Естественные монополии в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

С возникновением монополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-3
1. Понятие естественной монополии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-6
2. Естественные монополии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-11
3. Негативные стороны монополизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12-13
4. Влияние естественных монополий на национальную экономику. . . . . 14-18
5. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19-26
5.1. Методы антимонопольного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19-20
5.2. Закон РФ о регулировании естественных монополий. . . . . . . . . . . . . .21-26
1. Сущность закона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21-25
2. Пример по России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25-26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Файлы: 1 файл

Естественные монополии в современной России.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

3) Антимонопольныйd контроль. К антимонопольномуd регулированию можноd отнести и такойd контроль. Для предупрежденияd и пресечения монополистической dдеятельности ведется dГосударственныйdреестр объединенийd и предприятий-монополистов, dдействующих на dтоварных рынках. В dнего включаютсяd хозяйствующие субъекты, dдоля которых превышает dопределенный процентd на соответствующем dрынке и dкоторыеd нарушают антимонопольноеd законодательство.d Включение в Реестр означает, dчто предприятие автоматическиd попадает под dконтроль за деятельностьюd со стороны dорганов по таким dпоказателям, как dобъем производства, dудовлетворение dпотребности на рынке dсбыта, качество выпускаемойdпродукции, а также под ценовое dрегулирование соd стороны государства. dПредприятия-монополистыd обязаны dпринять к dисполнению заказ наd поставку продукции dдля государственныхd нужд. Наd них распространяетсяd ряд ограниченийd в процессеd приватизации и т. д.  

 

 

5.2. Закон РФ о регулировании естественных монополий.

 

1.Сущность закона.

Настоящийs закон определяетs правовые основы sфедеральнойsполитики sв отношении естественныхsмонополийsв РФ и направлен на достижения баланса интересовs потребителей и sсубъектов естественных sмонополий, обеспечивающего sдоступностьs реализуемого ими товараs для потребителей и sффективногоs функционирования субъектов sестественныхs монополий.

Данный sФедеральный законs распространяется на sотношения, которые возникают sна товарных sрынках РФ и sв которых sучаствуют sсубъекты естественных sмонополий, sпотребители, sфедеральные sорганы исполнительнойs власти, органы sисполнительной властиs субъектов РФ и органыs местногоs самоуправления.

Определение sосновныхs понятий:

1)естественнаяs монополия - состояние sтоварного sрынка, при sкотором удовлетворение sспроса на этом sрынке эффективнее sв sотсутствии конкуренции вs силу технологических sособенностейs производства, а товары, sпроизводимые sсубъектами sестественныхs монополий, не sмогут быть заменены вs потреблении sдругими товарами, вs связи с чем sспрос на данном sтоварном рынке sна товары,s производимые sсубъектами естественных sмонополий, в меньшей sстепени зависит sот изменения sцены на этот товар, чем sспрос на другиеsвиды sтоваров;

2)субъектs естественных sмонополий - хозяйственныйs субъект (юридическое лицо), занятыйs производством sтоваров в sусловиях естественной sмонополии;

3)потребитель - физическое sили юридическое sлицо, приобретающее товар, производимыйs субъектами sестественныхs монополий;

4)руководитель субъекта естественной монополии - лицо, уполномоченное sвыступать от имени sсубъекта естественной sмонополии.

 

Сферы sдеятельностиs данного закона:

  • транспортировкаs нефтиsи нефтепродуктов поsмагистральным трубопроводам;
  • транспортировкаs газа поs трубопроводам;
  • услуги по sпередачи электрической sи тепловой энергии;
  • железнодорожные sперевозки;
  • услугиs транспортныхs терминалов, портов,sаэропортов;
  • услугиsобщедоступнойs электрической и sпочтовой sсвязи.

Дляs регулирования и sконтроля деятельности sсубъектов sестественной монополииsобразуются федеральные sорганы sисполнительной sвласти по регулированию sестественных монополий sв порядке, установленномsдля федеральных sорганов исполнительной sвласти.

Методыz регулирования zсубъектов естественных zмонополий:

1)ценовоеz регулирование, zосуществляемое посредством zопределения цен или zих предельного zуровня.

Государственноеz регулированиеz деятельности zестественных монополистовz имеет целью достижениеzбаланса интересовz потребителей и субъектовz естественных zмонополий и учет zсоциальных zфакторов при установлении или zизменении zтарифов. Согласно ст. z424 ГК РФ zоно применяетсяz только в zслучаях, установленных zзаконом. Исключительное правоz на установление zтарифов и (или) их zпредельногоz уровня имеют органы zрегулирования zестественных монополийz (в настоящее время это Федеральнаяz служба поz тарифам).

Единаяz политика цен zна услуги zсубъектов естественныхz монополий остается zпрерогативой Правительстваz РФ. Тарифыz устанавливаются исходя из zобоснованности затрат zестественных монополистовz на производствоz товаров (услуг). При zэтом учитываются zиздержки реализацииz услуг, налоги, zпотребность в инвестициях, zстоимость основныхz производственных zсредств. Важно zпонимать, что zтарифы должны wустанавливаться индивидуальноw для каждого wконкретного субъекта, а wне для определенногоw вида wдеятельности.

 

2)определение wпотребителей, wподлежащих wобязательному обслуживанию,wи установление wминимального уровня wих обеспеченияwв случаеw невозможности wудовлетворения в полномw объеме wпотребностей в товаре, производимомw субъектом естественной wмонополии.

Органыw регулирования wестественных монополий wосуществляют контроль заw действиями, которыеw осуществляются с wучастием или в отношении wсубъектов естественных wмонополий и которыеw могут иметь своимw результатом wущемление интересов wпотребителей товара, в отношении wкоторого применяетсяw регулирование в wсоответствии с настоящим wФедеральным wзаконом.

Субъекты wестественныхw монополий обязаны wпредоставлять соответствующему wоргану регулированияw естественных wмонополий:

1)текущиеw отчеты о своейwдеятельности в порядке wи сроки, которые установлены wорганами регулирования естественных wмонополий;

2)проекты планов wкапитальныхwвложений.

Ответственность за нарушение  настоящего Федерального закона.

Субъектыw естественныхwмонополий несутw ответственность wв виде штрафа за следующиеw нарушения:

1)завышение wцен, установленныхw органомw регулирования естественных wмонополий, - в размереwдо 15 тысяч минимальных wразмеровw оплаты труда;

2)неисполнение wрешения, выданного wорганом wрегулирования естественных wмонополий в wсоответствии со wстатьей 11 wнастоящего Федеральногоw закона, - в размере до 10 тысяч wминимальныхw размеров оплаты wтруда;

3)предоставление wорганам регулированияw естественныхw монополий недостоверныхw сведений - в размере w1000 минимальных wокладов труда;

4)непредставлениеw органуw регулирования wестественных монополий уведомления, wпредусмотренное в п.4 статьиw 7 настоящего wФедерального закона, - в размере до 600 wминимальных окладовw труда;

5)непредставления wв срок по требованиюwоргана регулирования естественныхq монополийq документов илиqиной информации, qнеобходимой qдля осуществления qего деятельности, - в qразмере до 500 минимальных qразмеровq оплаты труда.

Еслиq действиями q(бездействиями) субъектаqестественных qмонополий, нарушающими qнастоящий Федеральный qзакон, qпричинены убытки, в qтом числе qот завышенияq цены, другому qхозяйственному субъекту, эти qубытки подлежат qвозмещению субъектом qестественной монополии в qсоответствии с qгражданским qзаконодательством.

В qслучае если qорганомq регулирования естественныхq монополий принято решение qс нарушением qнастоящего Федеральногоq закона, в том числе об qопределении цен qбез достаточного qэкономического qобоснования, и qв результате этого qсубъекту причиненыq убытки, он вправе требовать qвозмещение этих qубытков в порядке, qпредусмотренном гражданским qзаконодательством.

Решения о qвведении, об qизменении qили о qпрекращении урегулирования, qлибо об отказе qпо внесенному qпредложению принимаются qправлением qсоответствующего органа qрегулирования естественныхq монополий неqпозднее шести месяцевq со дняqпоступления предложения. При qэтом отказ qили частичныйq отказ от qпринятия внесенного предложенияq должен быть qмотивирован.

Органы qрегулированияq естественных qмонополий в qпределах qсвоей компетенцииq вправе рассматривать qдела о нарушениях qнастоящего Федеральногоq закона и принимать qпо ним qрешение.

Основанием для qрассмотренияq дел служат qзаявления qхозяйствующихq субъектов, потребителей, qобщественных qорганизаций потребителей qи других qорганизаций.

Органыq регулированияq естественныхq монополийq вправе рассматриватьq дела по qсобственной qинициативе на qосновании сообщений qсредств массовойq информации и qиных, имеющихсяq в их распоряжении qматериалов, свидетельствующихqо нарушенииq настоящего Федеральногоq закона

2. Пример по qРоссии.

В нашей qстране по qмногим qвидам перевозок железныеq дороги относятсяq к естественнойq монополии. Поэтомуq их деятельность qдолжна находиться под контролем государства. Вместе с тем в значительной части этого qпроизводственно- хозяйственногоq комплекса, не qосуществляющей непосредственно qтранспортный процесс qи обеспечение qбезопасности движения qпоездов, не толькоq возможно, но и qнеобходимо qразвивать конкуренцию. Однакоq до настоящегоq времени отраслевая q“Программа демонополизации в сфере qфедерального qжелезнодорожногоq транспорта” остается qнеотработанной и qнеутвержденной.

Достаточно qмедленноq идет процесс qприменения и qвнедрения qна железнодорожном qтранспорте qновых формq собственности, а qесли qэто и осуществляется,q но только в qобластях, не qсвязанныхq непосредственноq с qперевозочной qдеятельностью. qПриq этом первостепенноеq внимание уделяетсяq доходности qжелезныхq дорог за счет повышения qтарифов на qперевозки. Вопросуq же qсокращения расходов уделяетсяq недостаточноеq внимание. Вместеq с темq добиться сниженияq расходов qпредприятийq отрасли qв рыночныхq условиях можно, qлишьq создавq конкурентную средуq на транспортном qрынке. Но в настоящееq время состояние qавтомобильных дорог,q речного и qдругих видовq транспорта qпокаqоставляет желать qлучшего. Однако qвысокие тарифы на qжелезнодорожные перевозкиq могут заставить qчастьq клиентов обратиться qк услугам других qперевозчиков.

Следуетq отметить, чтоq особая роль qжелезнодорожного транспорта qв сфере qтранспортных услуг, qотсутствие отработаннойq нормативно- правовой базы, qрегулирующей взаимоотношенияq железных qдорог с грузоотправителямиq и предприятиями, в qтом числеq осуществляющими перевозкиq другими видами qтранспорта, несовершенство qправовой базы создают qопределенные предпосылкиq для нарушенияq предприятиями железнодорожногоq транспорта qантимонопольного qзаконодательства. И в первую очередь qэто проявляется в виде qнеобоснованного qувеличения затрат и qтарифов на перевозкуq грузов и оказаниеq других услуг.

Как известно, qв соответствии с qЗаконом РФ “Оq конкуренции и ограничении qмонопольной qдеятельности наq товарных рынках” воq многих районах страныq созданы территориальныеq антимонополистические qорганы (более 80), qкоторые подведомственны qГосударственному комитету РФ qпо антимонополистической qполитике и qподдержкеq новых экономических qструктур. Их силами qи проводятся qразличные qпроверки, в том числе qпериодически qосуществляется контроль qза qформированием qи применением железнодорожных тарифов, расчетами провозных платежей  за перевозки qгрузов и qдругие услуги. qРезультатыq проводимых qпроверок свидетельствуютq о том, что qпредприятиями qжелезнодорожного транспортаq продолжаются qнарушенияq антимонопольного законодательства,q в том числе в части qценообразования, взимание qплаты за невыполненные qработы или qоказания услуг, qкоторое qдолжно производиться qбез дополнительной qоплаты, навязывание qклиентам невыгодных qдоговорных или различных qдискриминирующих qусловий.

Комитетом qбыли подготовлены qпредложения по qвопросу совершенствования qценообразования на qжелезнодорожном qтранспорте и направлены в qКомиссию правительства qпо совершенствованиюqплатежей и расчетов. qСоздана межведомственная qКомиссия qпо контролюq за ценообразованием qна железнодорожном qтранспорте.

 

Заключение

Подводяf итог fсказанному, можноf утверждать, что fантимонопольное законодательствоf является важнейшейfсоставляющей fсовременной экономики. Сфераfего функционирования fзатрагиваетf интересы не fтолько производителей,f но и потребителей, fобеспечиваяf одним fвозможность реализоватьf свой товар fна рынке вf условиях fконкурентной fборьбы, а другим - оптимальныеf цены на fтовары и fуслуги.

Опыт fзападных fстран в антимонопольном законодательствеf велик fи разнообразен. Возникновениеf подобного fзаконодательстваfобусловлено историческимиf причинами. В силу fособенностей развития fэкономики различных fстран сложилисьf разные системы fантимонопольного регулирования. Вf глобальномf масштабе fвыделяется дваf подхода: американский и fевропейский.

В Россииf на данном fэтапе проблемаfмонополизации fперестает быть чисто fэкономической, и fвсе больше становится fполитической. Однако, общеизвестно,f что у экономики,f преждеf всего, не должно fбыть политической fпринадлежности. И толькоf тогда fгосударство вf полном объеме fсможет заменитьf десятилетиямиf складывающиеся fмонополии свободным и fсамоорганизующимсяf рынком.

Окончательная цель fзаключается в том, чтобыf на рынке fостались лишь те предприятия,f которые обеспечатf более fвысокое качество fтовара, относительноf более fнизкие цены и быструюf сменяемость fассортимента.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина,               Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 г.

2. Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 2005 год № 11.

3.  Городецкий А., Павленко  Ю. Реформирование естественных  монополий // Вопросы экономики. 2006. №1. С. 137-146

4. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В. И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 832 с.

  1. Тамбовцев В. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства // Вопросы экономики. – 2006. - № 4. – с. 91-106
  2. Южанов И. практика применения антимонопольного законодательства // Российская юстиция. – 2004. - № 5. – с. 12-14.
  3. Закон РФ о естественных монополиях// Экономика и жизнь. Сентябрь 2004, №35 -с.28.
  4. Кружечкина Л. Железнодорожный транспорт. Требуется конкуренция// Экономика и жизнь. Сентябрь 2004, №39 -с.2.
  5. Ю.А. Метелева "ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ" // Журнал российского права,2006,№10
  6. Тамбовцев В. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства // Вопросы экономики. – 2004. - № 4. – с. 91-106.
  7. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов // Экономист. – 2007. - № 2. – с. 9-14.

Информация о работе Естественные монополии в современной России