Ю. kПавленко - «необходимоk полнее использоватьkпреимущества единой kцентрализованной энергосистемыk как более устойчивой формы организации kэнергетическогоk хозяйства. Организация производстваk электрической энергии, при которой kв одних руках сосредоточены kгенерирующие мощности, передающиеk и распределительные kсети, предоставляет kбольше возможностей kдля экспансии на внешниеk рынки. Не случайноk подобная схема успешно работает во Франции - одном из kкрупнейших в миреk экспортеров kэлектроэнергии».
Газовая промышленность.
Путем kпреобразования Государственногоk газовогоkконцерна в феврале 1993г. создано РАОk"Газпром", в 1999 г. оно преобразовано kв ОАО "Газпром" в соответствии kс требованиями законодательстваk об акционерных обществах. Наk его долю приходится kоколо 25% всех поступлений в федеральный бюджет. k"Газпром" - крупнейший kкредитор российской экономики. ОАО k"Газпром" принадлежит kоколо 30% европейского kгазового рынка (21% поставокk в Западную и 56% в Восточнуюk Европу). За рубежом kон располагает огромными kактивами, в основном вk виде долей в компаниях, kвладеющих газотранспортными kи газораспределительнымиk системами. "Газпром"k включает 8 газодобывающих kобъединений и 13k региональных газотранспортных предприятий, а такжеk внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляютk около 95% добычи kи 100% транспортировкиk газа.
Уникальность kресурсной kбазы и наличие kазвитой системы газопроводов kопределяет устойчивостьkпозиций "Газпрома" наk мировом рынке. В созданииk единой системы газоснабжения kРоссия kопередила страны Западной Европы,kгде подобная kсистема только kначинает формироваться. Так, в Германииk "Газпром" имеет мощную kсистему газопроводов, позволяющую kвыйти непосредственно наk потребителя kи тем самымk существенно повысить kвыручку от реализации kгаза. "Газпром" создал ряд альянсов с kкрупнейшимиk западными kкорпорациями, позволивших объединить kтехнологический, финансовый kи научно-технический потенциал kкомпаний. Так, объединение с kгруппой "Wmtershall" (дочернемk предприятииk концерна "BASF") дает k"Газпрому" возможностьk контролировать до 10% kрынка Германии с kперспективой увеличения kэтой доли.
Информация о работе Естественные монополии в современной России