Естественные монополии в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.
Задачи данной работы:
· Определить сущность естественных монополий;
· Выявить какие естественные монополии действуют в России;
· Определить задачи государственного регулирования естественных монополий;
· Изучить развитие системы регулирования монополий в России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………..….………3
Глава I. Понятие и виды естественной монополии
Монополии и виды монополии…………………………….……………..…….4
Государство и естественные монополии………………………………………..………..6
Причины существования естественной монополий……………………………………………......10
Глава II. Естественная монополия в российской экономике
2.1. Воздействие естественной монополии на
экономику России…………………………………………12
2.2. Крупнейший монополист России – ОАО «Газпром»…..13
2.4. Железнодорожный транспорт……….……………….17
Глава III. Антимонопольная политика в России
Государственное регулирование естественной монополии………………………………………………….18
Особенности регулирования естественных монополий в России……………………………………………………… 23
Заключение………..………………………………………………………….…29
Список использованной литературы……………...…...……………………30

Файлы: 1 файл

курсовая работа по Экнономической теории.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

В последние  годы активизировалась дискуссия относительно того, какую фирму можно считать  естественной монополией. Противники сохранения естественных монополий справедливо указывают на изменения в технике и технологии, которые устраняют один из важнейших критериев естественной монополии — большие капиталовложения и фиксированные издержки. В современных условиях произошло существенное их понижение, что приближает все кривые издержек фирмы к типичным их формам. В результате господство на местном или даже национальном уровне лишь одной телефонной компании или одной электрокомпании не может быть более оправданным на основе положительного эффекта масштаба.

Признавая справедливость этого замечания, противники разукрупнения и децентрализации естественных монополий приводят следующие аргументы. Во-первых, сохранение естественных монополий отвечает стратегическим интересам государства и позволяет держать под контролем жизненно важные и оборонозначимые отрасли, в первую очередь энергетику, связь, коммуникации, транспорт. Во-вторых, наличие естественной монополии позволяет унифицировать и стандартизировать, например, железнодорожную колею, вагоны, напряжение в сети электропередач и т.д., что также имеет немаловажное народнохозяйственное значение. В-третьих, в качестве, быть может, главного аргумента выдвигается принцип равного доступа граждан к основополагающим товарам и услугам. Считается, что в современном обществе все сограждане должны иметь право и возможность пользоваться в равной степени достаточно дешевыми и доступными каждому электроэнергией, водой, связью, транспортными средствами.

В России к  естественным монополиям относятся: предоставление услуг по транспортировке нефти и газа по трубопроводному транспорту; предоставление услуг по производству и передаче электроэнергии; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступных районах; предоставление услуг транспортными терминалами, портами, аэропортами; предоставление услуг электрической и почтовой связи; водопроводное и канализационное хозяйство; предоставление услуг по электро-, тепло- и газоснабжению.

Основными методами регулирования естественных монополий  являются: ценовое регулирование, установление предельных уровней рентабельности; контроль за слиянием и приобретением акций: определение групп потребителей с минимальным уровнем обеспечения, подлежащих обязательному обслуживанию монополистом, и некоторые другие. К сожалению, в последние годы в России предпочтение отдается разукрупнению и распродаже бывших естественных монополий (в том числе и иностранным владельцам). Тем самым игнорируются все вышеназванные аргументы в защиту естественных монополий.

    1. Причины существования монополий

        Есть несколько причин существования монополий.

      Первая  причина: «естественная  монополия».  Если  производство  любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство  двумя или  более  фирмами,  то  говорят,   что   отрасль   является   естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше  произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

      Вторая  причина:  одна-единственная  фирма   обладает   контролем   над

некоторыми редкими  и чрезвычайно важными ресурсами  или в виде сырья,  или  в виде  знаний,  защищенных  патентом  или  содержащихся  в  секрете.  Пример: алмазная монополия  «Де  Бирс»  опирается  на  контроль  над  сырьем;  фирма «Ксерокс»   контролировала   процесс    изготовления    копий,    называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в  ряде случаев защищенных патентами.

      Третья  причина: государственное ограничение.  Монополии существуют, так как они покупают или им  предоставляется  исключительное  право  на  продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой  право  на монополию; в ряде стран только  государственные  монополии  могут  продавать табак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Естественная монополия в российской экономике

2.1.  Воздействие естественных  монополий на  реформируемую   экономику России

 

Россия не избежала негативного  воздействия отраслей естественных монополий в условиях рынка.

С общим сокращением  производства в России спрос на продукцию  и услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно  снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой  промышленности, отраслях связи и  на железнодорожном транспорте обусловил  необходимость постановки вопроса  об обоснованности издержек (расходы  на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике, и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что  рост цен на производимую ими продукцию  явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

Однако, нельзя однозначно утверждать, что отрасли естественных монополий за годы перехода к рынку  обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие  ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.

 

2.2. Крупнейший монополист России  – ОАО «Газпром»

ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.

Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как  лидера среди глобальных энергетических компаний, посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Газпром располагает  самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах  газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2006 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2007 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи.

На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. В 2006 году предприятия Группы Газпром добыли 556 млрд. куб. м, что на 1 млрд. куб. м выше уровня добычи в 2005 году. Добыча природного газа в 2007 году, по оперативной информации, составила 548,5 млрд. куб. м., при этом снижение уровня добычи по сравнению с 2006 годом вызвано уменьшением объема потребления газа европейскими потребителями из-за теплых погодных условий зимы 2006-2007 гг.

Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки  газа – Единая система газоснабжения  России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России.

Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. куб. м.

В 2006 году Газпромом выведен на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию.

В этом же году начато строительство  газопровода «Северный поток», который позволит значительно повысить надежность и гибкость осуществления поставок газа на европейский рынок.

В 2007 году Газпром и итальянская  компания ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Южный поток», который также направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от российского берега до болгарского.

Ведется подготовка к  реализации проекта освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток». В июле 2008 года Газпром выбрал французскую компанию Total партнером для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. В октябре 2008 года еще одним партнером Газпрома при реализации этого проекта стала норвежская компания StatoilHydro.

Газпром реализует поэтапную  стратегию наращивания своего присутствия  на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять  географию деятельности компании. В 2006 году Газпром осуществил первые поставки СПГ в США, в 2007 году – в Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение Газпрома в проект «Сахалин-2» дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки.

Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По поручению Правительства РФ Газпром является координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

Развитие нефтяного  бизнеса и конкурентное присутствие  в секторе электроэнергетики  – стратегические задачи Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании.

Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.

Профильное направление  деятельности для Газпрома и электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2008 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов. Новая компания должна стать одним из лидеров российской электроэнергетики и занять ведущие позиции в мировой энергетической и угледобывающей отрасли.

Сохранение природной  среды и обеспечение экологической  безопасности в районах производственной деятельности, снижение выбросов загрязняющих веществ, промышленная и экологическая  безопасность при строительстве новых объектов – приоритеты Газпрома в области охраны окружающей среды. Затраты Газпрома на охрану окружающей среды выросли в 2007 году на 30,6%, составив 12,7 млрд. руб.

Крупнейшим социально  ориентированным проектом Газпрома является «Программа газификации регионов РФ на 2005-2007 гг.», приоритетом которой является газификация сельской местности. В строительство объектов газификации в этот период будет инвестировано 43 млрд. руб. В результате реализации Программы природным газом станут пользоваться еще более 13 млн. граждан страны.

Газпром совершенствует корпоративную структуру управления. Реформа направлена на повышение  эффективности работы Газпрома как  вертикально-интегрированной компании. Начато создание дочерних обществ по видам деятельности, таким как подземное хранение газа, подземный ремонт, переработка углеводородов, добыча нефти.

Газпром с уверенностью смотрит в будущее. В 2008 году капитализация  ОАО «Газпром» выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США. По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской ExxonMobil.

Это значительный шаг  к укреплению ведущих позиций Газпрома на глобальном энергетическом рынке, росту авторитета и влияния компании в мировом сообществе, обеспечению долгосрочного роста ее стоимости.

 

 

2.4. Железнодорожный транспорт.

 

На долю железных дорог  приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России