Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
- изучить необходимость государственного вмешательства в экономику и функции государства в современной экономической системе.
Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14
2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43
2.2
Необходимость
Во
всех общественных системах государство
играет весомую экономическую роль,
выполняя больший или меньший
набор хозяйственных и
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.
1.
Несостоятельность конкуренции,
2.
Наличие многочисленных
3.
Внешние эффекты (экстерналии), типичный
пример которых - загрязнение
окружающей среды, нанесение
4.
Неполные рынки, одним из
5.
Несовершенство информации, во многих
отношениях представляющей
6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.
7.
Излишне неравномерное
8.
Наличие обязательных товаров
(например, начальное образование),
потреблять которые общество
может заставить только
Из
указанных и других проявлений несовершенства
рынка вытекает не только сама по себе
необходимость государственного регулирования,
но и экономические функции
Государственное
регулирование экономики (госрегулирование)
- процесс воздействия
Рыночный
механизм управления является потенциально
эффективным методом
Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.
Именно
в силу несостоятельности и
В
XX в. главным идеологом и
Государственное регулирование - это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.
Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.
Эффективность
Государство
призвано создать такую экономическую
ситуацию, используя различные
Справедливость
Для
рынка справедливым считается получение
высоких доходов теми, кто преуспел
в конкуренции на рынке товаров
и услуг, капиталов и рабочей
силы, и наличие низких доходов
у тех, кто потерпел в этом неудачу.
Чисто рыночное распределение вовсе
не гарантирует получения
Стабильность
Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.
Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.
В
различных странах выбраны
2.3
Функции
государства в рыночной
экономике
Являясь
центральным элементом
1. Правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики.
Действуя от имени и в интересах общества в целом, государство устанавливает общеобязательные правила поведения экономических агентов, институционально закрепляет их в форме законов и других нормативно-правовых актов, а также осуществляет контроль за их соблюдением. Развитая правовая база, отвечающая реалиям конкретной экономической системы, обеспечивает стабильность хозяйственной деятельности и придает отношениям рыночных агентов долгосрочный характер. Государство гарантирует соблюдение прав собственности, законодательно регулирует статус различных субъектов рынка, определяет их взаимные права и обязанности, а также устанавливает круг допустимых видов экономической деятельности. Оно обладает монопольным правом арбитра в конечной инстанции. Для приведения экономических отношений в соответствие с требованиями законодательства государственные власти применяют различные виды санкций (административные, финансовые и т.п.), реализуя тем самым законное право принуждения.
К правовой функции государства относится также поддержание традиций экономического поведения, формирование в обществе уважения к законам и преодоление правового нигилизма. Государственная политика может эффективно реализовываться только в условиях общественного одобрения действий власти. Законодательство должно быть не только тщательно разработано, оно должно осознаваться обществом как легитимное.
2.
Распределение. Эта функция
решения
верхнего уровня, носящие преимущественно
политический характер, определяют общие
приоритеты и направления использования
государственных средств. Они принимаются
высшими органами власти и в совокупности
формируют стратегию
решения
нижнего уровня, которые являются
не стратегическими, а тактическими.
Их задачей является конкретизация
избранных приоритетов развития
страны в целом, формирование детального
плана использования
Очень важно обеспечить взаимосвязь между решениями стратегического и тактического характера. Программы распределения ресурсов, принимаемые на очередной год, должны учитывать долгосрочные приоритеты развития страны и в совокупности обеспечивать их достижение. С другой стороны, при постановке стратегических целей необходимо исходить не только из желаемого состояния объекта управления, но и из реальных экономических возможностей [9, c.54].
3.
Перераспределение. Содержание
Практически
любое вмешательство