Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель работы рассмотреть практические и теоретические вопросы регулирования естественных монополий.
В связи с поставленной целью предстоит решить ряд задач:
1) дать теоретическое представление об естественных монополиях;
2) рассмотреть сферы деятельности и государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий;
3) показать на практике государственное регулирование естественных монополий в России, на примере трех основных монополистов в этой области;
4) рассмотреть влияние мирового кризиса на естественные монополии в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ
1.1. Понятие естественных монополий
1.2. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
1.3. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ТРЕХ ГЛАВНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
2.1. Электроэнергетика
2.2. Железнодорожный транспорт
2.3. Газовая отрасль
2.4. Российские естественные монополии в период мирового кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Транспортировка нефти и нефтепродуктов состоит из нескольких технологически неотделимых процессов, для каждого из которых устанавливаются свои тарифы (прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему в начале маршрута, сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута).
5. В газовой промышленности к
естественной монополии
6. Естественной монополией
7. Сферой деятельности
Государственное регулирование деятельности естественных монополистов носит комплексный характер и осуществляется различными методами и способами, прежде всего, путем установления тарифов на их услуги. Эти тарифы устанавливаются (изменяются) с целью достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, а также учета социальных факторов. Согласно ст. 424 ГК РФ цены являются свободными, они определяются соглашением сторон соответствующего договора; регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) могут применяться только в установленных законом случаях. К этим случаям и относится деятельность естественных монополистов. Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ13, исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеет Федеральная служба по тарифам.
Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (оказание услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств, доходность деятельности естественного монополиста. Важно подчеркнуть, что тарифы устанавливаются индивидуально для каждого субъекта, а не для определенного вида деятельности. Плата за регулируемые услуги монополистов (например, за технологическое присоединение к электрическим сетям) не может быть установлена ни единолично самим субъектом, ни по соглашению с контрагентом, даже если соответствующий вид тарифа государством не утвержден. Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, ставок и т. п.) является нарушением порядка ценообразования и влечет административную ответственность на основании ст. 14.6 КоАП РФ.
Особым способом государственного воздействия на естественных монополистов являются определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения, если их потребности невозможно удовлетворить в полном объеме. «Неэластичные» цены на товары (услуги) субъектов естественных монополий позволяют последним выборочно удовлетворять запросы потребителей, поэтому здесь необходимо государственное вмешательство14. Законодательством установлено только одно основание, по которому монополист вправе отказаться от заключения соответствующего договора, - отсутствие у лица договора с системным оператором на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора считается, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на коммерческую организацию. По аналогии это правило должно применяться и к договорам, заключаемым субъектами естественных монополий. Хотя монополисту крайне сложно доказать отсутствие технической возможности предоставления соответствующей услуги, такие прецеденты в судебно-арбитражной практике есть. Например, от ответственности за отказ заключить договор по данному основанию была освобождена компания «Ивановорегионгаз»15. Именно для подобных ситуаций законодательство предусматривает нетарифное регулирование. Однако на практике данный метод регулирования пока не применялся.
За действиями, которые могут сдерживать экономически оправданный переход товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, осуществляется специальный государственный контроль. Предварительному контролю, требующему ходатайства в ФАС России, подлежат сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности (или пользования) на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если их балансовая стоимость больше 10 % собственного капитала естественного монополиста по последнему утвержденному балансу.
Кроме этого, предварительному контролю подлежат инвестиции субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование, если такие инвестиции превышают 10 % собственного капитала субъекта естественной монополии. Наконец, ФАС России дает согласие на продажу, аренду и другие сделки, если хозяйствующий субъект приобретает право собственности (владения, пользования) частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, а их стоимость превышает 10 % собственного капитала субъекта естественной монополии.
Справедливости ради следует сказать, что перечисленные сделки государством фактически не контролируются. Объясняется это тем, что почти все естественные монополисты обладают настолько крупными активами, что даже значительные капиталовложения или расходы, как правило, не превышают 10 % стоимости этих активов.
Последующий государственный контроль в форме направления в ФАС России уведомления в течение 30 дней осуществляется за сделками, в результате которых лицо приобретает более 10 % голосующих акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии, в том числе по договорам поручения, доверительного управления, залога. Этот вид контроля установлен также в отношении сделок, по которым субъект естественной монополии приобретает более 10 % голосов в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта.
Особый способ государственного воздействия
в данной сфере - ведение Реестра
субъектов естественных монополий,
в отношении которых осуществля
В заключение данной темы следует сказать, что самой распространенной мерой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства являются административные штрафы, размер которых для юридических лиц может доходить до 5 тыс. МРОТ (ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ). В редких случаях в качестве меры ответственности используется перечисление прибыли, полученной хозяйствующим субъектом в результате неправомерных действий, в доход федерального бюджета.
В силу своего огромного значения
для экономики в целом
Таблица
Крупнейшие естественные монополии в экономике России в 2005 году
Показатели |
Ед. изм. |
«Газпром» |
ОАО «ЕЭС» России |
МПС |
Всего три монополии |
Всего экономика | ||||
Всего |
Доля в экон. % |
Всего |
Доля в экон. % |
Всего |
Доля в экон. % |
Всего |
Доля в экон. % | |||
Количество занятых |
Тыс. чел |
306,3 |
0,5 |
681 |
1,1 |
1605 |
2,5 |
2592 |
4,0 |
64300 |
Валовой выпуск |
Млрд. руб. |
647,9 |
5,2 |
351,6 |
2,8 |
246,8 |
2,0 |
1240 |
10,0 |
12420 |
Валовая добавленная стоимость |
Млрд. руб. |
497,3 |
7,0 |
232,1 |
3,3 |
226,4 |
3,2 |
956 |
13,5 |
70634,4 |
Основные средства |
Млрд. руб. |
1117,5 |
7,0 |
1873,2 |
11,7 |
1486,2 |
9,3 |
4477 |
27,9 |
16042,3 |
Капитальные вложения |
Млрд. руб. |
99,7 |
8,6 |
39,2 |
3,4 |
100,8 |
8,7 |
240 |
20,6 |
1165,2 |
Прибыль (сальдирован финансовый результат по РФ) |
Млрд. руб. |
125,2 |
10,5 |
22,6 |
1,9 |
44,9 |
3,8 |
193 |
16,2 |
1190,6 |
Налоги |
Млрд. руб. |
207,8 |
12,2 |
45,6 |
2,7 |
64,2 |
3,8 |
318 |
18,6 |
1707,6 |
Экспорт |
Млрд. руб. |
16,1 |
15,6 |
0,3 |
0,2 |
- |
- |
16 |
15,9 |
103,0 |
Занимая всего 4 % рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5 % ВВП, 20,6 % инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6 % налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем ОАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты.
В связи с этим, в данной главе
мы рассмотрим вопросы переустройства
железнодорожного транспорта и существующие
концепции реорганизации
Цели и задачи реформы отрасли были определены постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 г. № 526 «О реформирование электроэнергетики Российской Федерации». К основным целям реформирования относятся: обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного снабжения потребителей.
Стратегическая задача реформирования определена как перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В соответствии с указами Президента РФ от 15.08.1992 г. № 923 и от 05.11.1992 г. № 1334, в 1992 г. было учреждено РАО «ЕЭС России». Данные указы были направлены на обеспечение управляемости Единой энергетической системы и сохранение электроэнергетики в виде единого комплекса при акционировании предприятий и организаций, выходивших из ведомственной подчиненности. РАО «ЕЭС России» владеет имуществом магистральных линий электропередачи и электрических подстанций, формирующих Единую энергетическую систему России, акциями АО - электростанций федерального уровня, региональных энергоснабжающих организаций, Центрального диспетчерского управления и других организаций, обслуживающих Единую энергетическую систему. РАО обеспечивает надежное функционирование и развитие Единой энергетической системы России, контролирует использование свыше 70 % электрической мощности и выработку более 70 % электроэнергии страны, организует энергоснабжение населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и прочих потребителей.
После реформирования электроэнергетики (2002-2008 годы), в соответствии с планом реорганизации РАО «ЕЭС» было ликвидировано 1 июля 2008 года19. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании. РАО «ЕЭС» распалось на 23 независимые компании, лишь 2 из них - государственные.
Информация о работе Теория и практика гос.регулирования естественных монополий