Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:05, доклад
Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.
Современный человек постоянно живёт на грани стресса — сомнений в этом ни у кого не возникает. Только подумайте: скверная экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все — взрослые и дети, нищие и олигархи. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил в сердцах: „Ах, это был такой стресс для меня!"
1.Понятие психологического стресса. Виды стресса
2.История учения о стрессе.
3.Фазы стресса
4.Динамика развития стрессового состояния
5.Причины возникновения психологического стресса. Болезни стресса
6.Триада признаков стресса..
7.Теории и модели психологического стресса
Третья составляющая триады — сморщивание лимфатических узлов и вилочковой железы — органов, связанных с поддержанием иммунитета. Однако нельзя утверждать, что при возникновении стрессовой ситуации иммунитет резко снижается. Напротив, описанный признак свидетельствует о резком повышении иммунной активности на первых этапах реагирования на опасность: формула крови быстро „омолаживается“ за счёт поступления в кровоток большого количества лимфоцитов, синтеза тромбоцитов и др. Однако с течением времени этот ресурс быстро иссякает.
За те годы, что прошли с тех пор, как Селье описал триаду признаков стресса, многое изменилось в научных представлениях о конкретных биохимических процессах и гормональной регуляции поведения на разных стадиях стресса. Исследователи обнаружили сложнейшие цепочки изменений метаболизма, открыли новые гормоны стресса, нейромедиаторы, разработали принципиально новые схемы анализа их функциональных взаимодействий. Всего этого не знал, да и не мог знать Селье. Однако как основные реперные точки, описывающие структуру проявлений общего адаптационного синдрома, выделенные им три группы симптомов стресса признаются всеми.
7. Теории и модели психологического стресса
С именем Р. Лазаруса связана
разработка когнитивной теории психологического
стресса, основу которой составляют
положения о роли субъективной познавательной
оценки угрозы неблагоприятного воздействия
и своей возможности
Р. Лазарус высказал предположение
о том, что адаптация к среде определяется
эмоциями. В его теории когнитивные процессы
обусловливают как качество, так и интенсивность
эмоциональных реакций, причем краеугольным
камнем является когнитивная оценка, детерминируемая
взаимодействием личностных факторов
индивида с теми стимулами среды, с которыми
он сталкивается. Качество и интенсивность
эмоции, и результирующее поведение зависят
от когнитивной оценки значимости реального
или антиципирующего взаимодействия со
средой, определяемой исходя из благополучия
личности.
Автор выдвигает идею опосредованной
детерминации наблюдаемых при стрессе
реакций. По его мнению, между воздействующим
стимулом и ответной реакцией включены
промежуточные переменные, имеющие психологическую
природу. Одним из таких психологических
процессов является оценка угрозы, которая
представляет собой предвосхищение человеком
возможных опасных последствий воздействующей
на него ситуации.
Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, имеют сложный характер: они включают не только относительно простые перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта, его обучение и т. п.
Понятие угрозы является основным
в концепции Р. Лазаруса. С его
помощью автор описывает
Р. Лазарус в своей теории подчеркивает
необходимость разделения оценок угрозы
от оценок процесса ее преодоления. С момента
оценки угрозы воздействия начинается
процесс ее преодоления с целью устранения
или уменьшения ожидаемого вредного эффекта.
Характер, интенсивность этого процесса
зависит от когнитивных оценок сочетания
купирующих возможностей субъекта и требований
к нему.
Из данной теории делается ряд важных заключений. Во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей, – личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное, – такие различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта.
Таким образом, когнитивная
теория стресса основана на положениях
о ведущей роли в его развитии:
-психического
отражения явлений действительности и
их субъективной оценке;
-познавательных процессов преобразования
информации с учетом значимости, интенсивности,
неопределенности событий;
-индивидуальных
различий реализации этих процессов и
в оценке субъективной опасности, вредности
(степени угрозы) стимулов.
По определению Р. Лазаруса, эта теория наиболее четко отражает наличие взаимозависимых отношений между стрессом и здоровьем.
Когнитивная теория психологического стресса получила свое дальнейшее развитие в работах ряда зарубежных исследователей.
Несмотря на то, что когнитивная теория стресса продолжает развиваться и совершенствоваться, она постоянно подвергается критике.
Заключение
В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.
Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса: депрессии, дезорганизованность, несамостоятельность и др.
Три основные стадии в развитии
общего адаптационного синдрома были
выделены еще Селье. Первая стадия,
которая называется стадия тревоги,
характеризует момент столкновения
организма со стрессовым воздействием.
Далее следует стадия резистентности,
или устойчивой сопротивляемости стрессу,
выражающаяся в стойком повышении
уровня адаптационных ресурсов. Затем
стресс вступает в свою третью стадию
- истощение, когда возникают серьезные
нарушения биологической и
Стресс дезорганизует
деятельность человека, его поведение,
приводит к разнообразным
Информация о работе Основные положения теории стресса Г. Селье