Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности естественных монополий, существующих на территории России.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристики и основные понятия естественных монополий;
- рассмотреть методы государственного регулирования естественных монополий в России;
- определить преимущества и недостатки государственного воздействия на деятельность естественных монополий;
- выявить проблемы и перспективы развития естественных монополий в России.
Введение 3
1.Общие понятия и характеристика естественных монополий 6
2. Роль естественных монополий в обществе 12
3. Государственные и рыночные методы регулирования естественных монополий. 14
3.1. Методы государственного регулирования естественных монополий 14
3.2. Методы рыночного регулирования естественных монополий 24
3.3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов 26
4. Проблемы и перспективы развития естественных монополий 31
Заключение
34
Список использованной литературы
г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;
д) совершенная информированность.
Абсолютная, или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей, или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Поэтому то, что свойственно поведению предприятия, характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию относительно чистой конкуренции.
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
Естественные монополии – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.
Данная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограничения информации. Она отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже по сравнению с совершенной конкуренцией или олигополией.
Продукт
монополии уникален в том смысле,
что не существует адекватных или
близких заменителей
Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке.
В
качестве предпосылки монопольной
власти выступает то, чтобы кривая
спроса на продукцию данной фирмы
имела наклон вниз. В этом случае
фирма имеет возможность
Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем выпуска, то фирма-монополист может достигнуть этой цели, варьируя или объем выпуска, или уровень цен.
Проблема воздействия монополизма на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса. Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополистом будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена товара, поэтому кривая предельного дохода MR лежит всегда ниже кривой спроса (рис. 1).
Изображая спрос в виде прямой наклонной линии, находим, что предельный доход составляет половину угла наклона линии спроса.
Рис.1. Спрос на продукцию монополистической фирмы
В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Аббой Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
L = (P-MC)/P
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L == 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.
Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма:
L = (P-MC)/P = -l/Ed,
где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.
2.
Роль естественных
монополий в обществе
В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии – «Газпром», РАО «ЕЭС России» и МПС. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», а также локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п., но они вызывают интерес не столь часто.
Три
вышеуказанные монополии
Показатели | Ед. изм. | Газпром | РАО «ЕЭС» России | МПС | Всего три монополии | Всего экономика | ||||
Всего | Доля в экономике % | Всего | Доля в экономике % | Всего | Доля в экономике % | Всего | Доля в экономике % | |||
Количество занятых | Тыс. чел | 306,3 | 0,5 | 681 | 1.1 | 1605 | 2,5 | 2592 | 4,0 | 64300 |
Валовой выпуск | Млрд. руб. | 647,9 | 5,2 | 351,6 | 2,8 | 246,8 | 2,0 | 1240 | 10,0 | 12420 |
Валовая добавленная стоимость | Млрд. руб. | 497,3 | 7,0 | 232,1 | 3,3 | 226,4 | 3,2 | 956 | 13,5 | 70634,4 |
Основные средства | Млрд. pуб. | 1117,5 | 7,0 | 1873,2 | 11,7 | 1486,2 | 9,3 | 4477 | 27,9 | 16042,3 |
Капитальные вложения | Млрд. pуб. | 99,7 | 8,6 | 39,2 | 3,4 | 100,8 | 8,7 | 240 | 20,6 | 1165,2 |
Прибыль(сальдирован финансовый результат по РФ) | Млрд. pуб. | 125,2 | 10,5 | 22,6 | 1,9 | 44,9 | 3,8 | 193 | 16,2 | 1190,6 |
Налоги | Млрд. pуб. | 207,8 | 12,2 | 45,6 | 2,7 | 64,2 | 3,8 | 318 | 18,6 | 1707,6 |
Экспорт | Млрд. долл | 16,1 | 15,6 | 0,3 | 0,2 | - | - | 16 | 15,9 | 103,0 |
Таблица 1: Крупнейшие естественные монополии в России и их влияние на национальную экономику.
Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое больше, чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных внутренних цен на газ.
При
повышении этих цен в три раза,
– хотя и тогда они были бы
вдвое ниже экспортной цены на основном
европейском рынке, – валовая
добавленная стоимость «
При этом удерживается низкая заработная плата бюджетников и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль «Газпрома» в современной российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка.
Учитывая
огромную роль естественных монополий
в экономике и госсекторе, представляется
вполне оправданным рассмотрение и
утверждение их инвестиционных программ
в парламенте совместно с федеральным
бюджетом, а текущих издержек – в правительстве,
с выдачей соответствующих директив представителям
государства в этих компаниях.
3.1.
Методы государственного
регулирования естественных
монополий
Государственное регулирование деятельности естественных монополистов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий и учет социальных факторов при установлении или изменении тарифов. Согласно ст. 424 ГК РФ оно применяется только в случаях, установленных законом. Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время это Федеральная служба по тарифам).
Единая
политика цен на услуги субъектов
естественных монополий остается прерогативой
Правительства РФ. Тарифы устанавливаются
исходя из обоснованности затрат естественных
монополистов на производство товаров
(услуг). При этом учитываются издержки
реализации услуг, налоги, потребность
в инвестициях, стоимость основных
производственных средств. Важно понимать,
что тарифы должны устанавливаться
индивидуально для каждого
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.
Такая монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.
В свою очередь она также отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией. Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.
Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии.
Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.
Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 2. На рисунке LAC и LMC - кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 "очень мал", а цена P1 "очень высока". Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3 < LAC (Q3) = GO3 = ОН. В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q3, имела бы убыток, равный площади P3HGF. В таком случае фирма-монополист может уйти с рынка. Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине P3HGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.
Информация о работе Регулирование и дерегулирование естественных монополий