Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности естественных монополий, существующих на территории России.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристики и основные понятия естественных монополий;
- рассмотреть методы государственного регулирования естественных монополий в России;
- определить преимущества и недостатки государственного воздействия на деятельность естественных монополий;
- выявить проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.
Введение 3
1.Общие понятия и характеристика естественных монополий 6
2. Роль естественных монополий в обществе 12
3. Государственные и рыночные методы регулирования естественных монополий. 14
3.1. Методы государственного регулирования естественных монополий 14
3.2. Методы рыночного регулирования естественных монополий 24
3.3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов 26
4. Проблемы и перспективы развития естественных монополий 31
Заключение
34
Список использованной литературы
Рис. 2. Естественная монополия и ее регулирование
Имеется
и иное решение проблемы естественной
монополии: государство (или местная
власть) берут на себя обязанности
предоставлять этот вид услуг. В
таком случае государственная (местная)
компания может получать субсидии из
государственного местного бюджета. Считается,
что практика субсидирования неэффективна,
поскольку требующееся для
Существует необходимость государственного регулирования тарифов естественных монополий. Применение госрегулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями неэффективна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек.
Однако
концентрация производства и возможность
диктовать свои условия рынку
зачастую способствуют завышению цен
на свою продукцию, завышению издержек
в случае государственного регулирования
тарифов и дискриминации по отношению
к другим субъектам рынка. И реальное
положение дел монополиста
Необходимость
государственного регулирования тарифов
не ставилась и не ставится под
сомнение. При этом часто забывается,
что ценовое регулирование
Государство часто идет по пути прямого регулирования цен на услуги естественных монополий, основными задачами которых являются:
-
достижение баланса интересов
потребителей и субъектов
-
определение структуры тарифов
на основе принципов
-
стимулирование естественных
-
использование возможностей
Однако само по себе прямое регулирование тарифов вовсе не означает, что государственная политика в области естественных монополий осуществляется эффективно.
Для
регулирования и контроля деятельности
субъектов естественных монополий
образуются федеральные органы исполнительной
власти в порядке, установленном
для федеральных органов
Субъекты естественной монополии - это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом - это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (электрических, трубопроводных и т.п.). Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» прямо назывались коммерческие и некоммерческие организации как субъекты государственного регулирования. Таким образом, можно предположить, что субъектами естественных монополий могут быть и те, и другие.
Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы, наделяя их полномочиями в пределах своей компетенции. Эти органы регулирования могут применять следующие методы регулирования субъектов естественной монополии:
-
целевое регулирование,
-
определение потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, и (или)
установление минимального
Кроме
того, органы регулирования естественных
монополий осуществляют контроль за
любыми сделками, в результате чего
субъект естественной монополии
приобретает право
Субъекты
естественных монополий не вправе отказываться
от заключения договора с отдельными
потребителями на производство (реализацию)
товаров, в отношении которых
применяется регулирование
В РФ регулируются следующие сферы действия естественных монополий:
-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
-транспортировка газа по трубопроводам;
-услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
-железнодорожные перевозки;
-услуги транспортных терминалов, портом, аэропортов;
-услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.
Сферы деятельности естественных монополий:
-
транспортировка нефти и
-
транспортировка газа по
-
услуги по передаче
- железнодорожные перевозки;
-
услуги транспортных
-
услуги общедоступной
Руководят органами регулирования естественных монополий лица, назначаемые на должность и освобождаемые от нее Президентом Российской Федерации. Они выполняют следующие функции:
-
формируют и ведут реестр
-
определяют методы
-
контролируют в пределах своей
компетенции соблюдение
-
вносят в установленном
Органы регулирования естественных монополий вправе:
-
принимать обязательные для
- принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам Закона о естественной монополии;
-
направлять субъектам
-
принимать решения о внесении
в реестр субъектов
-
осуществлять динамичный
-
принимать решения о наложении
штрафа на субъект
-
привлекать к административной
ответственности в виде
-
обращаться в суд с иском,
а также участвовать в
- осуществлять иные полномочия, установленные законами.
Существуют
несколько вариантов
Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: "затраты плюс прибыль".
Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.
Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.
Помимо рассмотренных имеются и другие методы регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий.
В экономически развитых странах государственное регулирование рыночных отношений направлено, прежде всего, на создание и поддержание условий, обеспечивающих их саморегуляцию на конкретной основе. Иными словами, государство проводит широкий комплекс мер противодействия .монопольным устремлениям рыночных субъектов, которые осуществляются через монопольное законодательство. Первый общегосударственный законодательный акт антимонопольного характера был принят около 100 лет назад в США. Этот закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий, известен больше как закон Шермана. Практически во всех странах прослеживаются его основные принципы. С тех пор в США накоплен большой опыт антимонопольного правового регулирования.
Наряду
с развитием инфраструктуры действенной
мерой является ликвидация монопольных
промышленных министерств в их нынешнем
виде, в первую очередь упразднение
их командных функций и
Первый метод — «разделение» (применяется в практике американского антимонопольного законодательства): крупное предприятие, занимающее монопольное положение в своей сфере, подразделяется на несколько частей — независимых фирм, способных конкурировать друг с другом.
Информация о работе Регулирование и дерегулирование естественных монополий