Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
- изучить необходимость государственного вмешательства в экономику и функции государства в современной экономической системе.

Оглавление

Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14

2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

ГРЭ КУРСОВАЯ.docx

— 88.59 Кб (Скачать)

         2.2  Необходимость государственного  вмешательства в  экономику 

      Во  всех общественных системах государство  играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший  набор хозяйственных и социальных функций.

      Теория  экономической политики как составная  часть макроэкономической теории объясняет  необходимость государственного регулирования  экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

      1. Несостоятельность конкуренции,  выражающаяся в том, что на  некоторых отраслевых и региональных  рынках могут возникать (и возникают)  монополии, которые, если этому  не противодействует государство,  своим ценообразованием наносят  ущерб благосостоянию общества.

      2. Наличие многочисленных товаров,  жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

      3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный  пример которых - загрязнение  окружающей среды, нанесение теми  или иными хозяйствующими субъектами  экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам. 

      4. Неполные рынки, одним из типичных  примеров которых является рынок  страховых услуг, прежде всего  медицинских и пенсионных.

      5. Несовершенство информации, во многих  отношениях представляющей собой  общественный товар, который в  более или менее достаточном  количестве при соответствующем  качестве не может быть произведен  без активного участия государства. 

      6. Безработица, инфляция, экономическое  неравновесие, особенно резко проявляющееся  в периоды кризисов (рецессий) и  депрессий. 

      7. Излишне неравномерное распределение  доходов, которое, если государство  не принимает мер для "социальной  компенсации" малоимущим и  обездоленным слоям населения,  ставит под угрозу общественную  стабильность.

      8. Наличие обязательных товаров  (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок. 

      Из  указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством  такого регулирования [7, c.87].

      Государственное регулирование экономики (госрегулирование) - процесс воздействия государства  на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется  экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для  достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

      Рыночный  механизм управления является потенциально эффективным методом координации  и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает высокую  и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают  принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и  т.п.

      Однако  нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.

      Именно  в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство  в экономику даже развитых стран  становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более  необходимо государственное экономическое  регулирование.

      В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования  экономики является английский экономист  Дж. Кейнс. По его теории, государство  должно активно вмешиваться в  экономику, т.к. у свободного рынка  отсутствуют механизмы, способные  обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической  системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.

      Государственное регулирование - это система мер  по централизованному воздействию  государства, его федеральных и  региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия  реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию  и др.

      Обычно  выделяют три глобальные функции  государства: эффективность, справедливость и стабильность.

      Эффективность

      Государство призвано создать такую экономическую  ситуацию, используя различные экономические  инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных  условий для действия рыночного  механизма.

      Справедливость

      Для рынка справедливым считается получение  высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров  и услуг, капиталов и рабочей  силы, и наличие низких доходов  у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе  не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет  на себя функцию перераспределения  доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

      Стабильность

      Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную  политику.

      Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может  осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование  дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

      В различных странах выбраны проверенные  опытом разнообразные методы регулирования  экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения  купли-продажи производителей и  потребителей. Эти методы должны постоянно  обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий  развития всей экономики, не сковывать  инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование  плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем  эффективного сочетания. 
 
 

         2.3  Функции государства в рыночной экономике 

      Являясь центральным элементом общественного  сектора, государство в современной  экономике выполняет ряд важных регулирующих функций, которые не могут  быть возложены на другие общественные институты. В зависимости об общественного  строя, типа государственного устройства, уровня развития страны и ее национальных особенностей формы и методы их реализации могут существенно отличаться. Однако, можно выделить и универсальные  функции государства, характерные  для различных экономических  систем. К числу которых относятся: правовая функция, функция распределения, перераспределения и стабилизации. Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих функций.

      1. Правовая функция государства  заключается в создании, развитии  и поддержании правовых основ  функционирования экономики. 

      Действуя  от имени и в интересах общества в целом, государство устанавливает  общеобязательные правила поведения  экономических агентов, институционально закрепляет их в форме законов  и других нормативно-правовых актов, а также осуществляет контроль за их соблюдением. Развитая правовая база, отвечающая реалиям конкретной экономической  системы, обеспечивает стабильность хозяйственной деятельности и придает отношениям рыночных агентов долгосрочный характер. Государство гарантирует соблюдение прав собственности, законодательно регулирует статус различных субъектов рынка, определяет их взаимные права и обязанности, а также устанавливает круг допустимых видов экономической деятельности. Оно обладает монопольным правом арбитра в конечной инстанции. Для приведения экономических отношений в соответствие с требованиями законодательства государственные власти применяют различные виды санкций (административные, финансовые и т.п.), реализуя тем самым законное право принуждения.

      К правовой функции государства относится  также поддержание традиций экономического поведения, формирование в обществе уважения к законам и преодоление  правового нигилизма. Государственная  политика может эффективно реализовываться  только в условиях общественного  одобрения действий власти. Законодательство должно быть не только тщательно разработано, оно должно осознаваться обществом  как легитимное.

      2. Распределение. Эта функция заключается  в выделении государственных  ресурсов для компенсации провалов  рынка - организации производства  общественных благ, регулирования  внешних эффектов и др. Рыночный  механизм не в состоянии их  компенсировать сам по себе, без  внешнего вмешательства. Государство  принимает решения относительно  распределения ресурсов, которые  могу быть классифицированы следующим  образом:

      решения верхнего уровня, носящие преимущественно  политический характер, определяют общие  приоритеты и направления использования  государственных средств. Они принимаются  высшими органами власти и в совокупности формируют стратегию экономической  политики страны на несколько лет  вперед. В Республике Казахстан решения  верхнего уровня оформляются в виде концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу (на 10 лет), а также среднесрочных  программ развития страны, разрабатываемых  на период от 3 до 5 лет;

      решения нижнего уровня, которые являются не стратегическими, а тактическими. Их задачей является конкретизация  избранных приоритетов развития страны в целом, формирование детального плана использования государственных  ресурсов в краткосрочной перспективе. Конкретным воплощением решений  нижнего уровня является важнейший  финансовый закон страны - закон  о бюджете. В этом документе, принимаемом  ежегодно, закрепляются объем и структура  государственных доходов, а также  распределение этих средств на выполнение функций государства.

      Очень важно обеспечить взаимосвязь между  решениями стратегического и  тактического характера. Программы  распределения ресурсов, принимаемые  на очередной год, должны учитывать долгосрочные приоритеты развития страны и в совокупности обеспечивать их достижение. С другой стороны, при постановке стратегических целей необходимо исходить не только из желаемого состояния объекта управления, но и из реальных экономических возможностей [9, c.54].

      3. Перераспределение. Содержание перераспределительной  функции государства заключается  в изменении тех пропорций  распределения доходов и богатства  в обществе, которые складываются  в рамках рыночной системы,  с целях достижения социальной  справедливости. Конкуренция в условиях  свободной рыночной экономики  представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее  на ее основе распределение  дохода может порождать большее  неравенство, чем это желательно  для общества. Чрезмерное имущественное  расслоение населения может порождать  социальные конфликты и, как  следствие, несет угрозу для  стабильного развития страны.

      Практически любое вмешательство государства  в экономику оказывает влияние  на благосостояние граждан. Например, ограничение или поддержка определенных видов хозяйственной деятельности, введение налогов или расширение бюджетных расходов приводят к тому, что доходы одних категорий населения  растут, а других - снижаются. Перераспределение  доходов далеко не всегда является целенаправленным и может быть вызвано  применением мер, преследующих совсем иные задачи.

Информация о работе Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика