Регулирование естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение естественных монополий как понятия, сущности государственного управления естественными монополиями, его системы, перспектив развития и направлений регулирования естественных монополий РФ, целей и задач реформирования управления естественными монополиями.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Понятие и сущность естественных монополий……………………….5
1.1. Понятие естественной монополии, ее признаки…………………….5
1.2. Роль естественной монополии в национальной экономике………..7
Глава 2. Регулирование естественной монополии…………………………….12
2.1. Методы регулирования……………………………………………...12
2.2. Источники нормативно-правового регулирования естественных
монополий………………………………………………………………...16
2.3. Регулирование естественных монополий различных сфер производства………………………………………………………………17
Глава 3. Реформирование естественных монополий……………………….…24
3.1. Цели и задачи реформирования естественных монополий………..24
Заключение………………………..……………………………………………...31
Список нормативно-правовых актов и используемой литературы……….... 33

Файлы: 1 файл

Курсач Комм.право.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

                  расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок[10].

Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.

По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко - «необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии»[11].

Газовая промышленность.

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО"Газпром", в 1999 г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "mterhll" (дочернем предприятии концерна "B") дает "Газпрому" возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Входящие в систему "Газпрома" как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления[12].

Нефтяная промышленность.

Главной особенностью внутреннего рынка нефти являются сравнительно невысокие цены. Это приводит, прежде всего, к низкой стоимости бизнеса нефтяных компаний страны по сравнению с зарубежными аналогами. До 1992 года цены на сырую нефть устанавливались правительством для всех компаний. Но в 1992 году прямой контроль над отраслью решили заменить косвенным регулированием. Этому соответствовал резкий скачок цен на энергоносители. Чтобы защитить население от скачка, правительство ввело несколько механизмов, которые ограничивали экспорт и общую прибыльность нефтедобывающих компаний. На внутренний рынок также влияет «система поставок нефти для государственных нужд»: компании должны продавать определённые объёмы нефти государству по фиксированным ценам.

В советское время отраслью нефтяной промышленности руководили три ведомства:

1.            Министерство нефтяной промышленности (МНП);

2.            Министерство строительства для нефтяной и газовой промышленности (МНГС);

3.            Министерство геологии.

25 ноября 1991 года был создан государственный нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть» («ЛУКойл») постановлением Совета министров СССР №18. В новом концерне объединились три предприятия: «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз» и перерабатывающие предприятия «Пермнефтеоргсинтез», Волгоградский и Новоуфимский нефтеперерабатывающие заводы.

В 1993 году государственный концерн стал открытым акционерным обществом «Нефтяная компания “ЛУКойл”». В 2004 году «ЛУКойл» окончательно стал частной компанией, оставшиеся у государства акции были проданы американской компании.

«ЛУКойл» владеет нефтеперерабатывающими заводами общей мощностью 58 млн. т. нефти в год. Помимо этого в состав компании входят Коробковский, Усинский, Пермский и Локосовский газоперерабатывающие заводы.

Транспортировка нефти осуществляется с помощью «Транснефти», железнодорожного и водного транспорта.

««ЛУКойлу» принадлежит несколько нефтяных и нефтепродуктовых терминалов, которые используются для экспорта нефти и нефтепродуктов.

Однако, по объёмам нефтезапасов «ЛУКойл» всё же уступает ещё одной крупнейшей нефтяной компании – «Роснефти». В 1991 году на базе расформированного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР была создана государственная нефтяная компания «Роснефтегаз». В 1993 году она была преобразована в государственное предприятие «Роснефть». В 1995 году «Роснефть» была акционирована.

К 2008 году появилась идея объединить крупные нефтяные компании для создания единого нефтяного концерна, которые бы стала лидером мировой нефтяной индустрии. Формирование государственной нефтяной компании на базе «Роснефтегаза» задумывалось ещё в 2001 году. Государство хотело объединить «Роснефть» и «Газпром». На базе «Роснефти» должны были объединиться «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Зарубежнефть» и РусНефть». В результате слияния может быть образован лидер мировой нефтяной индустрии[13].

Железнодорожный транспорт.

На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах)[14].

 

 

 

Глава 3. Реформирование естественных монополий

3.1. Цели и задачи реформирования естественных монополий

 

1. Услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Цели и задачи энергетической реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". Согласно этому документу к основным целям реформирования относятся: обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Стратегическая задача реформирования определена как перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К основным задачам реформы также относятся:

- создание конкурентных рынков электроэнергии в тех регионах России, где организация таких рынков технически возможна;

создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;

- стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

- создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;

- поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;

- создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;

- сохранение и развитие единой инфрастуктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;

- демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;

создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях;

- реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;

- уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.

С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг.[15]

2. Железнодорожные перевозки.

Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:

- повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

- формирование единой гармоничной транспортной системы страны; снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

- удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечение реализации следующих задач и принципов:

- разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;

- сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками; совершенствование тарифной политики;

- дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;

- недопущение слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора.[16]

3. Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Реформирование услуги общедоступной электрической и почтовой связи осуществляется с помощью Проекта концепции развития рынка услуг почтовой связи, разработанный по поручению Правительства Российской Федерации от 07.03.2002 года № 8 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 года № 885-р.

Информация о работе Регулирование естественных монополий