Регулирование и дерегулирование естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности естественных монополий, существующих на территории России.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристики и основные понятия естественных монополий;
- рассмотреть методы государственного регулирования естественных монополий в России;
- определить преимущества и недостатки государственного воздействия на деятельность естественных монополий;
- выявить проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.

Оглавление

Введение 3
1.Общие понятия и характеристика естественных монополий 6
2. Роль естественных монополий в обществе 12
3. Государственные и рыночные методы регулирования естественных монополий. 14
3.1. Методы государственного регулирования естественных монополий 14
3.2. Методы рыночного регулирования естественных монополий 24
3.3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов 26
4. Проблемы и перспективы развития естественных монополий 31
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Регулирование и дерегулирование естественных монополий.docx

— 130.53 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

      АСТРАХАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  
 
 

      Кафедра «Экономической теории» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему: «Регулирование и дерегулирование естественных монополий»

  

 
 
 
Выполнила:

студентка гр. ЭТ-54 ОЗО

специальность

«Экономическая  теория»

Кузьмина А.О.  
 
 
 

 
 

Астрахань – 2011

Содержание: 
 

Введение 3
1.Общие понятия и характеристика естественных монополий 6
2. Роль  естественных монополий в обществе 12
3.  Государственные и рыночные методы  регулирования естественных монополий.  14
  3.1. Методы государственного регулирования  естественных монополий 14
  3.2. Методы рыночного регулирования  естественных монополий 24
  3.3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов 26
4. Проблемы и перспективы развития естественных монополий 31
    1. Заключение
34
Список  использованной литературы 36
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

    В современной рыночной экономике  естественные монополии играют ведущую  роль в обеспечении устойчивого  развития национальных экономических  систем. К их числу относятся электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность. Эти отрасли не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в  решении многих социальных вопросов в стране.

    В тоже время естественные монополии  представляют собой особый монопольный  сегмент экономики, деятельность которого невозможна без регулирующей роли государства.

    В течение многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные преимущественно на принципах прямого контроля с использованием механизмов ценового и неценового регулирования. В настоящее время эти методы уже не работают в полной мере. Это находит свое проявление в снижении эффективности деятельности естественных монополий, их слабой восприимчивости к инновациям, ухудшении качества предоставляемых услуг.

    Все это послужило причиной проводимых в большинстве развитых стран в 80-90-е гг. реформ естественных монополий, которые обнажили наиболее острые проблемы в этой сфере. К их числу следует, в первую очередь, отнести несоответствие старых методов государственного регулирования новым задачам, которые сегодня стоят перед естественными монополиями.

    Государственное регулирование цен в отраслях - естественных монополиях - одна из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее время перед руководством Российской Федерации. Отсутствие отработанных механизмов контроля над деятельностью этих отраслей в 1992-1994 гг. привело к взрыву инфляции, а с 1995 г., когда монетарными мерами обращения инфляция стала подавляться, - к быстрому росту неплатежей и сокращению производства в перерабатывающих отраслях. Несмотря на постоянную законотворческую деятельность государственных органов, направленную на создание системы регулирования деятельности естественных монополий, последние до настоящего времени вынуждают своих потребителей оплачивать продукцию по неоправданно высоким ценам и тем самым продолжают удерживать Россию в состоянии глубокого экономического кризиса.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности естественных монополий, существующих на территории России.

    В связи с этим необходимо решить следующие  задачи:

    - рассмотреть характеристики и основные понятия естественных монополий;

    - рассмотреть методы государственного  регулирования естественных монополий  в России;

    - определить преимущества и недостатки  государственного воздействия на  деятельность естественных монополий;

    - выявить проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.

    Объектом  изучения является – естественные монополии России.

    Предметом - регулирование и дерегулирование деятельности естественных монополий России.

    В России реформирование естественных монополий  началось в конце 90-х гг. и продолжается до сих пор. За это время была разработана  необходимая нормативно-правовая база, начат процесс приватизации государственных  предприятий в отраслях естественных монополий, а также проведена  частичная либерализация цен  на товары и услуги естественных монополий. Однако осуществляемы меры не привели  к существенным изменениям в деятельности естественных монополий. Более того, процесс их реформирования нередко  сопровождается снижением эффективности  целого ряда отраслей народного хозяйства  и усилением социальной напряженности  в обществе. Все это требует  особого внимания к реформированию естественных монополий и поиску соответствующих мер государственного регулирования их деятельности.

    Проблемам контроля и регулирования деятельности естественных монополий посвящены работы многих отечественных и зарубежных учёных:

    Среди зарубежных авторов необходимо отметить труды А. Курно, Дж. Ст. Миля, К. Маркса, Л. Вальраса, А.Пигу, А.Маршалла, Дж. Робинсон, М. Фридмена и других. В работах указанных экономистов изначально большое внимание уделялось проблемам монополизма как такового. Ими были выявлены негативные последствия монополизма и обоснована необходимость борьбы с этим явлением посредством государственного регулирования. Теория государственного регулирования обеспечила теоретическую базу для обоснования вмешательства государства в деятельность естественных монополий, а в рамках теории общественного благосостояния были выработаны механизмы регулирования естественных монополий, направленные на нивелирование характерной для монополии высокой цены и увеличение потребительского излишка.

    Очевидно, что задача совершенствования механизмов формирования тарифов на продукцию естественных монополий требует незамедлительного и грамотного подхода, как со стороны государства, так и самих монополий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Общие понятия  и характеристика  естественных монополий 
 

    Иногда  эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что  обусловит единственность производителя  блага. Другими словами, в некоторых  отраслях без всяких ограничений  действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.

    Подобное  состояние рынка является монополией – ситуацией, чреватой рядом крупных  проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает  вследствие естественных причин: технологические  особенности производства таковы, что  единственный производитель обслуживает  рынок более эффективно, чем это  способны сделать несколько конкурирующих  между собой фирм. Такую монополию  экономисты называют естественной, или  технологической.

    Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

        Монополия (monopoly):

    1) Исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации (группе предприятий, организаций) или физическому лицу (группе физических лиц) на осуществление какой-либо деятельности. В данном случае монополия обусловлена либо абсолютным преобладанием субъекта (группы субъектов) в какой-либо деятельности, либо уникальностью продукта, либо особыми привилегиями, предоставленными государством. Самое первое понимание монополия появилось в римском праве. В истории известны монополии частной собственности на землю, монополии на землю как на объект хозяйства, монополии продавцов и покупателей, торговые монополии Средневековья, цеховые привилегии и т.п. Сейчас является историческим понятием, так как подобных юридических норм в современном законодательстве нет.

    2) одна из моделей рынка.

    3) в марксистской политической экономики - крупные объединения капиталистов (картели, синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты). В данном контексте понятие перестало употребляться, так как эти и другие формы организации крупного бизнеса остались, но не все из них занимают доминирующее положение на рынке.

    4) характеристика продавца товара, занимающего доминирующее положение на рынке. Применяется на практике как основа для действия мер антимонопольного регулирования, так как считается, что монополия препятствует развитию конкуренции.

    Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность  конкурентному рынку, где имеется  много конкурентов, предлагающих для  продажи стандартизированные товары.

    Различают три вида монополии:

    Закрытая  монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

    Открытая  монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

    Подобное  разграничение монополий носит  достаточно условный характер, поскольку  некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам  монополий.

    Чистая  монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

    Чистые  монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с  другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией.

    Как правило, она характеризуется следующими основными чертами:

    а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар  множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;

    б) отсутствие товаров-заменителей (нет  совершенных заменителей продукта монополиста);

    в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически  непреодолимые барьеры на входе.

    Как и любая ниша рынка, монополия, а  особенно чистая монополия, имеет свои «правила» существования, функционирования. И для входа на рынок чистой монополии необходимо преодолеть ряд входных барьеров, а именно:

  • экономия от масштаба (один из наиболее распространенных видов барьеров входа);
  • правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;
  • высокие издержки входа - экономические препятствия. В некоторых отраслях (например, в авиационной промышленности) начало производства может стоить очень дорого;
  • реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов, или сама по себе, или в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;
  • контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
  • высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;

Информация о работе Регулирование и дерегулирование естественных монополий