Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:16, реферат
В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.
Введение стр. 1
Общая характеристика монополии стр. 3
монополии и конкуренция стр. 11
естественная монополия и её регулирование стр. 14
ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 18
опыт регулирования монополий в сша стр. 21
закон рф о регулировании естественных монополий стр. 25
сущность закона
пример по россии
заключение стр. 28
список использованных источников стр. 29
Раздел 2, усиленный в 1936 году Законом Робинсона - Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:
...
будет считаться незаконной ... дискриминация
различных категорий
Закон Робинсона - Пэтмана был принят под давлением со стороны владельцев мелких бакалей, магазинов, которые поняли, что возникающие цены однотипных магазинов были способны оказать давление на поставщиков с целью предоставления им “несправедливых” скидок с цены приобретаемых товаров.
Раздел 3 объявляет противозаконными акты продажи или сдачу в аренду, обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это “может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий”.
Раздел 7 Закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм “в любой отрасли коммерции или в любой части страны в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий”. Этот раздел не оказывал никакого воздействия на процессы слияний до тех пор, пока существовавшая в законе чисто техническая лазейка не была закрыта в 1950 году Законом Селлера - Кефаувера.
Хотя
Закон Клейтона характеризуется
большей по сравнению с Законом
Шермана определенностью в
Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены три типа наказания. Во-первых, преступлением считается нарушение Закона Шермана. Максимальный размер штрафа за нарушение Закона Шермана был увеличен в 1974 году до 100 тыс. $ для частных лиц и до 1 млн. $ для корпораций. Максимальный срок тюремного заключения составляет 3 года.
Во-вторых,
многие судебные дела завершаются постановлением
Федерального суда или ФТК, требующими
от фирмы, нарушившей закон, прекратить
определенные незаконные действия или,
напротив, предпринять конкретные действия,
такие, как отказ от слияния или,
наоборот, от разделения фирмы с
целью усиления конкуренции. В-третьих,
и это особенно важно, фирмы или
потребители, пострадавшие в результате
нарушения антитрестовских
Надзор
за соблюдением антитрестовских
законов осуществляется Федеральной
торговой комиссией и Министерством
юстиции - единственным органом, имеющим
право выдвигать обвинения в
нарушении уголовной
В
первые годы проведения антитрестовской
политики судебные процессы были редким
явлением, а давление со стороны
государства не так велико. До 1900
года Министерством юстиции было
возбуждено только 15 “антитрестовских”
дел. В последние годы действия, как
частных фирм, так и правительства,
направленные на выполнение антитрестовских
законов стали значительно
Таблица 5.1.
Антитрестовские
судебные процессы
|
В
таблице показано, что усилия и
государственных органов и
Из
табл.5.1 так же видно, что антитрестовская
активность частных фирм росла на
много быстрее, чем правительственные
усилия в этом направлении. Резкий рост
частной антитрестовской
Антитрестовские законы не могут непосредственно препятствовать тайному сговору в отраслях с высоким уровнем концентрации. В этом проявляется слабость антитрестовских законов с экономической точки зрения.
В
1982 году администрацией Рейгана были
выпущены в свет новые инструктивные
документы, содержащие правила, в соответствии
с которыми Министерством юстиции
и ФТК должны были приниматься
решения о том, какие слияния
будут оспорены. А поскольку большинство
судебных дел о слиянии возбуждается
правительством, эти правила имеют
довольно большое значение. В новых
положениях указывалось, что государство,
за редким исключением, не будет препятствовать
вертикальному слиянию или
О
политике Рейгана в отношении
слияния много спорили. Некоторые
утверждают, что эти меры разумны;
другие оспаривают это на том основании,
что правительство Рейгана
6.Закон
РФ о регулировании
естественных монополий.
6.1.Сущность закона.
Настоящий закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективного функционирования субъектов естественных монополий.
Данный
Федеральный закон
Определение основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект
естественных монополий - хозяйственный
субъект (юридическое лицо), занятый
производством товаров в
потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый субъектами естественных монополий;
руководитель
субъекта естественной монополии - лицо,
уполномоченное выступать от имени
субъекта естественной монополии.
Сферы деятельности данного закона:
Для
регулирования и контроля деятельности
субъектов естественной монополии
образуются федеральные органы исполнительной
власти по регулированию естественных
монополий в порядке, установленном
для федеральных органов
Методы
регулирования субъектов
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.
Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые осуществляются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять соответствующему органу регулирования естественных монополий:
текущие отчеты о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены органами регулирования естественных монополий;
проекты планов капитальных вложений.
Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.
Субъекты
естественных монополий несут
завышение
цен, установленных органом
неисполнение
решения, выданного органом
предоставление
органам регулирования
непредставление органу регулирования естественных монополий уведомления, предусмотренное в п.4 статьи 7 настоящего Федерального закона, - в размере до 600 минимальных окладов труда;
непредставления
в срок по требованию органа регулирования
естественных монополий документов
или иной информации, необходимой
для осуществления его
Если
действиями (бездействиями) субъекта естественных
монополий, нарушающими настоящий
Федеральный закон, причинены убытки,
в том числе от завышения цены,
другому хозяйственному субъекту, эти
убытки подлежат возмещению субъектом
естественной монополии в соответствии
с гражданским
В
случае если органом регулирования
естественных монополий принято
решение с нарушением настоящего
Федерального закона, в том числе
об определении цен без