Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:05, доклад
Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.
Современный человек постоянно живёт на грани стресса — сомнений в этом ни у кого не возникает. Только подумайте: скверная экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все — взрослые и дети, нищие и олигархи. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил в сердцах: „Ах, это был такой стресс для меня!"
1.Понятие психологического стресса. Виды стресса
2.История учения о стрессе.
3.Фазы стресса
4.Динамика развития стрессового состояния
5.Причины возникновения психологического стресса. Болезни стресса
6.Триада признаков стресса..
7.Теории и модели психологического стресса
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
1.Понятие психологического стресса. Виды стресса5
2.История учения о стрессе.7
3.Фазы стресса9
4.Динамика развития стрессового состояния13
5.Причины возникновения психологического стресса. Болезни стресса16
6.Триада признаков стресса..19
7.Теории и модели психологического стресса21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ25
Введение
Эмоциональная сфера человека
является особым классом психических
процессов и состояний, которые
отражают непосредственные переживания
индивида и воздействуют на его поведение
и деятельность. Особая роль здесь
отводится эмоциональным
Современный человек постоянно живёт на грани стресса — сомнений в этом ни у кого не возникает. Только подумайте: скверная экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все — взрослые и дети, нищие и олигархи. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил в сердцах: „Ах, это был такой стресс для меня!"
Термин „стресс“ стал привычным в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и ёмкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни. Однако людям свойственно несколько драматизировать трудности текущего момента. Человеческое существование никогда не было лёгким. Вспомним историю: всё развитие цивилизации начиная с древних времён и до наших дней сопровождалось сплошным, никогда не прекращающимся стрессом. Чего только не натерпелось многострадальное человечество за несколько тысячелетий своего существования. Голод, войны, болезни, природные катаклизмы, столкновение интересов и глубинных человеческих страстей, необходимость адаптации к новым формам общественного мироустройства и смене технологий…
Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы. Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома.
Жители крупных городов
сталкиваются со стрессовыми ситуациями
особенно часто. Причины - интенсивный,
напряженный ритм жизни, большое
количество окружающих людей, многие из
которых находятся в плохом настроении
(вспомните давку в транспорте)
Воздействие одной и той
же стрессовой ситуации на разных людей
может быть совершенно различным. Стресс
может оказывать как
Различные аспекты стресса
являются предметом исследований в
области психологии, физиологии, медицины,
социологии и других наук.
Стресс как особое психическое состояние
связан с зарождением и проявлением эмоций,
но он не сводится только к эмоциональным
феноменам, а детерминируется и отражается
в мотивационных, когнитивных, волевых,
характерологических и других компонентах
личности. Именно поэтому феномен стресса
требует специального психологического
изучения.
Целью данной работы является:
Задачей данной работы является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния, динамики его развития, а также влияния стресса на поведение человека.
1.Понятие психологического стресса. Виды стресса
Стресс — неспецифическая
(общая) реакция организма на физическое
или психологическое
Стресс - состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения» [Немов Р.С. Психология. Кн.1., М., "Просвещение", 1994].
Г. Селье, который ввел понятие
стресса в 1936 г. определяет стресс как
«неспецифический ответ организма
на любое предъявленное ему
Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда - напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).
Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс. Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).
Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы тревоги, опасности, обиды и т.д.).
Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает
в условиях оперативно-информационной
перегрузки человека при выполнении
им усложненных управленческих функций
с высокой степенью ответственности
за последствия принимаемых
Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями. Он проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.
Невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию.
Еще Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса.
Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.
Но и в том и в
другом случае, каким бы стресс не был
- положительным или
2. История учения о стрессе
Многообразие форм проявлений
стресса, причин возникновения эффектов
его влияния на здоровье и профессиональную
деятельность обусловливается тем,
что практически любой человек
в течение своей жизни
Родоначальником концепции стресса являлся один из крупнейших физиологов ХХ в. Г. Селье. Пройдя школу „строгого эксперимента“ в США, он смог увидеть нечто общее и уникальное в побочных результатах своих опытов над грызунами, которых подвергал различным вредоносным воздействиям. Результаты исследований дали ему основание сформулировать оригинальную концепцию общего адаптационного синдрома, для краткости обозначенного как стресс (от англ. Stress — давление, напряжение, нажим). Впервые основные положения концепции были опубликованы им в статье, вышедшей в журнале Nature в ноябре 1936 г. а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних работах автора.
Появление этой публикации
вызвало живой интерес у
В теории Г. Селье стресс рассматривается
с позиции физиологической реакции на
физические, химические и органические
факторы. Основное содержание теории может
быть обобщено в четырех положениях.
Дальнейшее развитие учения
о стрессе сопровождалось формированием
новых концепций, теорий и моделей,
отражающих общебиологические, физиологические,
психологические взгляды и
3. Фазы стресса
Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса, по-разному влияющих на деятельность.
Фаза мобилизации. Первые этапы развития стрессового состояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напряженность еще не достигает своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное (стеническое) воздействие и на психические процессы, и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активация повышает продуктивность выполнения основных управленческих функций. Внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов и для полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса или «эвстресса» (эвстресс – сложносокращенное слово от сочетания «эвристический стресс»). Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояния «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления (феномен гиперактивации мышления). Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную – мобилизующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.
Фаза расстройства. В силу объективно присущих психической и физиологической организации человека ограничений существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои»; эмоции из положительного (мобилизующе-энергетического) фактора трансформируются в преимущественно отрицательный – деструктивный фактор. В первую очередь изменения возникают в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из долговременной памяти (феномен блокады прошлого опыта). Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытка вспомнить решения, встречавшиеся ранее (репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).
Информация о работе Основные положения теории стресса Г. Селье