Регулирование и дерегулирование естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности естественных монополий, существующих на территории России.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристики и основные понятия естественных монополий;
- рассмотреть методы государственного регулирования естественных монополий в России;
- определить преимущества и недостатки государственного воздействия на деятельность естественных монополий;
- выявить проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.

Оглавление

Введение 3
1.Общие понятия и характеристика естественных монополий 6
2. Роль естественных монополий в обществе 12
3. Государственные и рыночные методы регулирования естественных монополий. 14
3.1. Методы государственного регулирования естественных монополий 14
3.2. Методы рыночного регулирования естественных монополий 24
3.3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов 26
4. Проблемы и перспективы развития естественных монополий 31
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Регулирование и дерегулирование естественных монополий.docx

— 130.53 Кб (Скачать)

    Второй  метод — «пересадка» (для не очень  крупных предприятий): допустим, два  специализированных предприятия заняты разработкой и выпуском продукции (условно А и Б), но имеющей некоторую общую научно-техническую основу. Тогда определенная часть разработок типа А передается с одного предприятия на другое, занимавшееся разработками типа Б, и наоборот. В результате у предприятий появляется возможность конкурировать между собой без увеличения общего числа работников и существенных финансовых затрат.

    Третий  метод — «диверсификация»: при  благотворном влиянии конкуренции некоторые предприятия по своей инициативе сами начнут заниматься разработками новой для них продукции, вступая в конкуренцию с традиционными ее производителями.

    В направлении создания эффективного антимонопольного законодательства идет поиск решений по демонополизации  экономики и в нашей стране. Так, в мае 1995 г. вступил в действие Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон  РСФСР «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках»», который должен стать одним из важнейших элементов формирования системы государственного регулирования.

    Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической  деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции при Правительстве  РФ функционирует Федеральный антимонопольный  орган (служба) (ФАС). В  его функции  входят: контроль над соблюдением  антимонопольных требований при  создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; дача рекомендаций органам власти и управления по проведению мероприятий по содействию развития товарных рынков и конкуренции; разработка и осуществление мер демонополизации  производства и обращения; контроль приобретения акций с долей, с  правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынке РФ хозяйствующих субъектов, либо к ограничению конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Методы рыночного регулирования естественных монополий 

     Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

     Как монополисты данные структуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

     И это не абстрактная теория. Вся  российская деловая пресса последних  лет полна жалобами промышленных предприятий цены на энергию и  т.п.

     При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм     Х-неэффективности. Действительно теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне.

     На  минимальном уровне, то есть посредство ценообразования по Рамсею: повысьте цены относительно предельных затрат обратно пропорционально эластичности спроса. Это правило в математической форме можно представить следующим  образом:

     

,

     где   Р - цена товара i;

     MC - предельные издержки выпуска товара i;

     e - эластичность спроса на товара i по его цене;

     k – константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности)

     Это правило можно сформулировать таким  образом: сокращайте объемы выпуска  всех продуктов и услуг в равном соотношении до тех пор, пока общий  доход не будет равен общим  издержкам.

     Основной  путь борьбы с негативными сторонами  естественных монополий состоит  в государственном контроле за ценообразованием на естественно – монопольные  товары или за объемом их производства (скажем, путем определения круга  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию). 

 

     

     3.3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов 

     Сегодня у правительства имеются достаточно веские основания для того, чтобы  отказаться от государственного регулирования  тарифов естественных монополий. Сравнительный  анализ такого регулирования с рыночным регулированием представляется небезынтересным (табл.2). В данном случае под рыночным регулированием понимается регулирование естественных монополий в рамках антимонопольного законодательства.

     При административном установлении тарифов  стимулы монополии к сокращению издержек ослабляются. Монополии сосредотачиваются  на «выбивании» максимально высоких  тарифов.

     При этом ответственность за уровень  тарифов ложится на государство. Конечно, в случае непринятия со стороны  правительственных органов предложений  монополистов, последние вынуждены  проводить работу и по снижению издержек. Однако это именно вынужденные шаги с их стороны.

     Отмена  же прямого регулирования цен  даст ощутимый толчок естественным монополиям для оптимизации собственных  издержек. Оказавшись в равной с  другими субъектами хозяйственной  деятельности ситуации и подчиняясь исключительно нормам антимонопольного законодательства, естественные монополии  получат больший стимул снижать  издержки, нежели завышать тарифы. Постоянно  рискуя попасть под санкции контролирующих органов. Снижение издержек во многом становится естественным, а не вынужденным.  
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения государства

Государственное регулирование Рыночное  регулирование
Плюсы Минусы Плюсы Минусы
1.Государство  решает главную задачу – не  допускает увеличения тарифов  дольше, чем считает нужным.

2. Легкость  контроля за уровнем цен на продукцию естественных монополий.

3.Возможность  административного воздействия  на деятельность естественных  монополий.

4.Учет  социальных последствий при установлении  тарифов.

1. Естественные  монополии стремятся установить  максимально высокие тарифы.

2.Государство  несет ответственность за уровень  назначаемых тарифов. 
 
 
 
 
 
 
 

1.Снижение государственных  издержек, связанных с практикой  установления тарифов.

2.Сосредоточение  всех контрольных функций в  одном (антимонопольном) органе.

3.Монополиям  в целом не выгодно завышать  тарифы, поскольку существует угроза  санкций со стороны антимонопольного  органа.

4.У естественных  монополий появляется больший  стимул снижать издержки, нежели  повышать тарифы.

1.Трудно доказать  факт злоупотребления доминирующим  положением со стороны естественных  монополий.

2.Механизм  разрешения подобных дел через  судебную систему еще не отработан.

3.Срок  рассмотрения дела может занять  длительное время.

 

     Кроме того, эффективность рыночного контроля проявится в снижении государственных  издержек, связанных с постоянным пересмотром тарифов, а также  с финансированием органов власти, выполняющих функции государственного регулирования тарифов.

     Основные  минусы рыночного механизма регулирования  тарифов связаны с недостатками действующего антимонопольного законодательства. Однако эти недостатки касаются не исключительности естественных монополий, как объектов антимонопольного контроля, а общих недостатков конкурентного  законодательства, проявляющихся также  и в конкурентных секторах экономики.

     Таким образом, стоит говорить в целом  о совершенствовании антимонопольного законодательства, в том числе  и в отношении регулирования  естественных монополий.

     Сами  естественные монополии находятся  в двоякой ситуации (табл. 3).

     С одной стороны, централизованное установление тарифов избавляет их от многих проблем. Они не несут ответственности  перед антимонопольными органами даже в случае установления завышенных тарифов; монополии фактически застрахованы от неудачных инвестиций, так как затраты будут включены в тарифы, а значит перенесены на потребителей; нет необходимости в серьезном сокращении издержек.

     Таблица 3 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения естественных монополий

Государственное регулирование Рыночное  регулирование
Плюсы Минусы Плюсы Минусы
1.Перекладывание  ответственности за уровень тарифов  на государственные органы, принимающие  соответствующие решения.

2.Отсутствие  контроля со стороны антимонопольных  органов.

3.Возможность  установления долее высоких тарифов,  чем при рыночном регулировании.

4.Отсутствуют  стимулы снижения издержек.

5.Страховка от  неудачных инвестиций, так как  затраты будут перенесены на  потребителей.

1. Нельзя установить  тарифы выше или ниже, чем определило  правительство РФ.

2.Нельзя в  одностороннем порядке изменить  тарифы.

3. Снижать издержки  иногда просто выгодно, так  как на величину снижения издержек  в следующем периоде могут  быть снижены тарифы.

4. При установлении  тарифов не полностью учитываются  интересы естественных монополий.

1.Тарифы устанавливаются  самой монополией. Следовательно,  на стадии ценообразования государство  не вмешивается в деятельность  компании.

2. Независимо  от уровня тарифов у естественных  монополий есть возможность доказать  их обоснованность через суд.

1.Ответственность  за установление завышенных тарифов  перед антимонопольным органом.
 

     С другой стороны, существуют не менее  значимые минусы. Административный контроль не позволяет естественным монополиям самостоятельно выстраивать стратегию  на сколько-нибудь длительный период.

     Ответственность перед антимонопольными органами в  случае рыночного регулирования  вряд ли можно отнести к недостаткам. Фактически происходит замена одного контролирующего органа на другой. При этом действия антимонопольных  органов носят однозначно более  прозрачный и прогнозируемый характер. Кроме того, даже в случае санкций  со стороны контролирующих органов  у монополий всегда будет возможность  опротестовать вердикт в суде.

     Кроме того, подобного рода ответственность, вообще-то говоря, можно отнести  к плюсам. Ведь она будет вынуждать  естественные монополии не выпрашивать тарифы, а оптимизировать свою деятельность, отказываясь от дополнительных расходов, одновременно внедряя прогрессивные технологии управления.

     Для потребителей услуг естественных монополий  также можно выделить преимущества и недостатки государственного и  рыночного регулирования тарифов (табл. 3).

     Пожалуй, главным плюсом государственного регулирования  для потребителей является учет государством социального аспекта. То есть независимо от экономических предпосылок государство  всегда оглядывается на возможности  населения по оплате услуг естественных монополий. В кризисных же ситуациях  государство может пойти на еще  более радикальные меры и сознательно  снижать тарифы с целью сглаживания  последствий кризисов. Как показывает практика, цены все равно «берут свое». Однако в краткосрочной перспективе  потребители действительно могут  надеяться на учет государством их интересов.

     К минусам относится тот факт, что  на протяжении всего периода экономических  реформ (за исключением периода 1991 – 1992 гг.) тарифы естественных монополий  росли более высокими темпами  по сравнению с ценами на продукцию  почти всех других отраслей экономики. Это значит, что государство не в состоянии было удерживать их хотя бы на уровне среднеэкономических показателей  в долгосрочной перспективе. То есть можно констатировать, что, начиная  с 1993 года, потребитель переплачивал за услуги естественных монополий.

     Важно и то, что государственное регулирование  не оставляет возможности потребителям установленные тарифы опротестовывать. В условиях же рыночного ценообразования  всегда есть возможность обратиться с иском в суд. 
 
 

Информация о работе Регулирование и дерегулирование естественных монополий