Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение естественных монополий как понятия, сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями.
Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Понятие и сущность естественных монополий……………………….5
1.1. Понятие естественной монополии, ее признаки…………………….5
1.2. Роль естественной монополии в национальной экономике………..7
Глава 2. Регулирование естественной монополии…………………………….12
2.1. Методы регулирования……………………………………………...12
2.2. Источники нормативно-правового регулирования естественных
монополий………………………………………………………………...16
2.3. Регулирование естественных монополий различных сфер производства………………………………………………………………17
Глава 3. Реформирование естественных монополий……………………….…24
3.1. Цели и задачи реформирования естественных монополий………..24
Заключение………………………..……………………………………………...31
Список нормативно-правовых актов и используемой литературы……….... 33
Целями настоящей Концепции являются:
- обеспечение граждан страны универсальными услугами высокого качества;
- повышение качества оказываемых услуг почтовой связи и расширение их перечня за счет внедрения новых технологий;
- активизация рыночных механизмов функционирования почтовой связи, развитие конкуренции, создание благоприятных условий для развития предпринимательства;
- повышение инвестиционной привлекательности организаций почтовой связи;
- совершенствование механизма защиты прав пользователей услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Для достижения вышеперечисленных целей требуется решение следующих основных задач:
- пересмотреть систему качественных показателей универсальных услуг почтовой связи и привести ее в соответствие с требованиями экономики и потребностями граждан страны;
- изменить механизм финансирования деятельности организаций федеральной почтовой связи по оказанию универсальных услуг;
- усовершенствовать порядок лицензирования деятельности по оказанию услуг почтовой связи;
- усовершенствовать систему нормативно-правового регулирования деятельности в области почтовой связи;
- сформировать систему мониторинга состояния и тенденций развития рынка услуг почтовой связи.[17]
5. Использование инфраструктуры внутренних водных путей.
Реформирование осуществляется с помощью Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909-р..
Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации определяет основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики на период до 2015 года.
Основной целью развития внутреннего водного транспорта является его превращение в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплекса страны. Необходимо обеспечивать полное удовлетворение требований к осуществлению государственных перевозок, а также решение оборонных, природоохранных и других задач.
Достижение поставленной цели требует от органов государственного управления и хозяйствующих субъектов отрасли взаимодействия в решении задач по двум направлениям:
- создание условий для эффективного функционирования внутреннего водного транспорта и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли;
- расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом.
Задачами по улучшению условий функционирования и повышению конкурентоспособности отрасли являются:
- улучшение условий судоходства на внутренних водных путях с учетом перспективы развития рынка услуг внутреннего водного транспорта и повышения требований безопасности, в том числе:
- развитие транспортного флота в соответствии с потребностями развивающегося рынка;
- реконструкция портов и реформирование портовой деятельности;
- становление и развитие экономически состоятельных и инвестиционно-привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции на рынке услуг внутреннего водного транспорта;
- совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте и др.
Задачами по расширению и развитию рынков транспортных услуг являются:
1) развитие рынка внутренних перевозок, в том числе;
2) обеспечение интеграции внутренних водных путей России в систему международных транспортных коммуникаций и увеличение грузооборота экспортно-импортных и транзитных перевозок;
3) развитие рынка пассажирских перевозок.[18]
6. Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов".
Регулирование тарифов основывается на следующих принципах:
а) ведение раздельного учета субъектами естественных монополий доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;
б) возмещение экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, непосредственно связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, включая налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применяются следующие методы государственного регулирования:
а) метод экономически обоснованных расходов;
б) метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;
в) метод предельных максимальных тарифов или предельного соотношения со стоимостью транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными видами транспорта;
г) метод индексации тарифов.[19]
7. Транспортировка газа по трубопроводам.
Главной задачей является создание условий свободной конкуренции, прежде всего, необходимо обеспечить равенство условий при получении доступа всех производителей газа к газотранспортной системе ОАО "Газпром", введение единых тарифов на транспортировку для всех субъектов газового рынка. Естественно - монопольные виды деятельности и, в первую очередь, транспортировка газа должны контролироваться государством, что невозможно без ясного понимания ценообразования, структуры издержек производства.[20]
Список нормативно-правовых актов и специальной литературы
I. Нормативно-правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: в ред. Законов Российской Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. №6-ФКЗ и №7-ФКЗ //Российская газета. – 1993. - №237. – 25 декабря; Рос. газ. -2008. - №267. – 31 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)// СПС Консультант Плюс.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 31.01.2012)// СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.12.2011) "О Естественных монополиях"// СПС Консультант Плюс.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526(ред. от 01.02.2005) "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации"// СПС Консультант Плюс.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980(ред. от 31.05.2010) "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов"// СПС Консультант Плюс.
7. Проект концепции развития рынка услуг почтовой связи, разработанный по поручению Правительства Российской Федерации от 07.03.2002 года № 8 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 года № 885-р//СПС Консультант Плюс.
8. Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909-р//СПС Консультант Плюс.
II. Используемая литература.
1. Авдашева С. Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / под ред. Авдашевой С. Б. : Издательский дом «Новый учебник». – 2010.
2. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий //Общество и экономика. 2010.
3. Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 2008 год, № 11.
4. Гительман Л.Д. Энергетический бизнес / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. – М.: ЭКМОС, 2009.
5. Грицюк, Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика / Т.В. Грицюк. – М.: Изд-во РДЛ, 2009.
6. Долгушева А. В. Государственное регулирование экономики: Учебно-методический комплекс для специальностей 080504 – Государственное и муниципальное управление / А. В. Долгушева. Благовещенск: Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2009.
7. Ковалева Т.В. Естественные монополии: проблемы реформирования. Красноярск, 2009.
8. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В. И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2011.
9. Мариничева О. Энергетика в России: тенденции и перспективы развития // Энергетика и промышленность России. – 2011.- № 13.
10. Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5.
11. Шелехов Д.Ю. Управление развитием естественной монополии: (на примере газового комплекса). М., 2011.
12. www.gks.ru/free_doc/2006/b06_
[1] Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 2008 год, № 11.С.22-28
[2] Ковалева Т.В. Естественные монополии: проблемы реформирования. Красноярск, 2009.С.34-36
[3] www.gks.ru/free_doc/2006/b06_
[4] Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий //Общество и экономика. 2010.С.55
[5] Долгушева А. В. Государственное регулирование экономики: Учебно-методический комплекс для специальностей 080504 – Государственное и муниципальное управление / А. В. Долгушева. Благовещенск: Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2009.С.70
[6] Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5. – С. 70-76.
[7] Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В. И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2011. С.120-125
[8] Грицюк, Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика / Т.В. Грицюк. – М.: Изд-во РДЛ, 2009. С.88-90
[9] Авдашева С. Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / под ред. Авдашевой С. Б. :Издательский дом «Новый учебник». – 2010, – С. 189.
[10] Гительман Л.Д. Энергетический бизнес / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. – М.: ЭКМОС, 2009. С.99
[11] Мариничева О. Энергетика в России: тенденции и перспективы развития // Энергетика и промышленность России. – 2011.- № 13. С.31
[12] Шелехов Д.Ю. Управление развитием естественной монополии: (на примере газового комплекса). М., 2011. С.48-52
[13]
Бутыркин А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. С.33-38
[14] Авдашева С. Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / под ред. Авдашевой С. Б. :Издательский дом «Новый учебник». – 2010. С.77-80
[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".
[16] Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5. – С. 73.
[17] Проект концепции развития рынка услуг почтовой связи, разработанный по поручению Правительства Российской Федерации от 07.03.2002 года № 8 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 года № 885-р.
[18] Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909-р.
[19] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов".
[20] Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5. – С. 74.