Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:59, реферат
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
1. Введение.
2. Сущность экономического развития.
2.1 Показатели уровня экономического развития.
2.2 Показатели экономической эффективности.
3. Экономический рост и его измерение.
3.1 Факторы экономического роста.
3.2 Экстенсивный и интенсивный рост.
4. Основные инструменты государственного регулирования экономики.
5. Прямое и косвенное вмешательство государства в экономику.
6. Условия стабильности экономического роста.
7. Заключение.
8. Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральская Государственная Юридическая Академия
Заочный факультет
Кафедра экономической теории
Реферат
по экономике государственного сектора
Роль государства в обеспечении
экономического роста
Выполнила: Самоловова
Екатерина Анатольевна
Екатеринбург 2011
План работы.
1. Введение.
2. Сущность экономического развития.
2.1 Показатели уровня экономического развития.
2.2 Показатели экономической эффективности.
3. Экономический рост и его измерение.
3.1 Факторы экономического роста.
3.2 Экстенсивный и интенсивный рост.
4. Основные инструменты государственного регулирования экономики.
5. Прямое и косвенное вмешательство государства в экономику.
6. Условия стабильности экономического роста.
7. Заключение.
8. Список литературы.
1. Введение.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста.
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная это экономика или же распределительная. В распределительной экономике проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
2. Сущность экономического развития.
Экономическое развитие представляет собой многофакторный процесс, отражающий как эволюцию хозяйственного механизма, так и смену на этой основе экономических систем. Вместе с тем это противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие происходит неравномерно, включает периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции. Вероятно, экономическое развитие должно рассматриваться за средне- и долгосрочные периоды времени.
Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического развития (роста), среди которых наибольшее значение имеют длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие название «циклы Кондратьева» (по имени русского экономиста Н. Кондратьева); нормальные, или так называемые большие, промышленные циклы с периодом от 8 до 12 лет и малые циклы, или «циклы Китчина» (по имени открывшего их американского экономиста), охватывающие 3—4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов. В первых двух циклах отмечается четыре фазы: спад, депрессия, оживление и подъем производства — и две точки: пик подъема и пик спада.
2.1 Показатели уровня экономического развития.
При определении уровня экономического развития страны требуется прежде всего установление точки отсчета. Многие страны сравнивают свой уровень с уровнем США.
Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных показателей:
- ВВП (валовой внутренний продукт) или НД (национальный доход) на душу населения;
- отраслевая структура национальной экономики;
- производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей);
- уровень и качество жизни населения;
- показатели экономической эффективности.
Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.
Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран в середине 90-х гг. относились страны с душевым производством ВВП от 6—7 тыс. долл. в год и выше.
В некоторых развивающихся странах (например, в Саудовской Аравии) показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, соответствующем развитым индустриальным странам, однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.
Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется прежде всего по доле обрабатывающей промышленности.
2.2 Показатели экономической эффективности.
Эта группа показателей в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития, так как показывает (прямо или косвенно) качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала страны, трудовых ресурсов.
Не вдаваясь в подробное перечисление и методику расчета показателей этой многочисленной группы, можно выделить из них:
- производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производств);
- капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции;
- фондоотдачу единицы основных фондов;
- материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.
В последние годы в специальных исследованиях и статистической информации все шире применяются показатели сравнительной конкурентоспособности, разработанные Международным валютным фондом (МВФ). Эта система показателей создана для соизмерения цен и издержек в обрабатывающей промышленности страны и по отношению к средневзвешенным соответствующим индикаторам наиболее развитых индустриальных стран. Таких показателей пять:
1. удельные затраты на заработную плату (в расчете на единицу продукции);
2. нормализованные удельные затраты на рабочую силу (в расчете на единицу продукции), т. е. выпуск продукции на отработанный человеко-час;
3. уровень полных удельных издержек по элементам добавленной стоимости, т. е. показатели удельных расходов всех первичных факторов производства;
4. сравнительный уровень оптовых цен промышленности;
5. сравнительный уровень экспортных цен промышленных товаров.
Конечно, и эта система не в полной мере может характеризовать экономическую эффективность страны, однако одну из сторон ее деятельности — конкурентоспособность в международной торговле — отражает достаточно достоверно.
3. Экономический рост и его измерение.
В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономический рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.
Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения.
Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации. Несколько примеров:
Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции из-за падающего или неизменного спроса на них сопровождается быстрым ростом других видов продукции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление стали, сельскохозяйственной продукции, легковых автомобилей, но одновременно увеличивался выпуск сложных изделий, например персональных компьютеров. Но и количественный рост выпуска компьютеров недостаточно отражал другие аспекты их производства: продажа персональных компьютеров в США за 1981—1988 гг. выросла по количеству с 1,1 до 9,5 млн шт., по стоимости — с 3,1 до 27,7 млрд долл., а доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компьютеры дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете комплексного показателя экономического роста — валового национального продукта (ВНП) — вышеуказанные моменты привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития США за 80-е гг.
На макроэкономическом уровне ведущими показателями динамики экономического роста являются:
- рост объема ВВП или НД;
- темпы роста ВВП и НД в расчете на душу населения;
- темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.
В экономической статистике для изучения динамики используются коэффициенты роста, темпы роста и темпы прироста. Коэффициент роста х исчисляется по формуле:
X=Y1 / Y0
где Y1,Y0 — показатели соответственно в изучаемом и базовом периодах.
Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100. Темп прироста равен темпу роста минус 100. Однако на практике под темпом роста часто понимают темп прироста.
В СССР в течение многих десятилетий экономический рост измерялся произведенным НД, и лишь с 1987 г. начали применять показатель ВНП. В 90-х гг. в России основным показателем динамики народного хозяйства стал ВВП.
3.1 Факторы экономического роста.
Экономический рост определяется рядом факторов. К ним обычно относят:
- труд;
- землю;
- капитал;
- предпринимательскую способность;
- научно-технический прогресс.
Фактически это факторы производства (производственные факторы), они же экономические ресурсы, но называемые факторами роста в связи с тем, что при рассмотрении экономического роста их анализируют под несколько другим углом.
Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены. Так, труд весьма производителен, если работник использует современное оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того или иного фактора экономического роста достаточно сложно. Более того, все эти крупные факторы являются комплексными, состоят из ряда более мелких элементов, вследствие чего факторы можно перегруппировывать.
Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы (например, капитал делится на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а последний можно разделить на используемый внутри страны и на вывозимый за ее пределы и т.д.).
Распространено и деление факторов в зависимости от характера роста (количественного или качественного) на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным факторам роста относятся:
- увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня -технологии;
- увеличение числа занятых работников;
- рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала.
К интенсивным факторам роста относятся:
- ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фонде и т.д.);
Информация о работе Роль государства в обеспечении экономического роста