Регулирование естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение естественных монополий как понятия, сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Понятие и сущность естественных монополий……………………….5
1.1. Понятие естественной монополии, ее признаки…………………….5
1.2. Роль естественной монополии в национальной экономике………..7
Глава 2. Регулирование естественной монополии…………………………….12
2.1. Методы регулирования……………………………………………...12
2.2. Источники нормативно-правового регулирования естественных
монополий………………………………………………………………...16
2.3. Регулирование естественных монополий различных сфер производства………………………………………………………………17
Глава 3. Реформирование естественных монополий……………………….…24
3.1. Цели и задачи реформирования естественных монополий………..24
Заключение………………………..……………………………………………...31
Список нормативно-правовых актов и используемой литературы……….... 33

Файлы: 1 файл

Курсач Комм.право.doc

— 170.00 Кб (Скачать)


2

 

Федеральное агентство по образованию

 

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ в г. ТОЛЬЯТТИ

ул. Тополиная, 18. Тел. 53-35-43

 


СТУДЕНТ: _Москвитес Анна Евгеньевна____________________________

 

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: _Заочная____________________________________

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: __Юриспруденция_____________________________

 

КУРС:__6___________ГРУППА:___ЮП_642________________________

ПРЕДМЕТ: __Коммерческое право_________________________________

 

 

Курсовая работа

 

По теме: Регулирование естественных монополий

 

 

 

                                       Дата получения работы деканатом _____________________

 

                                       Дата получения работы преподавателем - _______________

 

                                       Дата возвращения работы в деканат - __________________

 

                                       Оценка работы _______________________________________

 

                                       Преподаватель: Маштаков И.В._________________________

 

 

 

г. Тольятти 2012

   

    Содержание

 

Введение………………………………………………………….………………..3

Глава 1. Понятие и сущность естественных монополий……………………….5

1.1. Понятие естественной монополии, ее признаки…………………….5

1.2. Роль естественной монополии в национальной экономике………..7

Глава 2. Регулирование естественной монополии…………………………….12

2.1. Методы регулирования……………………………………………...12

2.2. Источники нормативно-правового регулирования естественных

монополий………………………………………………………………...16

2.3. Регулирование естественных монополий различных сфер производства………………………………………………………………17

Глава 3. Реформирование естественных монополий……………………….…24

3.1. Цели и задачи реформирования естественных монополий………..24

Заключение………………………..……………………………………………...31

Список нормативно-правовых  актов и используемой литературы……….... 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Естественные монополии играют огромную роль в жизни любой страны. Электро- , газо- и водоснабжение, железнодорожный транспорт, предприятия, обеспечивающие чистоту в городах - всё это естественные монополии. Они обеспечивают получение гражданами различных государств средств первой необходимости (воды, газа, электричества). От их правильной и скоординированной работы зависят условия проживания людей. Естественные монополии – это необходимый элемент в жизни любой страны, ведь они позволяют значительно уменьшить расходы государства и помогают более эффективно использовать ограниченные природные ресурсы. Вопрос о сущности естественных монополий, способах их реформирования и государственного регулирования в России приобрел в настоящее время особую значимость. Это обусловлено тесной взаимосвязью естественных монополий с социальной и экономической жизнью общества, их непосредственным влиянием на эффективность деятельности других субъектов экономики, а также несоответствием внутренней организации естественных монополий условиям функционирования в рыночной среде.

Любые негативные моменты в ходе преобразований естественных монополий, осуществления структурных реформ прямо или косвенно могут отразиться на экономических показателях государства и благосостоянии его граждан. Такое положение естественных монополий обязывает государство проводить взвешенную экономическую политику.

Но, несмотря на такой положительный эффект, естественные монополии - это предприятия, за которыми нужен постоянный присмотр государства, ведь если не вмешиваться в их дела, они могут превратиться в настоящие монополии, диктующие на рынке услуг свои условия.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение естественных монополий как понятия, сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями.

В связи с поставленной целью будут решены следующие задачи:

- Рассмотрим возникновение монополий и роль естественных монополий в национальной экономике;

- Обозначим методы государственного регулирования естественных монополий, а также государственный контроль в сферах естественных монополий;

- Проанализируем проблемы реформирования естественных монополий в России.

При написании этой работы были изучены материалы, взятые из различных монографий, публикаций из сети Интернет, из экономических журналов и газет, материалы соответствующих заседаний и конференций. Так же были изучены деятельности таких монополий, как «ЛУКойл», «ЕЭС России» и «Газпром». Это позволило лучше представить и рассмотреть данную проблему не только на практике, но и на примерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность естественных монополий

1.1. Понятие естественной монополии, ее признаки

 

 

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1.      Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2.      Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3.      Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4.      Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени[1].

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией[2].

 

1.2. Роль естественной монополии в национальной экономике

 

Многие из отраслей естественных монополий являются стратегически важными сферами в экономическом развитии и национальной безопасности страны, в обеспечении единого территориального, экономического и оборонного пространства государства. Эта причина не фигурирует в числе стандартных причин естественных монополий, но для такой страны, как Россия, она имеет исключительное значение.

Естественные монополисты - это предприятия, занимающие важное место в экономике страны и способные существенно влиять на экономический рост и увеличивать его темпы, например, за счет стабильности в стоимости энергоресурсов и транспортных перевозок железной дорогой. Своевременное переоснащение основных средств этих отраслей (так, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды степень их износа в 2006 г. составила 55.6%, причем их полная стоимость почти равна стоимости основных фондов во всей обрабатывающей промышленности России – более 3 трлн. руб.)[3] будет мультиплицировать технологические процессы, что крайне важно для современной России. Обновление основных средств естественных монополистов вызовет рост производства в смежных и зависимых отраслях, увеличит число рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Например, в производстве трубопроводного транспорта, турбин для ГЭС и подвижного состава железных дорог задействовано, как минимум, две отрасли: машиностроительная и сталелитейная. А если учесть, что в производстве косвенно принимают участие дорожно-строительная (в начале 2000-х г.г. стоимость прокладки гравийной дороги в районах Крайнего Севера составляла порядка 5 млн. руб. за километр) и строительная отрасли, то можно говорить о существенном увеличении ВВП, числа занятых и налогов, которые поступят в бюджет впоследствии. Естественные монополии как налоговые агенты в современной России играют решающую роль, что особенно важно в условиях трансформации экономики. Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России[4].

Также необходимо отметить тот факт, что естественные монополисты способны оказывать влияние на политическую и общественную жизнь страны. Этот факт нередко проявляется в решениях, принимаемых органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Но, как правило, интересы монополий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность за пределами страны, совпадают с интересами государства. Возможно оказание влияния на сопредельные страны в целях реализации национальных экономических и политических интересов страны, укрепления внешнеэкономических позиций крупных российских товаропроизводителей, усиления интеграционных процессов.

На мировой арене Россия все более заявляет о себе как об «энергетической державе», активно влияя на энергетические рынки. Правда, здесь кроется определенная опасность для России - стать сырьевым придатком развитых стран и попасть в зависимость от стран - импортеров. Избежать такого положения в будущем поможет только грамотная комплексная диверсификация рынков сбыта, в которой отдельное место в поставках должно отводиться не одной стране, а группе стран. Например, проект прокладки нефтепровода и газопровода с месторождений в Западной Сибири до Тихоокеанского побережья позволит «убить двух зайцев сразу»: газифицировать дальневосточные районы страны, построить ряд крупных нефтеперерабатывающих заводов на территории все того же Дальневосточного округа и поставлять энергоресурсы, как минимум, четырем странам (США, Япония, Южная Корея и быстро развивающийся Китай). Соответственно возрастет политическая и экономическая роль России в этом регионе. Также начинает реализовываться проект строительства газопровода по дну Балтийского моря, который свяжет Россию и Западноевропейские страны. Данный проект позволит экспортировать российскую нефть потребителям напрямую, минуя территорию других государств. При этом уменьшаются издержки по оплате транспортировки через эти страны и издержки, связанные с незаконным подключением к нефтепроводам и газопроводам[5].

Немаловажной отличительной особенностью российских естественных монополий можно считать их конкурентное преимущество на внешнем рынке. Так, например, ОАО «Газпром» на Европейском рынке успешно конкурирует с производителями из Северной Африки и Северной Европы.

Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический и др.). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий. В силу этого они приобретают в России государствообразующий характер, становятся «становым хребтом» национальной экономики и государства.

Информация о работе Регулирование естественных монополий