Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности естественных монополий, существующих на территории России.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристики и основные понятия естественных монополий;
- рассмотреть методы государственного регулирования естественных монополий в России;
- определить преимущества и недостатки государственного воздействия на деятельность естественных монополий;
- выявить проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.
Введение 3
1.Общие понятия и характеристика естественных монополий 6
2. Роль естественных монополий в обществе 12
3. Государственные и рыночные методы регулирования естественных монополий. 14
3.1. Методы государственного регулирования естественных монополий 14
3.2. Методы рыночного регулирования естественных монополий 24
3.3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов 26
4. Проблемы и перспективы развития естественных монополий 31
Заключение
34
Список использованной литературы
Второй метод — «пересадка» (для не очень крупных предприятий): допустим, два специализированных предприятия заняты разработкой и выпуском продукции (условно А и Б), но имеющей некоторую общую научно-техническую основу. Тогда определенная часть разработок типа А передается с одного предприятия на другое, занимавшееся разработками типа Б, и наоборот. В результате у предприятий появляется возможность конкурировать между собой без увеличения общего числа работников и существенных финансовых затрат.
Третий метод — «диверсификация»: при благотворном влиянии конкуренции некоторые предприятия по своей инициативе сами начнут заниматься разработками новой для них продукции, вступая в конкуренцию с традиционными ее производителями.
В направлении создания эффективного антимонопольного законодательства идет поиск решений по демонополизации экономики и в нашей стране. Так, в мае 1995 г. вступил в действие Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»», который должен стать одним из важнейших элементов формирования системы государственного регулирования.
Для
проведения государственной политики
по развитию товарных рынков и конкуренции,
ограничению монополистической
деятельности и пресечению недобросовестной
конкуренции при Правительстве
РФ функционирует Федеральный
3.2.
Методы рыночного регулирования
естественных монополий
Высокая
экономическая эффективность
Как монополисты данные структуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.
И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий цены на энергию и т.п.
При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм Х-неэффективности. Действительно теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне.
На
минимальном уровне, то есть посредство
ценообразования по Рамсею: повысьте
цены относительно предельных затрат
обратно пропорционально
где Р - цена товара i;
MC - предельные издержки выпуска товара i;
e - эластичность спроса на товара i по его цене;
k – константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности)
Это правило можно сформулировать таким образом: сокращайте объемы выпуска всех продуктов и услуг в равном соотношении до тех пор, пока общий доход не будет равен общим издержкам.
Основной
путь борьбы с негативными сторонами
естественных монополий состоит
в государственном контроле за ценообразованием
на естественно – монопольные
товары или за объемом их производства
(скажем, путем определения круга
потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию).
3.3.
Преимущества и недостатки
государственного и
рыночного способов
регулирования тарифов
Сегодня
у правительства имеются
При
административном установлении тарифов
стимулы монополии к сокращению
издержек ослабляются. Монополии сосредотачиваются
на «выбивании» максимально
При
этом ответственность за уровень
тарифов ложится на государство.
Конечно, в случае непринятия со стороны
правительственных органов
Отмена
же прямого регулирования цен
даст ощутимый толчок естественным монополиям
для оптимизации собственных
издержек. Оказавшись в равной с
другими субъектами хозяйственной
деятельности ситуации и подчиняясь
исключительно нормам антимонопольного
законодательства, естественные монополии
получат больший стимул снижать
издержки, нежели завышать тарифы. Постоянно
рискуя попасть под санкции
Таблица 2 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения государства
Государственное регулирование | Рыночное регулирование | ||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы |
1.Государство
решает главную задачу – не
допускает увеличения тарифов
дольше, чем считает нужным.
2. Легкость контроля за уровнем цен на продукцию естественных монополий. 3.Возможность административного воздействия на деятельность естественных монополий. 4.Учет
социальных последствий при |
1. Естественные
монополии стремятся 2.Государство
несет ответственность за |
1.Снижение государственных
издержек, связанных с практикой
установления тарифов.
2.Сосредоточение
всех контрольных функций в
одном (антимонопольном) 3.Монополиям
в целом не выгодно завышать
тарифы, поскольку существует угроза
санкций со стороны 4.У естественных монополий появляется больший стимул снижать издержки, нежели повышать тарифы. |
1.Трудно доказать
факт злоупотребления 2.Механизм
разрешения подобных дел через
судебную систему еще не 3.Срок
рассмотрения дела может |
Кроме
того, эффективность рыночного
Основные
минусы рыночного механизма
Таким
образом, стоит говорить в целом
о совершенствовании
Сами естественные монополии находятся в двоякой ситуации (табл. 3).
С одной стороны, централизованное установление тарифов избавляет их от многих проблем. Они не несут ответственности перед антимонопольными органами даже в случае установления завышенных тарифов; монополии фактически застрахованы от неудачных инвестиций, так как затраты будут включены в тарифы, а значит перенесены на потребителей; нет необходимости в серьезном сокращении издержек.
Таблица 3 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения естественных монополий
Государственное регулирование | Рыночное регулирование | ||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы |
1.Перекладывание
ответственности за уровень 2.Отсутствие
контроля со стороны 3.Возможность
установления долее высоких 4.Отсутствуют стимулы снижения издержек. 5.Страховка от неудачных инвестиций, так как затраты будут перенесены на потребителей. |
1. Нельзя установить
тарифы выше или ниже, чем определило
правительство РФ.
2.Нельзя в
одностороннем порядке 3. Снижать издержки
иногда просто выгодно, так
как на величину снижения 4. При установлении
тарифов не полностью |
1.Тарифы устанавливаются
самой монополией. Следовательно,
на стадии ценообразования 2. Независимо
от уровня тарифов у |
1.Ответственность
за установление завышенных |
С другой стороны, существуют не менее значимые минусы. Административный контроль не позволяет естественным монополиям самостоятельно выстраивать стратегию на сколько-нибудь длительный период.
Ответственность перед антимонопольными органами в случае рыночного регулирования вряд ли можно отнести к недостаткам. Фактически происходит замена одного контролирующего органа на другой. При этом действия антимонопольных органов носят однозначно более прозрачный и прогнозируемый характер. Кроме того, даже в случае санкций со стороны контролирующих органов у монополий всегда будет возможность опротестовать вердикт в суде.
Кроме того, подобного рода ответственность, вообще-то говоря, можно отнести к плюсам. Ведь она будет вынуждать естественные монополии не выпрашивать тарифы, а оптимизировать свою деятельность, отказываясь от дополнительных расходов, одновременно внедряя прогрессивные технологии управления.
Для
потребителей услуг естественных монополий
также можно выделить преимущества
и недостатки государственного и
рыночного регулирования
Пожалуй,
главным плюсом государственного регулирования
для потребителей является учет государством
социального аспекта. То есть независимо
от экономических предпосылок
К
минусам относится тот факт, что
на протяжении всего периода экономических
реформ (за исключением периода 1991 –
1992 гг.) тарифы естественных монополий
росли более высокими темпами
по сравнению с ценами на продукцию
почти всех других отраслей экономики.
Это значит, что государство не
в состоянии было удерживать их хотя
бы на уровне среднеэкономических
Важно
и то, что государственное
Информация о работе Регулирование и дерегулирование естественных монополий