Государственное регулирование естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:56, курсовая работа

Краткое описание

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

Оглавление

Введение 3

1. Антимонопольное законодательство России и зарубежных стран 4

2. Анализ деятельности естественных монополий России 6

3. Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий 11

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

экономика сделанное.docx

— 130.72 Кб (Скачать)

 

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Межсессионная курсовая работа по дисциплине 
«Экономика»

Фамилия

Романова

Имя

Раиса

Отчество

Сергеевна

Номер группы:

11334

Дата сдачи

26.03.2012 год

Номер варианта

26


 

 

Оглавление

Введение 3

1. Антимонопольное законодательство России и зарубежных стран 4

2. Анализ деятельности естественных монополий России 6

3. Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий 11

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Введение

Существует огромное количество различных  рыночных состояний, что позволяет  говорить о несовершенстве рынков и  рассматривать монополистическую  составляющую в качестве причины  этого несовершенства.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение  является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных  с конкуренцией. А также монопольное  положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного  товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения  более высокой прибыли.

Монополия представляет собой крайний  случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для  вхождения других.

Тема естественных монополий  является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

Целью данной контрольной работы является – исследование влияния и роли государства в регулировании  естественных монополий.

 

1. Антимонопольное законодательство  России и зарубежных стран

Российская Федерация унаследовала от советской командно-административной системы управления множество предприятий-гигантов или даже целые отросли, которые  с переходом к рыночной экономике  были преобразованы в естественные монополии: в их числе железнодорожный  транспорт, нефти и газо-добывающие предприятия, телеграфное, телефонное и почтовое сообщения, электроэнергетика.

В Российской Федерации система  регулирования монополий только формируется и предусматривает  лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования  и качество продукции в заранее  определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны  хозяйственной деятельности.

Совокупность нормативных  актов Российской Федерации, направленной на защиту конкуренции, выглядит следующим  образом. Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 2 февраля 2006 г.). Затем второй из перечисленных законов был отменен полностью, а первый – в большинстве своих статей, и основным законодательным актом антимонопольного регулирования в настоящее время является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».

Данный закон был направлен  на снижение степени монополизации  рынка. Он запретил соглашения между  конкурирующими фирмами, занимающими  в совокупности доминирующее положение  на рынке, если их результатом может  быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа  на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также  недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному  ограничению конкуренции. Закон  предоставил право Антимонопольному комитету Российской Федерации принимать  решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских  монополий.

Российское антимонопольное  законодательство не является чем-то концептуально  единым. Есть ряд не вполне связанных  сюжетов, основанных на различных теоретических  посылках. Основных сюжета три, рисунок 1:

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рисунок 1 - Теоретические  посылки Российского антимонопольного законодательства

 

Антимонопольное законодательство России разрабатывалось по аналогии с антимонопольным законодательством  США, между тем экономические  реалии двух этих стран различаются  в достаточно сильной степени. У систем антимонопольного законодательства России и США существуют и отличия, и эти отличия – не в пользу РФ. Так, законодательство РФ, в отличие от США, провоцирует излишнюю активность антимонопольного органа.1

Модели регулирования, применяемые  за рубежом, имеют целью предотвратить  злоупотребление естественными  монополиями своим доминирующим положением. Наиболее реализуемыми моделями регулирования являются конкуренция  за монопольный рынок, регулирование  нормы прибыли и верхнего предела  тарифа.

Регулирование конкурентных отношений в США считается  в настоящее время одним из самых комплексных, жестких и  эффективных в мире. К нечеткости законодательных норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности и т. д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.

Сходство антимонопольного регулирования России и США заключается  в том, что оно направлено в  принципе против крупного капитала. Но если представители крупного капитала США сумели нейтрализовать воздействие  данного регулирования за счет создания института доверительной собственности, представителям крупного капитала России ответить на такое воздействие нечем.

Сходство между антимонопольным  законодательством России и США  можно выделить и по другим, менее  принципиальным пунктам. Это сходство проявляется, например, в нагромождении статей, норм, ограничений и санкций.

Так, антимонопольный иск  по определению может быть предъявлен только очень крупным хозяйственным  субъектам. Но насильственное расформирование  такого предприятия чревато высвобождением большого числа работников и, быть может, разрушением самого товарного рынка, ради которого собственно и осуществляются все действия антимонопольного органа.

К нечеткости законодательных  норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования  РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих  субъектов, незаконное использование  интеллектуальной собственности. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.2

Наложенные Европейской  комиссией и министерством юстиции  США штрафы являются крупнейшими  за всю историю работы зарубежных антимонопольных органов.

Важно отметить, что американское благополучие строится на трех китах - Конституции США, Билле о правах человека и антитрестовском законодательстве, закрепляющем демократические основы ведения бизнеса и права человека на собственное дело.

2. Анализ деятельности  естественных монополий России

Естественные монополии  продолжают оставаться значимым сегментом  в экономике России. Их влияние  на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии являются и бюджетообразующими. На долю крупнейших компаний (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») по оценкам института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходной части;

Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономии;

Практически весь объем продукции  и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30 % потребляется на внутреннем рынке  и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики; на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России.

Положение в этой сфере  во многом предопределяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшей  перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30 и более процентов.

Вклад естественных монополий  в ВВП страны изображен на рисунке 23:

 

Рисунок 2 - Вклад естественных монополий в ВВП в экономику  страны в 2010 г.

 

Занимая всего 4% рабочих  и служащих, эти четыре монополии  дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.

Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое  больше чем они.

В то же время вклад системы  естественных монополий в рост ВВП  до недавнего момента (до периода  резкого роста цен на энергоносители на мировом рынке, давшего импульс  росту выручки по ТЭК) значительно  отставал от общей динамики промышленности.

Кроме того, наблюдаемый  рост выручки системы естественных монополий за счет роста тарифов  не ведет к повышению рентабельности компаний, а практически целиком  уходит в рост затрат.

Правительство утвердило  предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий в 2009-2011 годах.

Согласно принятым решениям, тарифы на газ для населения за три года вырастут в 2, 28 раза (особенно резко газ вырастет в цене в 2011 году - на 40%), на электроэнергию - на 95,3% (в 2008 году 16,7%, в 2009 году-26% против заранее  запланированных 16%, в 2010 тарифы выросли  на 22% (ранее 13-15%), в 2011 году электроэнергия подорожает на 18%), на теплоэнергию - 67,8%, на пассажирские железнодорожные перевозки - на 45,5%, на грузовые на 5,9%. Таких темпов монополистов не было уже десять лет.

Предельный уровень тарифов  на услуги естественных монополий в 2011г. изображен на рисунке 3:

 

Рисунок 3 - Предельный уровень  тарифов на услуги естественных монополий  в 2011 г

 

Еще одним важным фактором, определяющим высокую роль системы  естественных монополий в социально-политической жизни страны, является чрезвычайно  высокое влияние тарифов на благосостояние и масштабы бедности населения. В  условиях опережающего роста цен  на услуги ЖКХ, отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг  ЖКХ усугубляет их и без того тяжелое  положение и приводит к нежелательным  социальным последствиям.

Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили  сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно  поднять экономические рейтинги России.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий