Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:05, доклад
Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.
Современный человек постоянно живёт на грани стресса — сомнений в этом ни у кого не возникает. Только подумайте: скверная экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все — взрослые и дети, нищие и олигархи. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил в сердцах: „Ах, это был такой стресс для меня!"
1.Понятие психологического стресса. Виды стресса
2.История учения о стрессе.
3.Фазы стресса
4.Динамика развития стрессового состояния
5.Причины возникновения психологического стресса. Болезни стресса
6.Триада признаков стресса..
7.Теории и модели психологического стресса
В процессах принятия управленческих
решений возникает феномен глоб
Фаза деструкции характеризуется максимальной дистрессовостью – полным распадом организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих ее. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения. В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места». Во втором случае, наоборот, имеет место блокада деятельностной и поведенческой активности; возникает состояние заторможенности и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.
Три отмеченные фазы имеют общий характер. Однако наряду с ними имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессвоустойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессвоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.
В зависимости от степени
стрессустойчивости, а также от способности
выдерживать стресс в течение
длительного времени выделяют три
основных типа личностей. Они различаются
по тому, как долго личность может
сохранять стрессустойчивость (резистентность)
к временному давлению хронических стрессовых
условий, характеризуют ее индивидуальный
порог стрессустойчивости. Одни руководители
могут выдерживать стрессовые нагрузки
длительное время, адаптируясь к стрессу.
Другие даже при относительно краткосрочных
стрессовых воздействиях уже дают сбои.
Третьи – вообще только и могут эффективно
работать в условиях стресса. Соответственно
эти три типа обозначаются как «стресс
вола», «стресс кролика» и «стресс льва».
В настоящее время сравнительно хорошо
изучена первая стадия развития стресса
– стадия мобилизации адаптационных резервов
(«тревога»), на протяжении которой в основном
заканчивается формирование новой «функциональной
системности» организма, адекватной новым
экстремальным требованиям среды. Второй
и третьей стадиям развития стресса, то
есть стадии устойчивого расходования
адаптационных резервов и стадии их истощения,
посвящены немногочисленные исследования.
Эта теория не отражает те стрессовые
эффекты, которые происходят в ответ на
влияние среды «средней степени неблагоприятности»
или такие, которые являются вредными
только для некоторых людей, но безвредны
для других. Поэтому у многих исследователей
возникает неудовлетворенность при попытке
изолированного рассмотрения стресс-реакции
как комплекса биохимических (энергетических)
процессов или исследования отдельных
нейрофизиологических, вегетативных коррелятов
психологического стресса.
4.Динамика развития стрессового состояния
Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом. В общих чертах картина выглядит следующим образом.
По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается и организм переходит на нормальный режим функционирования.
Однако часто, несмотря на
повышенную мобилизацию ресурсов, человек
не находит позитивного разрешения
ситуации, поиск новой тактики
и стратегии поведения
Данный этап чреват возникновением
болезней стресса, причем затрагиваются
и глубинные личностные процессы,
регулирующие поведение человека, вследствие
чего развиваются пограничные
Человек, находящийся в состоянии стресса на стадии истощения, в повседневной жизни может долгое время производить впечатление физически и психически здорового. Однако что-то в характере подспудно меняется. Прекрасный специалист вдруг становится недееспособным (синдром "выгорания"), добрый и мягкий человек превращается в раздражительного и подозрительного субъекта и т.д. В таких случаях обычно говорят о сильных личностных деформациях. Заболевание распространено среди врачей, педагогов, продавцов, работников социальных служб.
Подобные нарушения либо
перерастают, в конечном счете, в
тяжелые психосоматические
Рисунок №1 Динамика развития стресса
5. Объективные и субъективные
причины возникновения психологического
стресса
Объективные причины стрессов современного
человека можно условно разделить на четыре
группы:
Субъективные причины
возникновения стресса с одной
стороны связаны с относительно
постоянными составляющими
В результате стресса возникает депрессия. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Многообразные соматические недуги, вызванные длительным или чрезмерным переживанием стресса, подразделяются на несколько категорий. Прежде всего это заболевания сердечно - сосудистой системы и органов дыхания (ишемическая болезнь сердца, инфаркты, гипертония, астмы).
Следующую категорию болезней чаще всего связывают с неправильным питанием, что не всегда верно. Речь идёт о язвах желудка и двенадцатиперстной кишки, колитах, гастритах, от которых страдают люди, ведущие совершенно разный образ жизни. Зачастую они являются следствием длительного переживания или частого повторения травмирующих ситуаций.
К третьей категории болезней стресса относят эндокринные расстройства и нарушения обмена веществ. Обеспечение экстренной энергетической мобилизации сил организма связано с выбросом в кровь большого количества гормонов, глюкозы и других пластических материалов для усиления метаболизма. Чрезмерная интенсификация данных процессов приводит к сбоям в работе соответствующих систем. Поэтому дисфункции щитовидной железы, сахарный диабет, гипоталамический синдром, ожирение можно считать следствием не только плохой экологии и качества питания, но и стресса. В последние десятилетия специалистами получены многочисленные доказательства того, что нарушения в работе иммунной системы при длительном стрессе ведут к онкологическим заболеваниям, аллергиям, понижают сопротивляемость организма к различным инфекциям.
Существенную роль в регуляции поведения играют психические процессы. Чрезмерное напряжение ведёт к сбоям в поведенческой и психологической адаптации. Типичные для стресса болезни духа (неврозы, психотические реакции, психосоматические расстройства) и формы поведенческой дез-адаптации (алкоголизм, наркомании, девиантное поведение) относятся к характерным нарушениям психического здоровья, о которых с тревогой говорят современные исследователи стресса.
6. Триада признаков стресса
В опытах на грызунах, а позднее и на высших млекопитающих Селье обнаружил, что в ответ на любое агрессивное воздействие внешней среды в протекании физиологических процессов (прежде всего биохимических) происходит три типа характерных изменений. Они получили название классической триады признаков стресса. Во-первых, происходит увеличение коры надпочечников и резкий выброс в кровь катехоламинов (адреналина, норадреналина и их производных), что приводит к мощному усилению вегетатики — учащению частоты сердечных сокращений и повышению тонуса сосудов, повышению тонуса мышц, усилению дыхания, обогащению состава крови кислородом и глюкозой. По сути дела, автоматически повышается готовность к экстренным действиям в сложной ситуации: бежать, драться, защищаться, прятаться и т. д.
Второй характерный признак стресса — точечное изъязвление слизистых желудка и кишечника. Этот на первый взгляд непонятный феномен объясняется тем, что в период острого реагирования на опасность работа организма перестраивается на режим траты сил, а процессы восстановления и накопления ресурсов блокируются. Выделение секретов во многих органах приостанавливается: в частности, сокращается секреция желудочного сока, что приводит к высушиванию слизистых и, как следствие, их естественной травматизации. Причина столь „жестокого“ обращения организма с самим собой двояка. С одной стороны, это защита от потребления чего-либо неподобающего в критической ситуации. С другой стороны, усвоение новых питательных веществ — „дорогостоящий“ процесс, на который у организма в условиях повышенной активности нет средств (кстати, „заедание“ неприятностей, которым грешат многие люди в стрессовой ситуации, — скорее форма а пассивного ухода от активного реагирования на трудности.)
Информация о работе Основные положения теории стресса Г. Селье