Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать роль государства в регулировании Российской экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Описать исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике;
Выявить место государства в современной экономической системе (российский и зарубежный опыт);
Описать роль государства в современной российской экономике.
Введение
1. Исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике
1.1 Роль государства в формировании и развитии западного капитализма
1.2 Целерациональные системы капитализма
2. Место государства в современной экономической системе (российский и зарубежный опыт)
2.1 Государство - это субъект управления
2.2 Понятие общественного сектора и его структура
3. Роль государства в современной российской экономике
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
"Финансовый университет
при Правительстве
Российской Федерации"
Заочная
форма обучения
Кафедра
« Макроэкономика»
Курсовая
работа
по дисциплине
«Макроэкономика»
на тему
«Экономическая
роль государства»
(ф.и.о.)
Содержание
Введение
1. Исторические
моменты влияния и роли
1.1 Роль государства в формировании и развитии западного капитализма
1.2 Целерациональные системы капитализма
2. Место
государства в современной
2.1 Государство - это субъект управления
2.2 Понятие общественного сектора и его структура
3. Роль
государства в современной
Заключение
Список
использованной литературы
При
переходе к рыночной экономике её
главным регулятором становится
рынок, который экономически, законами
спроса и предложения, определяет развитие
общественно-необходимого производства,
цену товара, его качество, потребительские
свойства, даёт импульс развитию научно-технического
прогресса и в тоже время гасит
ненужное, нерентабельное, неконкурентноспособное
производство. Рынок воздействует тем
самым на интересы предпринимателей,
заставляет их улучшать производство,
качество товара. Конкуренция предпринимателей
понуждает их снижать затраты
на производство и соответственно цены.
В этом смысле воздействие на экономику
с помощью интереса оказывается
более существенным, нежели в условиях
административно-командной
Цель данной курсовой работы – исследовать роль государства в регулировании Российской экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Описать исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике;
Государство
в современных условиях, как показывает
опыт развитых индустриальных стран, все
шире применяет прогнозирование, программирование
и планирование на макроэкономическом
уровне. Не исключаются и традиционные
средства: пошлины, налоги, преференции
отечественным производителям, субсидирование
ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов
регулирования нельзя обеспечить структурную
перестройку экономики, определить
приоритеты развития, выправить платежный
баланс, сохранить на должном уровне
обороноспособность страны.
1. Исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике
Развитие
капитализма сопровождалось созданием
множества мифов. Один из таких мифов
был развит либеральными мыслителями.
Он обосновывал ограниченное, пассивное
участие государства в
Фундаментом
либерального подхода была европейская
концепция свободы. Европейское
движение за высвобождение человека
от гнета церкви и феодалов блестяще
завершилось Декларацией прав человека,
провозглашенной Французской
Самую
мощную идейную поддержку либеральные
идеи получили в лице идеологов свободного
саморегулирующегося рынка. Идея общественного
прогресса постепенно стала ассоциироваться
с количественным ростом материальных
благ, который обеспечивала активно
формировавшаяся
Однако в реальной политике западных государств происходили события, прямо противоположные академическим теориям2. Либеральные правительства сотворили из этих трех догм подобие символа веры, но сами вопреки либеральной теории участвовали в формировании свободных рынков. Карл Поланьи в связи с этим отмечает: «Дорога к свободному рынку была открыта и оставалась открытой благодаря громадному росту интервенционистских мер, беспрестанно организуемых и контролируемых из центра». Сделать «простую и естественную свободу» Адама Смита совместимой с требованиями человеческого общества оказалось весьма сложной задачей»3. Парадокс заключался в том, что экономика laissez-faire сама была продуктом активной государственной политики. Однако теоретические положения либерализма предписывали государству минимальное вмешательство. В своей предыдущей статье в данном журнале я отмечал, что становление западного капитализма происходило отнюдь не эволюционным путем, а, напротив, при самых решительных мерах со стороны государства4.
Экономический кризис 1929 года подорвал веру Запада в непрерывность экономического прогресса, а работы Кейнса высвободили экономическую мысль из априорных рамок доктрины laissez-faire. Как пишет английский историк экономической науки Марк Блауг, «мысль о том, что конкурентный процесс непрерывно толкает экономику к устойчивому состоянию полной занятости всякий раз, когда она отклоняется в сторону недоиспользования своего капитального запаса, пронизывала все макроэкономическое мышление до Кейнса. Действительно, она была настолько общепризнанной, что зачастую скорее подразумевалась, чем открыто доказывалась. <...> Некоторые полагали, что Кейнс не справился с теоретическим доказательством, но даже они согласились, что его идея подтвердилась на практике. В любом случае кейнсианская революция означала подлинный конец доктрины laissez-faire»5. Кейнс прозорливо подметил, что философские взгляды XVI-XVII веков, давшие обоснование нарождавшемуся европейскому индивидуализму, не могли более служить основанием для построения экономического знания в XX веке. Его критика принципа laissez-faire была критикой социального философа, жившего в начале XX века и видевшего реалии, в которых требование коллективного действия приобретало особую актуальность. Выводы Кейнса получили блестящее подтверждение в «Новом курсе» Франклина Делано Рузвельта.
Получивший
образование в Кембридже, воспитанный
на неоклассических идеях Альфреда
Маршалла и его школы, Кейнс попытался
преодолеть чисто теоретический
подход к экономике и взглянуть
на нее как на источник социальных
трансформаций. По всей видимости, идеи
Карла Маркса и социализма толкали
его к внутреннему пересмотру
основных принципов и предположений
экономического знания, а практика
социалистического
Для Кейнса верное или неверное поведение агентов в рыночной экономике определено фактором неведения. Неведение пронизывает все мотивы участников экономического процесса. «Надо помнить, что человеческие решения, поскольку они воздействуют на будущее - в личных, политических или экономических делах, не могут полагаться на строгие математически обоснованные предположения, поскольку отсутствует база для их обоснования. Именно наша врожденная жажда деятельности есть та сила, которая движет миром; рациональная половина нашего «я» занимается, как умеет, отбором альтернатив, рассчитывает там, где можно, однако она нередко оказывается во власти наших капризов, настроений и желаний попытать счастья»7.
Его
концепция неведения и
Работа Фридриха Хайека «Дорога к рабству», появившаяся в Англии в 1944 году и неожиданно для автора сделавшая его сразу же известным, напоминала западным интеллектуалам об опасности увлечения идеями социального и экономического планирования. Она отражала широкие дискуссии 20-30-х годов о роли государства в экономике и о централизованном планировании в социалистическом государстве, которые Хайек вел с Людвигом фон Мизесом и другими теоретиками. Хайек подчеркивал, что он попытался прояснить свою изначальную интуицию о связи политического развития Германии, Италии и России с их экономической политикой того времени и указать на границы централизованного контроля над экономической деятельностью. Позиция Хайека представляет интерес, поскольку она как бы завершает определенный этап теоретического рассмотрения вопроса о роли государства в экономической деятельности. Он сформулировал два аргумента против участия государства в экономической деятельности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. По мнению Хайека, Кейнс в трактовках роли государства и правительства в экономике исходил из допущения, что они действуют в интересах общества и никакие корыстные и эгоистические человеческие проявления не могут повлиять на этот процесс. С одной стороны, государство представало у него неким высокоморальным рационалистом, обладающим всей полнотой информации, необходимой для принятия эффективных решений. А с другой стороны, рациональные расчеты индивидуальной деятельности у Кейнса всегда ограничены неопределенностью по поводу будущей выгоды. Соответственно аргументация Хайека состояла в том, что нельзя преувеличивать рациональность правительственных структур. Им так же свойственно неведение относительно будущего, как и индивиду или фирме. Никакая централизованно собираемая информация не может обеспечить принятие предсказуемого (на достаточно длительный период) решения. Хайек в отличие от Кейнса готов признать роль государства, но только как временную. В перспективе же для эффективно работающей экономики все формы планирования должны быть устранены. Ведь планирование исходит из того, что государство знает наилучший способ размещения ресурсов. Но тогда «вопрос о наилучшем способе использования знания, изначально рассеянного среди множества людей, или, что то же самое, о построении эффективной экономической системы, является по крайней мере одним из главных и для экономической политики»8. Никакие эксперты и никакая техника не могут справиться с этой задачей. Это может сделать только сам индивид. Теоретической инновацией Хайека явилось наделение хозяйствующего индивида «знанием особых условий времени и места», которые дают ему преимущество перед всеми в принятии правильных решений9. «Проблема, таким образом, нисколько не решается тем, что мы способны показать, что вся совокупность фактов, если бы они были известны какому-то одному уму, предопределяла бы единственность решения. Вместо этого мы должны показать, как решение достигается путем взаимодействия людей, каждый из которых обладает лишь частичным знанием (курсив мой. - В.К.)»10.