Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности естественных монополий, существующих на территории России.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристики и основные понятия естественных монополий;
- рассмотреть методы государственного регулирования естественных монополий в России;
- определить преимущества и недостатки государственного воздействия на деятельность естественных монополий;
- выявить проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.
Введение 3
1.Общие понятия и характеристика естественных монополий 6
2. Роль естественных монополий в обществе 12
3. Государственные и рыночные методы регулирования естественных монополий. 14
3.1. Методы государственного регулирования естественных монополий 14
3.2. Методы рыночного регулирования естественных монополий 24
3.3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов 26
4. Проблемы и перспективы развития естественных монополий 31
Заключение
34
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АСТРАХАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
«Экономической теории»
Курсовая работа
на тему: «Регулирование и дерегулирование естественных монополий»
|
Выполнила: студентка гр. ЭТ-54 ОЗО специальность «Экономическая теория» Кузьмина А.О. |
Астрахань – 2011
Содержание:
Введение | 3 |
1.Общие понятия и характеристика естественных монополий | 6 |
2. Роль
естественных монополий в |
12 |
3.
Государственные и рыночные |
14 |
3.1.
Методы государственного |
14 |
3.2.
Методы рыночного |
24 |
3.3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов | 26 |
4. Проблемы и перспективы развития естественных монополий | 31 |
|
34 |
Список использованной литературы | 36 |
Введение
В
современной рыночной экономике
естественные монополии играют ведущую
роль в обеспечении устойчивого
развития национальных экономических
систем. К их числу относятся
В тоже время естественные монополии представляют собой особый монопольный сегмент экономики, деятельность которого невозможна без регулирующей роли государства.
В течение многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные преимущественно на принципах прямого контроля с использованием механизмов ценового и неценового регулирования. В настоящее время эти методы уже не работают в полной мере. Это находит свое проявление в снижении эффективности деятельности естественных монополий, их слабой восприимчивости к инновациям, ухудшении качества предоставляемых услуг.
Все это послужило причиной проводимых в большинстве развитых стран в 80-90-е гг. реформ естественных монополий, которые обнажили наиболее острые проблемы в этой сфере. К их числу следует, в первую очередь, отнести несоответствие старых методов государственного регулирования новым задачам, которые сегодня стоят перед естественными монополиями.
Государственное регулирование цен в отраслях - естественных монополиях - одна из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее время перед руководством Российской Федерации. Отсутствие отработанных механизмов контроля над деятельностью этих отраслей в 1992-1994 гг. привело к взрыву инфляции, а с 1995 г., когда монетарными мерами обращения инфляция стала подавляться, - к быстрому росту неплатежей и сокращению производства в перерабатывающих отраслях. Несмотря на постоянную законотворческую деятельность государственных органов, направленную на создание системы регулирования деятельности естественных монополий, последние до настоящего времени вынуждают своих потребителей оплачивать продукцию по неоправданно высоким ценам и тем самым продолжают удерживать Россию в состоянии глубокого экономического кризиса.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности естественных монополий, существующих на территории России.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристики и основные понятия естественных монополий;
-
рассмотреть методы
-
определить преимущества и
- выявить проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.
Объектом изучения является – естественные монополии России.
Предметом
- регулирование и
В
России реформирование естественных монополий
началось в конце 90-х гг. и продолжается
до сих пор. За это время была разработана
необходимая нормативно-
Проблемам контроля и регулирования деятельности естественных монополий посвящены работы многих отечественных и зарубежных учёных:
Среди зарубежных авторов необходимо отметить труды А. Курно, Дж. Ст. Миля, К. Маркса, Л. Вальраса, А.Пигу, А.Маршалла, Дж. Робинсон, М. Фридмена и других. В работах указанных экономистов изначально большое внимание уделялось проблемам монополизма как такового. Ими были выявлены негативные последствия монополизма и обоснована необходимость борьбы с этим явлением посредством государственного регулирования. Теория государственного регулирования обеспечила теоретическую базу для обоснования вмешательства государства в деятельность естественных монополий, а в рамках теории общественного благосостояния были выработаны механизмы регулирования естественных монополий, направленные на нивелирование характерной для монополии высокой цены и увеличение потребительского излишка.
Очевидно,
что задача совершенствования механизмов
формирования тарифов на продукцию естественных
монополий требует незамедлительного
и грамотного подхода, как со стороны государства,
так и самих монополий.
1.
Общие понятия
и характеристика
естественных монополий
Иногда эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что обусловит единственность производителя блага. Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.
Подобное
состояние рынка является монополией
– ситуацией, чреватой рядом крупных
проблем для хозяйства. В данном
случае, однако, монополия возникает
вследствие естественных причин: технологические
особенности производства таковы, что
единственный производитель обслуживает
рынок более эффективно, чем это
способны сделать несколько
Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
1)
Исключительное право,
2) одна из моделей рынка.
3) в марксистской политической экономики - крупные объединения капиталистов (картели, синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты). В данном контексте понятие перестало употребляться, так как эти и другие формы организации крупного бизнеса остались, но не все из них занимают доминирующее положение на рынке.
4)
характеристика продавца
Рынок,
на котором господствует монополия,
представляет собой полную противоположность
конкурентному рынку, где имеется
много конкурентов, предлагающих для
продажи стандартизированные
Различают три вида монополии:
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Подобное
разграничение монополий носит
достаточно условный характер, поскольку
некоторые фирмы могут
Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.
Чистые
монополии в настоящее время -
редкое явление. Чаще встречаются рынки,
на которых конкурируют друг с
другом несколько фирм. Чистые монополии,
как правило, могут существовать
только при покровительстве
Как правило, она характеризуется следующими основными чертами:
а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;
б)
отсутствие товаров-заменителей (нет
совершенных заменителей
в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе.
Как и любая ниша рынка, монополия, а особенно чистая монополия, имеет свои «правила» существования, функционирования. И для входа на рынок чистой монополии необходимо преодолеть ряд входных барьеров, а именно:
Информация о работе Регулирование и дерегулирование естественных монополий