Теория и практика гос.регулирования естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть практические и теоретические вопросы регулирования естественных монополий.
В связи с поставленной целью предстоит решить ряд задач:
1) дать теоретическое представление об естественных монополиях;
2) рассмотреть сферы деятельности и государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий;
3) показать на практике государственное регулирование естественных монополий в России, на примере трех основных монополистов в этой области;
4) рассмотреть влияние мирового кризиса на естественные монополии в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ
1.1. Понятие естественных монополий
1.2. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
1.3. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ТРЕХ ГЛАВНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
2.1. Электроэнергетика
2.2. Железнодорожный транспорт
2.3. Газовая отрасль
2.4. Российские естественные монополии в период мирового кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Теория и практика Гос.регулирования естеств. монополий.doc

— 240.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время, в  России продолжается процесс формирования стабильного эффективного рыночного хозяйства.

В связи с этим, любое предприятия стремиться обеспечить высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке.

Однако существуют рынки, на которых конкуренция не только нежелательна, но и невозможна, поскольку ее наличие приводило бы к росту издержек. Это связано с тем, что «удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства»1.

Главную роль в становлении и регулировании данного рынка должно играть государство, так как: «нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной экономики без активной регулирующей роли государства»2. Современное государство играет значительную роль в регулировании рынка. Но его регулирующая роль, пределы вмешательства в частноправовую сферу в правовых системах различных государств неодинаковы. Эта роль во многом зависит от экономического потенциала государства, экономической политики и защиты собственных интересов, конечно, при условии соблюдения конституционных основ»3. Вмешательство государства сегодня стало атрибутом любой развитой экономической системы.

К сфере, где традиционно  присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон (далее ФЗ) от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»4. Субъектом естественной монополии в соответствии с положениями указанного Закона является хозяйствующий субъект, занятый производством или реализацией товаров в условиях естественной монополии. Закон касается в основном взаимоотношений с потребителями и затрагивает такие сферы, как железнодорожные перевозки, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, транспортировку нефти, нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам. Закон предусматривает создание федеральных органов исполнительной власти для регулирования и контроля за хозяйственной деятельностью таких субъектов. Эти органы обладают полномочиями независимо от того, являются ли субъекты естественных монополий государственными предприятиями или акционерными обществами. Методами регулирования являются метод ценового регулирования, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установление минимального уровня обеспеченности таких потребителей. Государственные органы осуществляют контроль за рядом сделок, совершаемых естественными монополиями, за осуществляемыми ими инвестициями и т. д.

В связи с выбранной темой  работы: «Теория и практика государственного регулирования естественных монополий», мы можем сказать, что для России проблема контроля и регулирования естественно монопольных рынков чрезвычайно актуальна. Добывающая промышленность и энергетика жестко привязанны к природным ресурсам и изначально несут на себе печать естественного монополизма. Постсоветской системе досталась экономика с гипертрофированным сырьевым сектором, а за годы реформ гипертрофия сырьевого сектора лишь усилилась. Кроме того, неразвитость и зачастую безальтернативность транспортных артерий России также обуславливают естественно-монопольное положение отдельных видов транспорта (особенно это относится к железнодорожному транспорту) и межрегиональных связях.

Цель нашей  работы рассмотреть практические и  теоретические вопросы регулирования естественных монополий.

В связи с поставленной целью нам предстоит решить ряд задач:

1) дать теоретическое представление об естественных монополиях;

2) рассмотреть сферы деятельности и государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий;

3) показать на практике государственное регулирование естественных монополий в России, на примере трех основных монополистов в этой области;

4) рассмотреть влияние мирового кризиса на естественные монополии в России.

В заключение работы дать выводы по теме работы.

В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы экономической теории: описание и сравнение, непосредственное наблюдение в исследуемых сферах экономики, также данная работа базируется на анализе и примерах, взятых как из российской хозяйственной жизни, так и из зарубежной.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ

 

1.1. Понятие естественных монополий

 

«Естественная монополия» означает особое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса потребителей эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Из этого определения видно, что естественная монополия представляет собой в большей степени экономическую, нежели юридическую категорию. Естественной монополии присущ «эффект масштаба», который выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства. Нецелесообразно, скажем, иметь сеть параллельных газопроводов, принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам, поскольку затраты на их строительство и дальнейшую эксплуатацию настолько велики, что в условиях конкурентной борьбы будут расти издержки и, соответственно, цены на услуги по транспортировке газа. Такая ситуация не отвечает интересам и хозяйствующих субъектов, и потребителей оказываемых ими услуг.

Естественная монополия  существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100 % от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.

«Естественная монополия» характеризуется также неэластичным спросом. В обычных экономических отношениях при существенном возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей резко снижается. В условиях же естественной монополии спрос «неэластичен», т. е. практически не зависит от увеличения цены. «Неэластичный» спрос можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном росте цены на сливочное масло потребители могут использовать заменители этого товара - маргарин, масло растительное, что приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители не могут резко уменьшить объем ее потребления, потому что электроэнергия является, по сути, безальтернативным источником энергии.

Для некоторых сфер естественных монополий  характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополизирована не вся соответствующая отрасль экономики, а лишь ее передающие «сети». Например, в газовой отрасли естественной монополией является только транспортировка газа по трубопроводам, но не добыча, переработка, хранение или реализация. В электроэнергетике естественной монополией также считается не производство и продажа электроэнергии, а лишь ее передача по сетям и оперативно-диспетчерское управление.

Субъектами естественной монополии (или естественными монополистами) являются юридические лица, занятые производством или реализацией товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главным критерием для признания организации естественным монополистом считается именно осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (линий электропередач, трубопроводов и т. п.). Законодательство не содержит и специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе5 Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» в качестве субъектов государственного регулирования называются коммерческие и некоммерческие организации. Следовательно, можно сделать вывод, что естественными монополистами могут быть любые юридические лица.

В законодательстве о естественных монополиях широко используется термин «потребители». К ним относятся любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Нужно учесть, что понятие «потребитель» здесь используется в широком смысле; оно не совпадает с трактовкой, установленной в гражданском законодательстве, в частности в Законе о защите прав потребителей6.

Деятельность естественных монополистов контролируется одновременно несколькими органами власти. Так, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает порядок ценообразования на товары и услуги монополистов, Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение монополистами законодательства на предмет злоупотреблений. Принятие нормативных актов отнесено к компетенции Министерства экономического развития и торговли РФ. Государственный контроль в этой сфере направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение доступности реализуемых ими товаров для потребителей и эффективное функционирование самих монополистов.

 

1.2. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

 

Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно «подвижными». Иными словами, по основным характеристикам естественной монополией можно назвать многие отрасли экономики, однако формально эти сферы определяются только на уровне закона. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» на сегодняшний день в нашей стране легализованы семь рынков естественной монополии.

1. Естественной монополией являются  железнодорожные перевозки. В  сфере железнодорожного транспорта  полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой, грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор. Железнодорожные перевозки состоят из большого количества различных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и плата за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и проч.).

2. К естественной монополии относятся  услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов. Услуги транспортных терминалов включают производственные операции по приемке, перемещению и сдаче грузов, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика. Услуги портов и аэропортов - производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов. При наличии довольно большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются Азовский морской порт, Московский западный порт, Хабаровский речной порт.

Сложность регулирования услуг  аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации (уменьшение пассажирооборота, критическое состояние материально-технической базы). Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и др.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт. Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов необходимо для того, чтобы довести уровень аэропортовых сборов и тарифов до уровня экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

3. Естественную монополию составляют услуги общедоступной электрической и почтовой связи7, т. е. внутренняя письменная корреспонденция, внутренние телеграммы, предоставление местного и междугородного телефонного соединения фиксированным абонентам, распространение и трансляция общероссийских телерадиопрограмм, предоставление доступа к телефонной сети.

4. В нефтяной отрасли естественной  монополией является транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам8. Нефтепроводы подразделяются на магистральные и промысловые. Магистральный нефтепровод (или «главная труба») предназначен для транспортировки нефти из районов добычи или хранения до мест потребления, т. е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочной нефтебазы, пункта налива. Магистральные и промысловые нефтепроводы различаются и по техническим показателям (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций и проч.). Однако законодательного разграничения между этими трубопроводами пока нет. С одной стороны, для их различия можно применять СНИПы и ГОСТы, в соответствии с которыми трубопроводы строились. Хотя зачастую нефтепроводы, построенные как промысловые, со временем реконструируются и подпадают под все технические характеристики магистральных. С другой стороны, в некоторых регионах существует только один нефтепровод и, даже если он является промысловым, деятельность его владельца, очевидно, можно признать естественной монополией.

Уже в течение нескольких лет  в Государственной Думе РФ рассматривается проект закона «О магистральном трубопроводном транспорте». Предполагается, что его действие будет распространяться не только на нефтепроводы, но и на газопроводы, а также на трубопроводы, предназначенные для транспортировки других углеводородов (нефтяного попутного газа, газового конденсата, газообразных углеводородов). В законопроекте предусмотрено, что магистральные трубопроводы являются стратегическими объектами федерального значения. Магистральный трубопровод рассматривается как единый комплекс сооружений, поэтому право собственности на него не разделяется по отдельным объектам. Предусмотрены некоторые ограничения в пользовании магистральными трубами, в частности стандартизация оборудования, лицензирование деятельности операторов, которые оказывают услуги по транспортировке углеводородов. Однако основной недостаток законопроекта в том, что отличительные черты магистрального трубопровода в нем не определены.

Информация о работе Теория и практика гос.регулирования естественных монополий