Основные положения теории стресса Г. Селье

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:05, доклад

Краткое описание

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.
Современный человек постоянно живёт на грани стресса — сомнений в этом ни у кого не возникает. Только подумайте: скверная экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все — взрослые и дети, нищие и олигархи. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил в сердцах: „Ах, это был такой стресс для меня!"

Оглавление

1.Понятие психологического стресса. Виды стресса
2.История учения о стрессе.
3.Фазы стресса
4.Динамика развития стрессового состояния
5.Причины возникновения психологического стресса. Болезни стресса
6.Триада признаков стресса..
7.Теории и модели психологического стресса

Файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 85.56 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ3

1.Понятие психологического стресса. Виды стресса5

2.История учения о стрессе.7

3.Фазы стресса9

4.Динамика развития стрессового состояния13

5.Причины возникновения психологического стресса. Болезни стресса16

6.Триада признаков стресса..19

7.Теории и модели психологического стресса21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ25

 

Введение

 

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических  процессов и состояний, которые  отражают непосредственные переживания  индивида и воздействуют на его поведение  и деятельность. Особая роль здесь  отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным  напряжением. К ним относится  и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние  психического напряжения, возникающее  у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как  в повседневной жизни, так и при  особых экстремальных состояниях.

Современный человек постоянно  живёт на грани стресса — сомнений в этом ни у кого не возникает. Только подумайте: скверная экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все — взрослые и дети, нищие и олигархи. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил в сердцах: „Ах, это был такой стресс для меня!"

Термин „стресс“ стал привычным  в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и ёмкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни. Однако людям свойственно несколько драматизировать трудности текущего момента. Человеческое существование никогда не было лёгким. Вспомним историю: всё развитие цивилизации начиная с древних времён и до наших дней сопровождалось сплошным, никогда не прекращающимся стрессом. Чего только не натерпелось многострадальное человечество за несколько тысячелетий своего существования. Голод, войны, болезни, природные катаклизмы, столкновение интересов и глубинных человеческих страстей, необходимость адаптации к новым формам общественного мироустройства и смене технологий…

Стресс вызывают все серьезные  события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы. Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома.

Жители крупных городов  сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины - интенсивный, напряженный ритм жизни, большое  количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую - более ответственная и  нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той  же стрессовой ситуации на разных людей  может быть совершенно различным. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на деятельность человека.

Различные аспекты стресса  являются предметом исследований в  области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. 
 Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения. 
 Целью данной работы является:

  • Изучить понятие стресса и выделить его виды;
  • показать историю учения о стрессе;
  • проследить динамику развития стрессового состояния;
  • отразить болезни вызванные стрессом;
  • описать фазы стресса;
  • Выделить теории и модели психологического стресса.

Задачей данной работы является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния, динамики его  развития, а также влияния стресса  на поведение человека.

 

1.Понятие психологического стресса. Виды стресса

 

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также  соответствующее состояние нервной  системы организма или организма  в целом.

Стресс - состояние чрезмерно  сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у  человека, когда его нервная система  получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения» [Немов Р.С. Психология. Кн.1., М., "Просвещение", 1994].

Г. Селье, который ввел понятие  стресса в 1936 г. определяет стресс как  «неспецифический ответ организма  на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.

Дословно это слово  переводится как «напряжение», и  довольно часто им обозначается широкий  круг состояний человека. Но это  всегда - напряжение всего организма  человека, отвечающего на воздействие  различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс. Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

Психологические стрессоры  – это стимулы, которые сигнализируют  о биологической или социальной значимости событий (сигналы тревоги, опасности, обиды и т.д.).

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает  в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций  с высокой степенью ответственности  за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной  ситуации).

Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями. Он проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.

Невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию.

Еще Селье введением понятий  «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса.

Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

Но и в том и в  другом случае, каким бы стресс не был - положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно  отметить, что стресс присущ самой  нашей жизни, он - неотъемлемый компонент  существования.

 

2. История учения о стрессе

 

Многообразие форм проявлений стресса, причин возникновения эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обусловливается тем, что практически любой человек  в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние.

Родоначальником концепции  стресса являлся один из крупнейших физиологов ХХ в. Г. Селье. Пройдя школу „строгого эксперимента“ в США, он смог увидеть нечто общее и уникальное в побочных результатах своих опытов над грызунами, которых подвергал различным вредоносным воздействиям. Результаты исследований дали ему основание сформулировать оригинальную концепцию общего адаптационного синдрома, для краткости обозначенного как стресс (от англ. Stress — давление, напряжение, нажим). Впервые основные положения концепции были опубликованы им в статье, вышедшей в журнале Nature в ноябре 1936 г. а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних работах автора.

Появление этой публикации вызвало живой интерес у специалистов, поскольку содержащиеся в ней  материалы радикально меняли существующие представления о природе реакции  приспособления организма к воздействию разнообразных экстраординарных факторов. Селье показал, что вслед за воздействием какого-либо травмирующего агента (токсины, ожог, переохлаждение, облучение, болевой шок и др.) в организме животного помимо ожидаемых локальных нарушений происходит целый ряд неспецифических изменений, не имеющих прямого отношения к характеру воздействующего фактора. Это позволило ему определить стресс как защитную реакцию организма на повреждение как таковое, суть которой состоит в генерализованной мобилизации внутренних ресурсов для преодоления возникших затруднений. Им были описаны также закономерности проявлений синдрома стресса и его развития во времени. 
 В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

  1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем.
  2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.
  3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.
  4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием  новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки  на сущность этого состояния, причины  его развития, механизмы регуляции, особенность проявления.

 

3. Фазы стресса

Влияние стрессовых состояний  на деятельность в целом и на отдельные  ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены  существованием трех основных фаз развития стресса, по-разному влияющих на деятельность.

Фаза  мобилизации. Первые этапы развития стрессового состояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напряженность еще не достигает своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное (стеническое) воздействие и на психические процессы, и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активация повышает продуктивность выполнения основных управленческих функций. Внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов и для полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса или «эвстресса» (эвстресс – сложносокращенное слово от сочетания «эвристический стресс»). Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояния «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления (феномен гиперактивации мышления). Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную – мобилизующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.

Фаза  расстройства. В силу объективно присущих психической и физиологической организации человека ограничений существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои»; эмоции из положительного (мобилизующе-энергетического) фактора трансформируются в преимущественно отрицательный – деструктивный фактор. В первую очередь изменения возникают в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из долговременной памяти (феномен блокады прошлого опыта). Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытка вспомнить решения, встречавшиеся ранее (репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Информация о работе Основные положения теории стресса Г. Селье