Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:16, реферат
В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.
Введение стр. 1
Общая характеристика монополии стр. 3
монополии и конкуренция стр. 11
естественная монополия и её регулирование стр. 14
ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 18
опыт регулирования монополий в сша стр. 21
закон рф о регулировании естественных монополий стр. 25
сущность закона
пример по россии
заключение стр. 28
список использованных источников стр. 29
На рисунке 1.3. показаны кривая спроса D и кривая предельного дохода MR - тоже, что и на рисунке 1.2. на рисунке изображена также кривая предельных издержек фирмы (MC). Для монополиста, как и для любой фирмы, MC показывает величину прироста совокупных издержек фирмы в том случае, когда она увеличивает выпуск продукции на одну единицу.
Когда монополист увеличивает выпуск на одну единицу, прирост дохода равняется предельному доходу. Прирост издержек равен величине предельных издержек. Если предельный доход превышает величину предельных издержек, то совокупный доход возрастает в большей степени, чем предельные издержки, и следовательно, прибыль увеличивается. Но если последняя единица продукции увеличивает издержки на большую, чем прирост дохода, величину, то выпуск следует сократить. Таким образом, если фирма вообще что-либо производит, то она максимизирует свою прибыль, производя такой объём выпуска, при котором предельный доход равнялся бы предельным издержкам.
При
оптимальном положительном
Как
известно, совершенно конкурентная фирма
максимизирует прибыль
Если монополист решает производить что-либо, то он установит цену так, чтобы объём спроса равнялся его оптимальному положительному объёму выпуска. Поскольку предельные издержки равны предельному доходу при оптимальном положительном объёме выпуска, а предельный доход ниже цены, то из этого следует, что данная цена будет выше предельных издержек. Таким образом, если монополист решает производить что-либо, то он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек.
Предположим, например, что предельные издержки “Акме” постоянны и составляют 8 $ в расчете на единицу, и она в настоящий момент производит 1 единицу в неделю. В таблице 1.1. показано, что она могла бы увеличить свою прибыль на 2 $ в неделю, т.е. на разницу MR-MC (10 $ - 8 $), путём увеличения объёма выпуска на одну единицу в неделю. Дальнейшее наращивание выпуска до трёх единиц, снизило бы величину прибыли на 2 $, поскольку предельные издержки (8 $) в этом случае превысили бы предельный доход (6 $). Таким образом, оптимальный положительный выпуск “Акме” составляет 2 единицы в неделю. Второй столбец таблицы 1.1 показывает, что для того, чтобы продавать 2 единицы в неделю, “Акме” должна установить цену в размере 12 $, которая гораздо выше величины её предельных издержек, составляющих 8$.
Как
и в условиях совершенной конкуренции,
единственное различие в расчётах величины
оптимального положительного выпуска
для краткосрочного и долгосрочного
периодов состоит в том, что последний
включает долгосрочные предельные издержки.
В краткосрочном периоде
Таблица 1.3.
Решение монополиста об оптимальном объёме предложения.
Период | Предельное условие | Проверка прибылью |
Краткосрочный |
Выбирать объём выпуска, при котором MR=MC | Производить только в том случае, если Р* ³ AVC. Прекратить производство, если Р*<AVС |
Долгосрочный |
Выбирать объём выпуска, при котором MR=LMC | Производить только в том случае, если Р* ³ LAC. Прекратить производство, если Р*<LAC |
Существуют два отличия данной таблицы от случая совершенной конкуренции. Первое состоит в том, что в предельном условии, которое используется для расчёта величины оптимального положительного выпуска. Цена заменена предельным доходом. Второе отличие в том, что при проверке прибылью монополист пользуется ценой, при которой объём спроса, равняется оптимальному положительному объёму выпуска, тогда как совершенный конкурент пользуется существующей рыночной ценой, на которую он не может влиять.
Совершенные конкуренты могут быть охарактеризованы как ценополучатели, т.к. они понимают рыночную цену как данную и не находящуюся вне их контроля. Выше было показано, что решение конкурентной фирмы относительно объёма её выпуска может быть выражено при помощи кривой предложения, показывающей, сколько продукции произвела бы фирма при каждом заданном значении цены. Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую D как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения.
Таким образом, нельзя сказать, что монопольная цена и монопольный выпуск определяется соотношением спроса и предложения. Но в условиях монополии, как и в условиях совершенной конкуренции, цена и выпуск определяются условиями спроса и условиями формирования издержек. Предельные издержки являются ключевым элементом издержек в обоих случаях.
На
рис. 1.3. показана кривая фактических
краткосрочных средних
Не все монополии получают монопольную прибыль. Если никто не желает покупать товары “Акме”, то она не получит никакой прибыли, даже бухгалтерской (учётной). Издатели газет – монополисты во многих уединённых небольших городках не смогли выдержать конкуренции с радио и телевидением. Описанные во многих патентах изделия, на производство которых имеется разрешение только у владельца патента, в действительности никогда не производятся. Монополия может получать монопольную прибыль только в том случае, если кривая спроса на её продукцию расположена выше кривой её средних издержек. Т.е. так как кривая спроса на рис. 1.3. в окрестностях точки Q*. В данном случае она может получать монопольную прибыль неограниченно до тех пор, пока ни один из других продавцов не сможет выйти на рынок.
Эластичность спроса Е это мера чувствительности объёма спроса к изменениям цены. Если Е>1, так что кривая спроса является эластичной, то снижение цены настолько увеличивает объём спроса, что совокупный доход возрастает. Другими словами, для прироста объёма продаж требуется только небольшое снижение цены, так что доход увеличивается с ростом выпуска. С другой стороны, если Е<1, и следовательно, кривая спроса является неэластичной, то снижение цены увеличивает совокупный спрос на такую малую величину, что совокупный доход уменьшается. Это как раз и означает, что для прироста объёма продаж требуется значительное сокращение цены, так что доход уменьшается с ростом выпуска. А поскольку предельный доход- это показатель изменения величины совокупного дохода при увеличении выпуска, то эти результаты означают следующее.
Если спрос эластичен (Е>1), то предельный доход положителен. Если спрос неэластичен (Е<1), то предельный доход отрицателен. Предельный доход равен нулю при объёме выпуска, для которого Е=1; это точка, в которой совокупный доход максимален.
Это
соотношение между
Монополист, максимизирующий прибыль всегда выбирает такой объём выпуска, при котором спрос является эластичным.
Это можно доказать двумя способами. Во-первых, т.к. для монополиста-производителя предельные издержки равны предельному доходу, а величина предельных издержек является положительной, то предельный доход также должен быть положительным при объёме выпуска, максимизирующем прибыль. Тогда из предыдущего обсуждения вытекает, что в данной точке спрос эластичен. Во-вторых, при любом объёме выпуска, при котором спрос неэластичен, предельный доход является отрицательным, так что сокращение выпуска увеличило бы доход. Поскольку сокращение выпуска привело бы также к снижению издержек, то оно всегда должно приводить к увеличению прибыли в условиях неэластичного спроса. Но если прибыль может быть увеличена, значит, начальное значениене не было максимальным.
Этот
результат означает, что для продукции
монополиста при цене, максимизирующей
прибыль, существует, как правило, хорошие
заменители. Предположим, что только
одна фирма “Диско” производила
проигрыватели для компакт-
Эластичность
спроса на любой продукт, по всей вероятности,
тем выше, чем лучшим оказываются
имеющиеся заменители данного продукта.
И чем выше цена любого продукта
относительно цен возможных продуктов-
2.Сравнение монополий и конкуренции.
Используем теперь уже построенную нами модель выбора монопольного объема выпуска для того, чтобы показать, почему власть монополий приводит к неэффективному распределению ресурсов. Воспользуемся рис.2.1, чтобы понять, что происходит, если конкурентная отрасль становится монополией. Предположим, что кривая D остается там же вне зависимости от того, монополизирован ли рынок или он является конкурентным. Предположим так же, что издержки для монополиста являются теми же самыми, что и для конкурентной отрасли.
Если изображенная на рисунке 2.1. отрасль является конкурентной, то равновесный объем выпуска задается величиной Qc, а равновесная цена -Pc. В этой точке объем предложения равен объему спроса. После того, как отрасль монополизируется, объем выпуска, позволяющий максимизировать прибыль, выбирается, таким образом, предельные издержки (МС) равнялись предельному доходу (MR). Следовательно, монополия выбирает объем выпуска Qm и назначает цену Рm такую, чтобы спрос, предъявляемый покупателями, в точности соответствовал этому количеству продукции Qm.
Как
показано на рис.2.1, в том случае,
когда и монополия, и конкурентная
отрасль сталкиваются с одинаковым
спросом и одинаковыми
Является ли ограничение выпуска и повышение цены негативным явлением с точки зрения общества в целом? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим рис.2.2, на котором показана рыночная кривая D и кривая предельных издержек для конкретного монопольно производимого товара, скажем, алмазов. Точка Е соответствовала бы точке конкурентного равновесия, в которой кривая предложения отрасли, представляющая собой кривую МС, пересекает кривую спроса D.
Для
каждого количественного