Регулирование естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение естественных монополий как понятия, сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Понятие и сущность естественных монополий……………………….5
1.1. Понятие естественной монополии, ее признаки…………………….5
1.2. Роль естественной монополии в национальной экономике………..7
Глава 2. Регулирование естественной монополии…………………………….12
2.1. Методы регулирования……………………………………………...12
2.2. Источники нормативно-правового регулирования естественных
монополий………………………………………………………………...16
2.3. Регулирование естественных монополий различных сфер производства………………………………………………………………17
Глава 3. Реформирование естественных монополий……………………….…24
3.1. Цели и задачи реформирования естественных монополий………..24
Заключение………………………..……………………………………………...31
Список нормативно-правовых актов и используемой литературы……….... 33

Файлы: 1 файл

Курсач Комм.право.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Целями настоящей Концепции являются:

- обеспечение граждан страны универсальными услугами высокого качества;

- повышение качества оказываемых услуг почтовой связи и расширение их перечня за счет внедрения новых технологий;

- активизация рыночных механизмов функционирования почтовой связи, развитие конкуренции, создание благоприятных условий для развития предпринимательства;

- повышение инвестиционной привлекательности организаций почтовой связи;

- совершенствование механизма защиты прав пользователей услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Для достижения вышеперечисленных целей требуется решение следующих основных задач:

- пересмотреть систему качественных показателей универсальных услуг почтовой связи и привести ее в соответствие с требованиями экономики и потребностями граждан страны;

- изменить механизм финансирования деятельности организаций федеральной почтовой связи по оказанию универсальных услуг;

- усовершенствовать порядок лицензирования деятельности по оказанию услуг почтовой связи;

- усовершенствовать систему нормативно-правового регулирования деятельности в области почтовой связи;

- сформировать систему мониторинга состояния и тенденций развития рынка услуг почтовой связи.[17]

5. Использование инфраструктуры внутренних водных путей.

Реформирование осуществляется с помощью Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909-р..

Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации определяет основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики на период до 2015 года.

Основной целью развития внутреннего водного транспорта является его превращение в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплекса страны. Необходимо обеспечивать полное удовлетворение требований к осуществлению государственных перевозок, а также решение оборонных, природоохранных и других задач.

Достижение поставленной цели требует от органов государственного управления и хозяйствующих субъектов отрасли взаимодействия в решении задач по двум направлениям:

- создание условий для эффективного функционирования внутреннего водного транспорта и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли;

- расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом.

Задачами по улучшению условий функционирования и повышению конкурентоспособности отрасли являются:

- улучшение условий судоходства на внутренних водных путях с учетом перспективы развития рынка услуг внутреннего водного транспорта и повышения требований безопасности, в том числе:

- развитие транспортного флота в соответствии с потребностями развивающегося рынка;

- реконструкция портов и реформирование портовой деятельности;

- становление и развитие экономически состоятельных и инвестиционно-привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции на рынке услуг внутреннего водного транспорта;

- совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте и др.

Задачами по расширению и развитию рынков транспортных услуг являются:

1) развитие рынка внутренних перевозок, в том числе;

2) обеспечение интеграции внутренних водных путей России в систему международных транспортных коммуникаций и увеличение грузооборота экспортно-импортных и транзитных перевозок;

3) развитие рынка пассажирских перевозок.[18]

6. Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов".

Регулирование тарифов основывается на следующих принципах:

а) ведение раздельного учета субъектами естественных монополий доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;

б) возмещение экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, непосредственно связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, включая налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применяются следующие методы государственного регулирования:

а) метод экономически обоснованных расходов;

б) метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

в) метод предельных максимальных тарифов или предельного соотношения со стоимостью транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными видами транспорта;

г) метод индексации тарифов.[19]

7. Транспортировка газа по трубопроводам.

Главной задачей является создание условий свободной конкуренции, прежде всего, необходимо обеспечить равенство условий при получении доступа всех производителей газа к газотранспортной системе ОАО "Газпром", введение единых тарифов на транспортировку для всех субъектов газового рынка. Естественно - монопольные виды деятельности и, в первую очередь, транспортировка газа должны контролироваться государством, что невозможно без ясного понимания ценообразования, структуры издержек производства.[20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот.

Если предприятие смогло стать монополистом в своей области, то это говорит о его силе и о грамотном управлении. По всему миру идет специализация. Целые страны становятся монополистами. Приоритетной задачей правительства должно стать регулирование уже существующих естественных монополий. К сожалению, сейчас деятельность многих монополий вредит развитию малого бизнеса (сырьевые монополии). Деятельность именно таких монополий наиболее важна для регионов.

Антимонопольные органы пока еще только совершенствуются, и это сказывается на монополиях всех типов: с каждым годом все лучше для общества.

Основной проблемой в «большом» бизнесе скорее является именно коррупция, но это уже совсем другая тема.

Развитие и становление монополий под чутким руководством ФАС и прочих организаций способно оздоровить экономику региона, а значит, и улучшить благосостояние жителей. Кстати, именно монополии дают большое количество рабочих мест, так пусть они заботятся о своих рабочих и их семьях.

Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее процветание как монопольных субъектов, так и граждан страны.

 

 


Список нормативно-правовых актов и специальной литературы

I. Нормативно-правовые акты.

 

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: в ред. Законов Российской Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. №6-ФКЗ и №7-ФКЗ //Российская газета. – 1993. - №237. – 25 декабря; Рос. газ. -2008. - №267. – 31 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)// СПС Консультант Плюс.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 31.01.2012)// СПС Консультант Плюс.

4. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.12.2011) "О Естественных монополиях"// СПС Консультант Плюс.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526(ред. от 01.02.2005) "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации"// СПС Консультант Плюс.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980(ред. от 31.05.2010) "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов"// СПС Консультант Плюс.

7. Проект концепции развития рынка услуг почтовой связи, разработанный по поручению Правительства Российской Федерации от 07.03.2002 года № 8 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 года № 885-р//СПС Консультант Плюс.

8. Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909-р//СПС Консультант Плюс.

 

II. Используемая литература.

1. Авдашева С. Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / под ред. Авдашевой С. Б. : Издательский дом «Новый учебник». – 2010.

2. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий //Общество и экономика. 2010.

3. Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 2008 год, № 11.

4. Гительман Л.Д. Энергетический бизнес / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. – М.: ЭКМОС, 2009.

5. Грицюк, Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика / Т.В. Грицюк. – М.: Изд-во РДЛ, 2009.

6. Долгушева А. В. Государственное регулирование экономики: Учебно-методический комплекс для специальностей 080504 – Государственное и муниципальное управление / А. В. Долгушева. Благовещенск: Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2009.

7. Ковалева Т.В. Естественные монополии: проблемы реформирования. Красноярск, 2009.

8. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В. И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2011.

9. Мариничева О. Энергетика в России: тенденции и перспективы развития // Энергетика и промышленность России. – 2011.- № 13.

10. Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5.

11. Шелехов Д.Ю. Управление развитием естественной монополии: (на примере газового комплекса). М., 2011.

12. www.gks.ru/free_doc/2006/b06_11/14-08.htm // Федеральная служба государственной статистики.



[1] Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 2008 год, № 11.С.22-28

[2] Ковалева Т.В. Естественные монополии: проблемы реформирования. Красноярск, 2009.С.34-36

 

[3] www.gks.ru/free_doc/2006/b06_11/14-08.htm

[4] Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий //Общество и экономика. 2010.С.55

 

[5] Долгушева А. В. Государственное регулирование экономики: Учебно-методический комплекс для специальностей 080504 – Государственное и муниципальное управление / А. В. Долгушева. Благовещенск: Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2009.С.70

[6] Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5. – С. 70-76.

[7] Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В. И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2011. С.120-125

[8] Грицюк, Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика / Т.В. Грицюк. – М.: Изд-во РДЛ, 2009. С.88-90

[9] Авдашева С. Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / под ред. Авдашевой С. Б. :Издательский дом «Новый учебник». – 2010, – С. 189.

[10] Гительман Л.Д. Энергетический бизнес / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. – М.: ЭКМОС, 2009. С.99

[11] Мариничева О. Энергетика в России: тенденции и перспективы развития // Энергетика и промышленность России. – 2011.- № 13. С.31

[12] Шелехов Д.Ю. Управление развитием естественной монополии: (на примере газового комплекса). М., 2011. С.48-52

 

[13] 

Бутыркин А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. С.33-38

 

[14] Авдашева С. Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / под ред. Авдашевой С. Б. :Издательский дом «Новый учебник». – 2010. С.77-80

[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".

[16] Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5. – С. 73.

[17] Проект концепции развития рынка услуг почтовой связи, разработанный по поручению Правительства Российской Федерации от 07.03.2002 года № 8 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 года № 885-р.

[18] Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909-р.

[19] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов".

[20] Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5. – С. 74.


Информация о работе Регулирование естественных монополий