Регулирование и дерегулирование естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности естественных монополий, существующих на территории России.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристики и основные понятия естественных монополий;
- рассмотреть методы государственного регулирования естественных монополий в России;
- определить преимущества и недостатки государственного воздействия на деятельность естественных монополий;
- выявить проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.

Оглавление

Введение 3
1.Общие понятия и характеристика естественных монополий 6
2. Роль естественных монополий в обществе 12
3. Государственные и рыночные методы регулирования естественных монополий. 14
3.1. Методы государственного регулирования естественных монополий 14
3.2. Методы рыночного регулирования естественных монополий 24
3.3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов 26
4. Проблемы и перспективы развития естественных монополий 31
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Регулирование и дерегулирование естественных монополий.docx

— 130.53 Кб (Скачать)

    

    Рис. 2. Естественная монополия и ее регулирование

    Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная  власть) берут на себя обязанности  предоставлять этот вид услуг. В  таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого  налогообложение искажает систему  конкурентных цен.

     Существует  необходимость государственного регулирования тарифов естественных монополий. Применение госрегулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями неэффективна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек.

     Однако  концентрация производства и возможность  диктовать свои условия рынку  зачастую способствуют завышению цен  на свою продукцию, завышению издержек в случае государственного регулирования  тарифов и дискриминации по отношению  к другим субъектам рынка. И реальное положение дел монополиста является тщательно скрываемой информацией.

     Необходимость государственного регулирования тарифов  не ставилась и не ставится под  сомнение. При этом часто забывается, что ценовое регулирование является, в соответствии со статьей 6 федерального закона от 17 августа 1995 года №143-Ф3 «О естественных монополиях», только одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Причем обязательность применения этого метода законодательно не закреплена, он только может применяться.

     Государство часто идет по пути прямого регулирования  цен на услуги естественных монополий, основными задачами которых являются:

     - достижение баланса интересов  потребителей и субъектов естественных  монополий, обеспечивающего доступность  реализуемого ими товара;

     - определение структуры тарифов  на основе принципов справедливого  и эффективного отнесения издержек  на тарифы для различных потребителей;

     - стимулирование естественных монополий  сокращению издержек и излишней  занятости;

     - использование возможностей ценовых  механизмов регулирования при  проведении стабилизирующей макроэкономической  политики.

     Однако  само по себе прямое регулирование  тарифов вовсе не означает, что  государственная политика в области  естественных монополий осуществляется эффективно.

    Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий  образуются федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном  для федеральных органов исполнительной власти.

    Субъекты  естественной монополии - это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом - это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (электрических, трубопроводных и т.п.). Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г.  № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» прямо назывались коммерческие и некоммерческие организации как субъекты государственного регулирования. Таким образом, можно предположить, что субъектами естественных монополий могут быть и те, и другие.

    Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные  органы, наделяя их полномочиями в  пределах своей компетенции. Эти  органы регулирования могут применять  следующие методы регулирования  субъектов естественной монополии:

    - целевое регулирование, осуществляемое  посредством определения цен  или их предельного уровня;

    - определение потребителей, подлежащих  обязательному обслуживанию, и (или)  установление минимального уровня  их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме  потребностей в товаре, производимом  субъектом естественной монополии,  с учетом необходимости защиты  прав и охраны природы и  культурных ценностей.

    Кроме того, органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за любыми сделками, в результате чего субъект естественной монополии  приобретает право собственности  на основные средства (реализации) товаров, в отношении которых применяется  регулирование в соответствии с  законодательством РФ, если балансовая стоимость таких основных средств  превышает 10% стоимости основного  капитала субъекта монополии по последнему утвержденному балансу, а также  право на инвестиции в товары, в отношении которых не применяется регулирование или стоимость которых составляет более 10% стоимости собственного капитала.

    Субъекты  естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых  применяется регулирование государством, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны  предоставить текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, установленные для него органом, регулирующим естественные монополии, проекты и планы капитальных вложений.

    В РФ регулируются следующие сферы  действия естественных монополий:

    -транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

    -транспортировка газа по трубопроводам;

    -услуги  по передаче электрической и  тепловой энергии; 

    -железнодорожные  перевозки; 

    -услуги  транспортных терминалов, портом, аэропортов;

    -услуги  общедоступной электрической и  почтовой связи.

    Естественная  монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности  или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку  оно привело бы к увеличению издержек производства.

    Сферы деятельности естественных монополий:

    - транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

    - транспортировка газа по трубопроводам;

    - услуги по передаче электрической  и тепловой энергии;

    - железнодорожные перевозки;

    - услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;

    - услуги общедоступной электрической  и почтовой связи.

    Руководят органами регулирования естественных монополий лица, назначаемые на должность  и освобождаемые от нее Президентом  Российской Федерации. Они выполняют  следующие функции:

    - формируют и ведут реестр субъектов  естественных монополий, в отношении  которых осуществляется государственное  регулирование и контроль;

    - определяют методы регулирования,  применительно к конкретному  субъекту естественной монополии;

    - контролируют в пределах своей  компетенции соблюдение требований, предъявленных к субъекту естественной  монополии;

    - вносят в установленном порядке  предложения по совершенствованию  законодательства о естественных  монополиях.

    Органы  регулирования естественных монополий  вправе:

    - принимать обязательные для субъектов  естественных монополий решения  о введении, об изменении или  о прекращении регулирования,  о применении методов регулирования;

    - принимать в соответствии со  своей компетенцией решения по  фактам Закона о естественной  монополии;

    - направлять субъектам естественных  монополий предписания о прекращении  нарушений упомянутого Закона, в  том числе об устранении их  последствий, заключении договоров  с потребителями, подлежащими  обязательному обслуживанию, внесении  изменений в заключенные договора;

    - принимать решения о внесении  в реестр субъектов естественных  монополий либо об исключении  из него;

    - осуществлять динамичный контроль  нормативно-правовых актов по  данному аспекту;

    - принимать решения о наложении  штрафа на субъект естественной  монополии;

    - привлекать к административной  ответственности в виде предупреждений  или штрафов руководителей субъектов  естественных монополий, должностных  лиц, органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления  в случаях, предусмотренных Федеральным  законом;

    - обращаться в суд с иском,  а также участвовать в рассмотрении  в суде дел, связанных с применением  или с нарушением действующего  законодательства о естественных  монополиях;

    - осуществлять иные полномочия, установленные  законами.

    Существуют  несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов  естественных монополий. Выделим два  варианта.

    Первый. В России и США образованы специальные  органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов  устанавливается по принципу: "затраты  плюс прибыль".

    Второй. Органы власти инициируют конкуренцию  за рынок там, где конкуренция  внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать  рынок тому предприятию, которое  обязуется вносить в доход  бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть  прибыли может поступить в  бюджет.

    Поскольку у естественных монополий средние  издержки выше предельных, то ценообразование  по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость  в отказе от принципа ценообразования  по предельным издержкам, но при условии  минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

    Помимо  рассмотренных имеются и другие методы регулирования цен и тарифов  на продукцию (услуги) естественных монополий.

    В экономически развитых странах государственное  регулирование рыночных отношений  направлено, прежде всего, на создание и поддержание условий, обеспечивающих их саморегуляцию на конкретной основе. Иными словами, государство проводит широкий комплекс мер противодействия .монопольным устремлениям рыночных субъектов, которые осуществляются через монопольное законодательство. Первый общегосударственный законодательный акт антимонопольного характера был принят около 100 лет назад в США. Этот закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий, известен больше как закон Шермана. Практически во всех странах прослеживаются его основные принципы. С тех пор в США накоплен большой опыт антимонопольного правового регулирования.

    Наряду  с развитием инфраструктуры действенной  мерой является ликвидация монопольных  промышленных министерств в их нынешнем виде, в первую очередь упразднение  их командных функций и преобразование структуры предприятия. Иначе вследствие неразумно организованной системы  специализации конкуренции не получится. Такое преобразование можно осуществить  с помощью нескольких методов.

    Первый  метод — «разделение» (применяется  в практике американского антимонопольного законодательства): крупное предприятие, занимающее монопольное положение  в своей сфере, подразделяется на несколько частей — независимых  фирм, способных конкурировать друг с другом.

Информация о работе Регулирование и дерегулирование естественных монополий