Теория и практика гос.регулирования естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть практические и теоретические вопросы регулирования естественных монополий.
В связи с поставленной целью предстоит решить ряд задач:
1) дать теоретическое представление об естественных монополиях;
2) рассмотреть сферы деятельности и государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий;
3) показать на практике государственное регулирование естественных монополий в России, на примере трех основных монополистов в этой области;
4) рассмотреть влияние мирового кризиса на естественные монополии в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ
1.1. Понятие естественных монополий
1.2. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
1.3. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ТРЕХ ГЛАВНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
2.1. Электроэнергетика
2.2. Железнодорожный транспорт
2.3. Газовая отрасль
2.4. Российские естественные монополии в период мирового кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Теория и практика Гос.регулирования естеств. монополий.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

В связи с кризисом упала платежная  дисциплина на оптовом и розничных рынках электроэнергии. Так, под данным Минэнерго, задолженность на оптовом энергорынке в настоящее время достигает 28,3 млрд. руб., а на розничных – 96,6 млрд. руб.

Между тем падение производства в электроэнергетике можно считать  относительно небольшим на фоне спада в газодобыче и на железных дорогах. В январе–мае Россия снизила добычу газа на 19,3 %. А падение погрузки на Российских железных дорогах достигло за четыре месяца 26 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Одновременно более чем на 10 % упали и пассажирские перевозки, из-за чего Российские железные дороги сократили движение пассажирских поездов.

Падение спроса на услуги естественных монополий вынуждает их сокращать инвестпрограммы. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу при росте спроса, связанном с выходом экономики из кризиса. «Наши естественные монополии в последние годы привыкли работать в условиях дефицита. Такой дефицит до кризиса ощущался в газодобыче, электроэнергетике и на железнодорожных перевозках. Поэтому кризисное падение спроса особенно болезненно для монополий, где менеджменту тяжело оптимизировать работу этих неповоротливых структур», – отмечает партнер консалтинговой компании «Интерком-Аудит» Александр Верхов. При этом первой жертвой оптимизации стали инвестпрограммы монополий. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу. «Чем дальше откладываются стратегические инвестпроекты, которые должны обновить производственные мощности, тем выше будут затраты на их ввод при росте спроса на выходе из кризиса», – предупреждает эксперт.

Между тем сокращение инвестиций для  некоторых монополий оказалось почти двукратным. «РЖД сократило свою инвестиционную программу с 442 до 252 миллиардов рублей. «Мосэнерго» сократило инвестпрограмму в 2,5 раза. В целом сокращение инвестиций естественных монополий превысит в этом году 30 %», – отмечает аналитик НОМОС-банка Игорь Голубев. Многие генерирующие компании формально не могут сокращать свои инвестпрограммы без специального решения на то Минэнерго, поскольку в случае срыва сроков ввода объектов им грозит штраф в размере 20 % от стоимости инвестпрограммы. Поэтому некоторые энергокомпании отказываются от модернизации и направляют средства исключительно на новое строительство в надежде избежать штрафов. «Но даже без разрешения Минэнерго многие генкомпании все равно заявляют о замораживании строительства. Так, ОГК-2 планирует урезать стройки вдвое, введя на Ставропольской, Серовской и Богословской ГРЭС лишь по одному энергоблоку. «Мосэнерго» реализует только проекты, начатые в 2008 году, отказываясь от строительства новых блоков», – отмечает Голубев37.

«С начала года очевидно падение  пассажирооборота и соответственно числа перевезенных пассажиров. За первые четыре месяца было перевезено на 10,2 % пассажиров меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом поездами дальнего следования было перевезено на 12,6 % меньше, а поездами пригородного сообщения – на 10 %. Одновременно пассажирооборот в дальнем следовании сократился на 11,6 %, а в пригородном сообщении – на 15,6 %, что говорит не только о сокращении числа перевезенных пассажиров, но и о сокращении дальности поездок», – отмечает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук38.

По его словам, из-за снижения грузоперевозок резко снизились и возможности перекрестного субсидирования убытков от пассажирских перевозок. Между тем в 2004–2008 годах объемы такого субсидирования составляли 43–66 млрд. руб. ежегодно. «В результате РЖД вынуждено сокращать количество поездов и уменьшать их составность. На ряде маршрутов приостанавливается пригородное сообщение при отсутствии компенсаций убытков со стороны региональных властей, ответственных за организацию пригородного сообщения», – отмечает Савчук39. Действительно, в новом графике движения поездов на 2009–2010 годы РЖД оставило 824 пары поездов дальнего следования, тогда как в прошлом году их было 841.

Российские железные дороги уже  столкнулись с падением пассажиропотоков.

На 2009 год запланировано снижение закупок локомотивов – на 47 %, электропоездов – на 38 %, пассажирских вагонов дальнего следования – на 58 %. «В условиях недостатка средств на текущее содержание инфраструктуры есть опасность некоторого снижения показателей безопасности перевозок грузов. А нынешнее сокращение инвестиций обернется необходимостью ускоренного инвестирования в железнодорожный транспорт уже через два-три года», – считает Савчук.

Сокращение расходов компании произойдет в значительной мере за счет затрат, не зависящих от объема перевозок. Так, предстоит снижение затрат на перевозочную деятельность (на 36 млрд. руб.), на топливно-энергетические ресурсы (минус 26 млрд. руб.), на капитальный ремонт основных средств (минус 46 млрд. руб.). В результате не будет отремонтировано 6,5 тыс. км пути, 1100 локомотивов, 3500 грузовых вагонов. Кроме того, из программы капитального ремонта полностью исключены здания и сооружения, кроме тех, что находятся в аварийном состоянии.

Не многим лучше обстоят дела и в «Газпроме». «Газовая промышленность оказалась одной из наиболее пострадавших от последствий кризиса среди всех отраслей российского ТЭК. Наибольший удар был нанесен по самой прибыльной статье доходов «Газпрома» – экспорту, который обвалился в первом квартале разом на 56,2 %. Одна только Украина снизила импорт газа на 40 %», – отмечает руководитель отдела исследований газовой отрасли ИПЕМ Алексей Белогорьев40.

По его словам, на первый план для  «Газпрома» сегодня выходит угроза инвестиционного дефицита. «Экономический кризис пришелся на самое начало одного из крупнейших инвестиционных циклов в истории отечественной газовой отрасли, сопоставимого по масштабам только с ударной социалистической стройкой 1960–1970-х годов. Суммарный объем необходимых инвестиций в отрасль на ближайшие 20 лет превышает полтриллиона долларов. За этими гигантскими цифрами стоят крупнейшие энергетические проекты 2010–2020-х годов: разработка месторождений Ямала, шельфа северных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока, прокладка новых трубопроводных маршрутов и развитие инфраструктуры сжижения газа. И все эти проекты должны начинаться фактически с нуля. Отказ от этих проектов или их несвоевременный ввод в эксплуатацию грозит возникновением масштабного дефицита газа на внутреннем рынке уже в первой половине 2010-х годов», – предупреждает Белогорьев41.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе выполнения работы мы выяснили, что российское законодательство трактует естественные монополии, как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль.

Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно- промышленный комплекс и т. п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Федеральный закон «О естественных монополиях», который  определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ выделяет и регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Установление оптимальных цен  на товары естественных монополий  - особая забота государства.

Нормативно-правовая основа естественных монополий также тесно связана с нормативно-правовой основой конкуренции и монополистической деятельности. Естественные монополии окружает конкурентная рыночная среда, но сами они могут осуществлять монополистическую деятельность.

Задача трансформировать модель функционирования естественных монополий в модель классического рынка не совсем правильная, так как не учитывает того, что:

- любое расчленение технологической вертикали по разным собственникам в корне неверно;

- при искусственном расчленении монополий и приватизации ее отдельных блоков приведет к отсутствию контроля над уровнем тарифов, что может привести к непредсказуемым последствиям;

- естественные монополии в России являются каркасом жизнеобеспечения всего общества, и приведение их просто к рыночным отношениям приведет к отсутствию социальных гарантий и нарушит важнейшие права человека.

Рассмотрим теперь основные предпосылки  образования и проблемы практического государственного регулирования естественных монополий в России, на примере трех главных естественных монополий.

В энергетике, в соответствии с  указами Президента РФ от 15.08.1992 г. № 923 и от 05.11.1992 г. № 1334, в 1992 г. было учреждено РАО «ЕЭС России». В дальнейшем, 1 июля 2008 года, после реформирования электроэнергетики РАО «ЕЭС» было ликвидировано. После чего образовались 23 независимые компании, из которых лишь две государственные. При этом тарифы на электроэнергию устанавливаются Федеральной службой по тарифам.

В области реформирования железнодорожного транспорта мы можем сказать, что ОАО «РЖД», в настоящее время осуществляет третий этап намеченных реформ, и планирует в 2010 г. создание Федеральной пассажирской компании.

В области преобразований газовой  отрасли отметим, что создание монополии «Газпром» было заложено в 1992 г. Тогда же было произведено преобразование Государственного газового концерна «Газпром» в российское акционерное общество «Газпром» В федеральной собственности оставлен пакет объемом 35 % акций, совокупная доля иностранных участников в уставном капитале РАО «Газпром» ограничено 9 %.

Основные проблемы, стоящие в  настоящее время перед газовой  отраслью состоят в том, что:

1) Конкуренция на внутреннем  рынке газа практически отсутствует.

2) РАО «Газпром» одновременно  с добычей газа осуществляет  естественно-монопольные виды бизнеса, к которым относится транспортировка газа по трубопроводам. Кроме того, существующие дочерние компании «Газпрома» полностью подконтрольны ему.

3) Имеются проблемы в тарифообразовании.

4) Вопрос о реформировании газовой  отрасли остается открытым.

Для решения проблемы газовой отрасли  предлагается: обеспечить недискриминационный доступ к услугам естественных монополистов; обеспечить независимость хозяйствующего субъекта, занимающегося естественно-монопольным видом бизнеса; выровнять условия деятельности на рынке всех организаций, осуществляющих деятельность, не относящуюся к естественно-монопольной; создать биржевые и не биржевые торговые площадки; произвести выделение из монополистов отдельных организаций; введение рыночных принципов ценообразования в отраслях, не относящихся к естественно-монопольным; введение прозрачного механизма ценообразования на услуги естественных монополистов.

В заключение надо сказать, что падение  мировых цен на сырье и промышленный спад больно ударили по российским монополиям, которые считались основой отечественной экономики.

В связи с кризисом упала платежная  дисциплина на оптовом и розничных рынках электроэнергии. Однако, падение производства в электроэнергетике можно считать относительно небольшим на фоне спада в газодобыче и на железных дорогах.

Падение спроса на услуги естественных монополий вынуждает их сокращать инвестпрограммы. А это чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу при росте спроса, связанном с выходом экономики из кризиса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные акты

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993. - Электронная справочно-правовая система (7285 Мбайт) – М.: СПС Гарант, 2006.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». - Электронная справочно-правовая система (7285 Мбайт) – М.: СПС Гарант, 2006.
  4. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  5. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  6. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи". - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  7. Федеральный закон от 7 марта 2003 г. N 126-ФЗ "О связи". - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  8. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  9. Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (утратил силу).
  10. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации». - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  11. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2132.
  12. Постановление Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 448 «О Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта». - Электронная справочно-правовая система (7285 Мбайт) – М.: СПС Гарант, 2006.
  13. Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637. - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  14. Положение об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, утв. приказом ФСТ России от 17 августа 2005 г. N 380-э/2. - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  15. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 ноября 2004 г. N А17-57/4. - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  16. Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162. - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  17. Приказ Федеральной службы по тарифам  России от 26 августа 2004 г. N 59. - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.
  18. Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, утв. приказом ФСТ России от 23 августа 2005 г. N 388-э/1. - Электронная справочно-правовая система (22310 Мбайт). – М.: СПС Гарант, 2009.

Информация о работе Теория и практика гос.регулирования естественных монополий