Естественные монополии в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.
Задачи данной работы:
· Определить сущность естественных монополий;
· Выявить какие естественные монополии действуют в России;
· Определить задачи государственного регулирования естественных монополий;
· Изучить развитие системы регулирования монополий в России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………..….………3
Глава I. Понятие и виды естественной монополии
Монополии и виды монополии…………………………….……………..…….4
Государство и естественные монополии………………………………………..………..6
Причины существования естественной монополий……………………………………………......10
Глава II. Естественная монополия в российской экономике
2.1. Воздействие естественной монополии на
экономику России…………………………………………12
2.2. Крупнейший монополист России – ОАО «Газпром»…..13
2.4. Железнодорожный транспорт……….……………….17
Глава III. Антимонопольная политика в России
Государственное регулирование естественной монополии………………………………………………….18
Особенности регулирования естественных монополий в России……………………………………………………… 23
Заключение………..………………………………………………………….…29
Список использованной литературы……………...…...……………………30

Файлы: 1 файл

курсовая работа по Экнономической теории.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Чебоксары.

 

 

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему «Естественные монополии в экономике России»

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнила: студентка

2 курса группы ДФ-1-07

                                                                            Ильина Ирина                                                                    

                                                                      Проверила:

 Сорокина Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2008

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………..….………3

Глава I.  Понятие и виды естественной монополии

      1. Монополии и виды  монополии…………………………….……………..…….4
      2. Государство и естественные монополии………………………………………..………..6
      3. Причины существования естественной монополий……………………………………………......10

Глава II. Естественная монополия в российской экономике                   

                      2.1.    Воздействие естественной монополии на

                                  экономику России…………………………………………12

                       2.2.     Крупнейший монополист России – ОАО «Газпром»…..13

                       2.4.    Железнодорожный транспорт……….……………….17

Глава III. Антимонопольная политика в России

      1. Государственное регулирование естественной монополии………………………………………………….1
      2. Особенности регулирования естественных монополий в России……………………………………………………… 23                  

Заключение………..………………………………………………………….…29

Список использованной литературы……………...…...……………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в мире и в Российской Федерации.

Тема естественных монополий  является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

     Целью данной работы  является изучение проблемы естественных  монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.

Задачи данной работы:

· Определить сущность естественных монополий;

· Выявить какие естественные монополии действуют в России;

· Определить задачи государственного регулирования естественных монополий;

· Изучить развитие системы  регулирования монополий в России;

· Определить методы регулирования монополий;

· Поставить задачи дальнейшего  развития системы регулирования  деятельности монополий в России.

 

 

 

Глава I. Понятие и виды естественной монополии

1.1. Монополии и виды  монополий

Монополия  (англ. Monopoly)  от  греч monos – один и poleo – продаю.

Монополия – исключительное право производства, торговли, промысла и других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определенной группе лиц  или государству. Таким образом, монополия – это такая организация  рынка, при которой свободная конкуренция затруднена или отсутствует. Такая ситуация называется несовершенной конкуренцией.

Монополии классифицируются в соответствии со степенью рыночного  несовершенства и подразделяются на три основных типа, в порядке его  возрастания:

Монополистическую конкуренцию - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает относительно свободный доступ на рынок.

Олигополию - тип отраслевого  рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или  дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение  в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.

Чистую монополию - тип  отраслевого рынка, на котором: присутствует единственный продавец товара, способный  влиять на общий объем предложения  и на цену товара или услуги; отсутствуют  близкие заменители товара; имеются высокие барьеры входа.

В зависимости от характера  и причин возникновения монополии  подразделяют на:

        • Естественную монополию.
        • Искусственную монополию.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные  организации, имеющие в своем  распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических  организаций:

      • патентная система;
      • авторские права;
      • торговые знаки;

       Искусственная  монополия. Под этим условным  названием имеется в виду объединение  предприятий, создаваемых ради  получения монополистических выгод.  Эти предприятия преднамеренно  изменяют структуру рынка:

    • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
    • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
    • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
    • применяют более крупный капитал (дающий больший               эффект от роста масштаба производства);
    • "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Таким образом можно  выделить две основные причины возникновения  монополий: желание захватить рынок, с целью диктовать рынку свою цену и условия, и невозможность выхода на рынок по причине редкости используемого ресурса, высокой доли постоянных издержек, относительно переменных (т.е. необходимость больших капитальных вложений и растянутый срок их окупаемости) или специальные ограничения на данный тип деятельности. Если в первом случае обществом вводится специальное антимонопольное законодательство, то во втором – зачастую требуется специально защищать естественные монополии от разорения, датируя их из государственного бюджета.

 

1.2. Государство и естественные монополии.

         В отдельных случаях государство разрешает фирме сохранять положение монополиста, однако ставит ее деятельность под строгий контроль и регулирование. Чаще всего это относится к так называемым естественным монополиям.

При некоторых  условиях существование только одной, а не нескольких фирм в отрасли более отвечает общественным интересам. Чаще всего это бывает обусловлено такими особенностями технологии, при которых только крупномасштабное производство является рентабельным. В качестве примера можно привести такие отрасли, как электроснабжение, телефонная связь, водоснабжение. В этих отраслях положительный эффект масштаба можно реализовать в полной мере, лишь приблизив размеры предприятия к уровню рыночного спроса на продукцию отрасли. Как показано на рис. 1.

 

                    

 

Рис. 1.  Совокупный спрос и масштабы фирмы

 

 общественный  спрос могут удовлетворить как  пять малых фирм, так и одна  крупная фирма. Однако долгосрочные средние издержки производства будут наименьшими при оперировании в отрасли одной фирмы-монополиста. Таким образом, фирма, реализующая значительный положительный эффект масштаба, может быть названа естественной монополией. Ее значение для общества состоит в минимизации издержек производства.

Для естественной монополии характерны также высокие  первоначальные капитальные вложения, высокие фиксированные издержки. Далеко не каждый предприниматель в состоянии осуществить такие инвестиции и подобные фиксированные платежи. Одновременно следует отметить, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки. Осуществив первоначальные вложения капитала, фирма может далее наращивать производство услуг при незначительных дополнительных затратах.

Из изложенного выше вытекает, что средние издержки фирмы будут неуклонно понижаться, что отличает их от динамики средних издержек обычной конкурентной фирмы или от обычной монополии.

Проиллюстрируем графически отмеченные выше особенности  естественной монополии (рис.2.).

 

Рис. 2.  Равновесие естественной монополии

На рис. 2. изображены кривая отраслевого спроса, понижающаяся кривая средних издержек, кривая предельного дохода и кривая предельных издержек. Последняя проходит таким образом, что она все время ниже кривой средних издержек (иначе кривая АС начала бы повышаться после пересечения с кривой МС). Как и для любой другой фирмы, пересечение кривой МС и кривой MR показывает точку равновесия фирмы. Если монополия не регулируется государством, равновесная цена будет равна Рм. Но с точки зрения общества такой уровень цен является завышенным, и ведет к неэффективному распределению ресурсов и потере общественного богатства. Очевидно, что государство будет пытаться регулировать цены на продукцию естественной монополии. На каком же уровне следует устанавливать эти цены?

Первый вариант  состоит в установлении цен на уровне предельных издержек производства. Такие цены будут низкими в силу особенностей предельных издержек естественной монополии, отмеченных выше. Низкие цены будут стимулировать производителей, потребляющих электроэнергию, газ, связь, воду и пр. Будет одновременно расти и благосостояние индивидуальных потребителей этой продукции. Более того, цены на уровне предельных издержек означают аллокативную эффективность, что способствует нормальному функционированию экономики в целом и наилучшим образом отвечает потребностям общества.

Однако государство  не может установить цены на таком  уровне, поскольку фирма просто закроет  производство. Если Р = МС ни при каком уровне производства фирма не получит дохода, достаточного для покрытия совокупных издержек. Отсутствие прибыли и появление экономических убытков приведет к закрытию производства.    

Равновесная цена фирмы не приемлема для общества, оптимальная цена общества не реальна для фирмы. Как же решается противоречие? Одним из способов нахождения компромисса является установление цены на уровне предельных издержек и введение субсидий и компенсаций для фирмы-производителя. Естественная монополия поддерживается тем самым на плаву и не уходит из отрасли, но общество все равно несет бремя потерь, поскольку субсидии выплачиваются из бюджетных средств, т.е. в конечном счете оплачиваются налогоплательщиками.

Другой вариант  компромисса состоит в установлении потолка цен на уровне средних издержек фирмы-монополиста. Общество выигрывает, поскольку эта цена ниже нерегулируемой цены монополии. Фирма получает доход, равный издержкам, что позволяет ей получать нормальную, или справедливую, прибыль и продолжать производство.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России