Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:47, курсовая работа
С возникновением монополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-3
1. Понятие естественной монополии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-6
2. Естественные монополии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-11
3. Негативные стороны монополизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12-13
4. Влияние естественных монополий на национальную экономику. . . . . 14-18
5. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19-26
5.1. Методы антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19-20
5.2. Закон РФ о регулировании естественных монополий. . . . . . . . . . . . . .21-26
1. Сущность закона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21-25
2. Пример по России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25-26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Входящие в kсистему "Газпрома" как крупные, kтак и менее kзначимые предприятия фактическиk остаются его kпроизводственными подразделениями, они неk являются собственниками ни kсвоих kактивов, включая права на kнедропользование, ни своих доходов. kС правовойk точки зрения - это унитарныеkпредприятия, учрежденные ОАО и kоснованные на правеk оперативногоk управления.
Железнодорожный транспорт.
На долюk железных дорог приходится kоколо 77% грузооборота kвсех видов kтранспорта общего пользования kстраны и 45% kпассажирооборота, что сопоставимо kпо объемам с автомобильными kперевозками.
Основнаяk продукция kотрасли (перевозки) создается, какk правило, несколькимиk предприятиями - железными дорогами,
тоk есть наkуровне всей отрасли. Отсюдаk необходимость централизованногоk формирования и распределенияk доходов от перевозок, аккумулированияk финансовых ресурсов для развитияk железнодорожнойk сети, приобретенияk иk ремонта железнодорожногоkсостава, внедренияkдостиженииkнаучно-
В России kпоказатели производительностиk российских kжелезных дорог, оцениваемыхk по количеству kтонно-километров, приходящихся kна одного kзанятого на перевозках в 2 - 3 раза выше, kчем в Англии, kФранции, Германии иk Китае. При этом времяk оборотаk вагонов в нашей kстране в 2-3 раза меньше, kчем в США, несмотря наk большие kрасстояния kперевозок. В Западной Европе kжелезные дороги kнерентабельны: убытки kдостигают 50% и компенсируютсяk государственными kдотациями. В Россииk же убытки kпассажирского транспортаk покрываются за счетk работы грузового, а железные дороги kв целом работают с kприбылью (при том, что средний железнодорожныйk тариф в России kв 8-10 раз ниже, чемk в западных странах).
3. Негативные стороны монополизма.
Монополияk играет противоречивуюk роль в экономикеk страны. С одной kстороны, существуютk весомые аргументы в kпользу монополий. Продукцияk монополистических компаний kотличается высоким kкачеством, что позволилоk им завоевать kгосподствующее положение kна рынке. Монополизация kвоздействует на повышение kэффективности kпроизводства: толькоk крупная фирма kобладает достаточными kсредствами для успешного проведения научных исследований и разработок.k Кроме того, крупныеk масштабыk производстваkпозволяют снижать издержки kи в целом экономить kресурсы. Не следует kтакже забывать и того, чтоk крупные монополистическиеk объединения вk случае экономическогоk кризиса держатсяk дольше всех и раньше kвсех начинают выходить из кризиса, темk самым сдерживая спадk производстваk и безработицу.
С другойk стороны, количествоk негативных факторов kсуществования монополий значительно kбольше и первый изk них — практикаk образования монопольных kцен. Монопольные цены kотклоняются от kрыночных, создают дополнительные kприбыли монополистамk и одновременно облагаютk потребителяk своеобразной k“данью” в свою пользу. Покупатели вынужденыk покупать товары kпо ценам, которыеkвыше, чем в kусловиях конкурентногоk рынка. При этом ростk цен наблюдается вk основном на внутреннем kрынке, и создается kтакая ситуация, когда kцены наkвнутреннемk рынке выше, чем наk внешнем. Дляk укрепления kтакого положения kмонополистыk создают искусственный kдефицит на kтовары и услуги. Следовательно, kнаиболее явным kвнешним kпроявлением существования kмонополии является ростk цен и kналичие дефицита, стимулирование kинфляционных kпроцессов.
Еще kодним негативнымk фактором наличия kмонополий kявляется торможение kими развитияk научно-технического kпрогресса. Ослабляя конкуренцию, kмонополия kсоздает kэкономические kпредпосылки для ограничения kвведения в производство kновшеств. Монопольное kположение и kвытекающие из него kвыгоды сводят на kнет kстимулы постоянного kусовершенствованияkпроизводст
Монополизацияk также приводит к kдеформации kхозяйственных отношенийk и процессов. Создается kструктура, котораяk отвечает цели монополии — оптимизации kмонопольных прибылей. kВ этомkслучае возникает также kнеправильное распределение kдоходов k(в пользу монополиста), в результате чегоk осуществляется неправильноеk размещение ресурсов. Кромеk того, монопольные соглашенияk могут содействовать сохранениюk экономически “хилых” kпредприятий, выделяяk им соответствующие kльготы и устанавливая цены kна высокомk уровне. Монополии фактическиk не дают исчезнутьk нежизнеспособным предприятиям.
Учитывая kопределенныйk ущерб, который наносит kмонополизация, и размер kкоторого в ряде случаев превышаетk экономические kпреимущества крупногоk производителя, государствоk вынужденоk принимать антимонопольныеk меры. Поэтому kважным моментом kстановится рассмотрениеk механизма kреализации антимонопольной kполитики государств, а именноk какой рынок можно kсчитать kмонополизированным, какими методами государстваk осуществляют регулирование kи с помощью какихk приемов борются сkмонополизацией рынков.
4. Влияние естественных монополий на национальную экономику
Россияg не избежала негативного gвоздействия отраслейgестественныхg монополий gв условиях рынка. gВ российской промышленности gсуществуют четыре gтысячи предприятий – монополистов и их gпродукция составляетg 7% от общего числа. gИз них gестественных монополий g– 500.
С общимg сокращением производстваd в России спросdна продукциюd и услугиd отраслей - естественных dмонополий, за исключением dотраслей связи, постоянноd снижался. Эти отраслиd являются dчрезвычайно капиталоемкими,d значительная часть dих издержек носитd постоянный характер. В результатеd росла доляd постоянныхd издержек в цене dединицы продукции. Кромеd того, до последнего dвремени субъекты dестественных монополий финансировалиd инвестиции в dзначительной мере заd счет внутренних dисточников (инвестиционные dи стабилизационныеd фонды, формируемые заd счет себестоимости и dприбыль), что dопределило чрезмерную dнагрузкуd на тарифы.
Практическиd во всех dотраслях сохранялось dперекрестное субсидированиеd одних групп потребителей dза счет других. Низкиеd тарифы для населения dи бюджетных организаций dсубсидировались заdсчет промышленныхd и коммерческих dпотребителей. Например, dна железнодорожном транспорте dубытки по dпассажирским dперевозкам покрываются заd счет грузовыхd тарифов.
В 1993 - 1996 гг. отраслевыеd ценыd российскихd естественных монополий dросли более быстрыми dтемпами, чем в других dотраслях экономики. Ониd приблизились к уровню мировых, а dв некоторых dслучаях (например, международные телефонные тарифы) dпревзошли dих. Потребители стали оказывать dдавление на правительство dвплоть до выдвижения требованияd замораживания цен.
Быстрый иd значительный рост цен в dэлектроэнергетике,d газовой промышленности, dотраслях связи и наd железнодорожном dтранспорте обусловил необходимость dпостановки вопроса об dобоснованности издержекd (расходы наd заработную плату, dсоциальные dвыплаты, инвестиционную деятельность)d и о соответствии качества dпредлагаемых продукции dи услуг уровню цен. Воd всех отраслях, dсодержащих естественно-монопольныеd сегменты, заработная dплатаd превышала среднюю поd экономике и их dработники пользовались dбольшими социальными dльготами по сравнению dс другими dотраслями.
Учитывая dосновообразующую dсущность этих dотраслей, очевидно, что рост цен наdпроизводимую ими dпродукцию явился dмощнейшим фактором dмакроэкономической инфляции,d которая dсправедливо охарактеризована dэкономистами как инфляция dиздержек.
Однако dнельзя однозначноd утверждать, что отраслиd естественные монополии dза годы перехода к рынку dобеспечили себе процветаниеd за счет всей остальнойd экономики. Следствиеd ценовой dдискриминации - катастрофическиеd неплатежи - больнееd всего ударило dименно по собственному dисточнику.
По даннымd отраслевых структур, входящих dв систему Минтопэнерго, задолженностьd дебиторов по расчетамd и платежам предприятиямd электроэнергетики составилаd к 1 августаd 1994 г 12,9 трлн. руб. иd продолжала увеличиваться dдальше в среднем dна 36 млрд. руб. в день, половинаdотпущенной энергии dне оплачиваласьd в срок. Минэкономикиd представило правительству dРФ проект dрешения, предусматривающегоd реализацию заключенного dранее соглашенияd между базовыми отраслями dпромышленности, энергетикойd и транспортом dо совместных действияхd по стабилизации цен и dтарифов и dулучшению расчетов между dпредприятиями. Проект dне был dпринят.
РАО «ЕЭС России» dтогда полагало, чтоd необходимоd вывести dна федеральный оптовыйd рынок электрической dэнергии и dмощности максимальноеdчисло генерирующих dисточников в dрасчете на dто, что производители электроэнергии dбудут вовлечены в dконкуренцию, чтоd и обусловит dизыскание путей сокращенияdиздержек производстваd и удешевление dэнергии d(снижение тарифов).
Этимf расчетам «романтиков fрынка» из РАО «ЕЭС fРоссии» не суждено fсбыться по той fпростой причине, что региональные fАО-энерго являются fмонополистами, по fкрайней мере, по отношениюf к потребителям fсвоего региона и, fзначит, не чувствуют fнеобходимости в конкуренции. Не fменее важным fявляется и тоf обстоятельство,f что конкурентный fрынок может fвозникнутьf только при наличииf резервных мощностей. Их уровень fв России составляетf 3% (против ~ 30% в США и ФРГ) и егоf недостаточно fдаже для компенсации fсезонныхf и суточных пиковf потребления. Последниеf покрываются заfсчет межрегиональных перетоков, fчто и предохраняет fевропейскую часть России fот массовых отключенийf потребителей вследствиеf критического паденияf частоты в энергосистеме.
К ноябрю f1995 г. неплатежи потребителейf достигли 27 fтрлн. рублей, и уже 86 %f отпущенной электроэнергии fне оплачивалось fсвоевременно [«Финансовые известия» от 02.11.1995 г.]. Понятно, fчто важнейшая fроль в этом fмеханизме накачки fдебиторской задолженности fпринадлежала тарифнойf политике отрасли. fКроме того, высокая цена fна fэлектроэнергию влияет на fстоимостьf промышленной продукции, fотчего страдают и fсами энергетики.f К концу 1995 г. оплата заf поставленнуюf электроэнергию уже на 70% осуществлялась fв формеf бартерных сделок. fТеперьfтовар дебиторов, полученный fв качестве оплаты заf электроэнергию, fсам подлежитfреализации через сеть fторговыхf посредников.
К 1 августаf 1996 г. просроченная fдебиторскаяfзадолженность потребителей fэлектроэнергии fсоставила 63,2 трлн. рублей,f газа - 8,7 трлн. рублей, железныхf дорог и нефтепроводногоf транспорта - 65,3 fтрлн. руб. [Госкомстат РФ], fчто в сумме fпревышает 56% всех неплатежей f в экономике fРоссии.
Вследствие fболее жесткогоf регулирующегоf воздействия правительстваf на цены fестественных монополий fв первом fполугодии 1996 г. их ростf был значительноf ограничен. Результаты fне заставили fсебя ждать: с началаf лета было fдостигнуто резкоеf сокращение fинфляции.
Однако fжесткое fсдерживание роста fтарифов, по мнению fотраслевых специалистов, fпривело к резкому fухудшению fфинансового fсостояния отраслей естественных fмонополий. При fэтом в условиях fзакрытости финансовой fинформации и без fпроведения независимого fаудита соответствующихf предприятийfтрудно поддержатьf или fопровергнуть такие выводы.fТак или иначе, fв ряде случаев уже fсами fестественные монополииf нуждаются в защитеf от необоснованного fдавления со fстороны определенныхfполитических сил,fкоторое приводитf к подрыву fфинансовой устойчивостиfэтих жизненноf необходимых для государстваfотраслей.
Высокаяf экономическаяf эффективностьf естественныхf монополий делает абсолютно fнедопустимым ихf дробление. Это, однако, fне fозначает, что fгосударство можетf воздержаться отf регулированияf естественных монополий.f Ведь их бесконтрольная fдеятельность способнаf принести значительный fвред.
Какf монополистыfданные структуры fпытаются решатьf своиfпроблемы прежде fвсего за счет fповышения тарифов fи цен. Последствия fэтогоf для экономики fстраны — самые разрушающие. Увеличиваютсяf издержки производстваf в других отраслях, разрастаютсяf неплатежи,f парализуются межрегиональные dсвязи. И это неd абстрактная теория. Вся dроссийская деловая прессаd последних летd полна жалобамиd промышленных предприятийd на вздутые железнодорожные dтарифы, сверхбыстро растущие ценыd на энергиюd и т.п.
Основнойd путь борьбы сd негативными dсторонамиdестественных монополийd состоит вdгосударственном контролеd заd ценообразованием на естественноd - монопольные товары и заd объемом ихd производства (скажем, путем dопределения кругаdпотребителей, dподлежащих обязательному dобслуживанию).
5. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России.
5.1. Методы антимонопольного регулирования
Современная dконкуренция dявляется регулируемой. Главнойd целью регулированияd конкуренции, а значитd и антимонопольной dполитики в целом, служит dнедопущение монополизацииd рынка фирмами.dРассмотрим основные методы dантимонопольногоd регулирования.
1) Административноеd (законодательное) dрегулирование. dГлавным инструментомd государственнойd антимонопольной dполитики dвыступает государственно-правовойd механизм – антимонопольное dзаконодательство и система органовd законодательной, исполнительнойd и судебной dвласти. С помощью dантимонопольныхd законов государствоd осуществляет правовое dи административноеdрегулирование деятельностиd монополий, создавая dусловия для воспроизводстваd конкуренции.
Административноеd (законодательное) регулирование dконкуренции основываетсяd на противодействии dнедобросовестной dконкуренции, монополизации dэкономики путемd издания законодательныхd актов и контроля заd их соблюдениемd со стороныd государства. Первыйd подобный законодательный dакт был принят dв 1889 г. в Канаде. Ноd более dизвестен закон Шермана, принятыйd Конгрессом США dв 1890 г. Принятоd считать, что именно dзакон Шерманаdявляется dотправной точкой dразвития законодательства dо конкуренции dво всем мире. Вd 90-х гг. XX века dоно было принятоd уже более чем dв 40 странах с развитойd и развивающейся рыночной dэкономикой, а также dв странах dВосточной Европы, dвключая Россию.
2) Методы dнормативно-
Осуществляяdнормативно-
Информация о работе Естественные монополии в современной России