Экономическая роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать роль государства в регулировании Российской экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Описать исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике;
Выявить место государства в современной экономической системе (российский и зарубежный опыт);
Описать роль государства в современной российской экономике.

Оглавление

Введение
1. Исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике
1.1 Роль государства в формировании и развитии западного капитализма
1.2 Целерациональные системы капитализма
2. Место государства в современной экономической системе (российский и зарубежный опыт)
2.1 Государство - это субъект управления
2.2 Понятие общественного сектора и его структура
3. Роль государства в современной российской экономике
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая роль государства.docx

— 63.14 Кб (Скачать)

     В самом общем виде масштабы и динамику государственного регулирования в  различных странах мира характеризуют  следующие таблицы:

     Таблица 1

     Удельный  вес доходов консолидированного бюджета в ВВП различных стран мира в 2004-2008 гг.(%)

    2004 2005 2006 2007 2008
Россия 28,4 28,7 25,1 25,5 28,7
Великобритания 35,4 35,8 37,1 36,4 ...
Германия 32,1 31,9 31,6 ... ...
Италия 41,9 45,1 41,3 41,1 ...
Франция 40,9 42,5 ... ... ...
Швейцария 26,0 26,7 27,9 27,5 ...
Швеция 37,8 41,5 39,2 39,9 ...
Китай 6,7 6,6 7,0 7,9 ...
Республика  Корея 19,1 20,3 21,5 21,8 ...
Турция 18,2 21,9 23,6 23,9 27,8
ЮАР 25,2 26,3 27,6 28,4 27,5
Бразилия 16,7 24,5 25,9 ... ...
Канада 20,6 21,7 21,7 21,9 21,7
Мексика 15,2 14,5 12,7 13,5 14,6
США 19,7 20,3 20,7 20,7 21,5
Австралия 22,7 24,1 24,0 24,2 ...

Масштабы  государственного влияния на экономику  в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

     Масштабы  государственной собственности  в различных отраслях экономики  также существенно отличаются. Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии, характерен в  среднем достаточно высокий удельный вес предприятий государственной  собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий почти  во всех отраслях промышленного производства не превышает 25%.

Таблица 2

     Среднегодовые темпы прироста доходов и расходов консолидированного бюджета различных стран мира(в номинальном выражении, процентов)

    2004-2005 2006 2007 2008
Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы
Великобритания 6,64 2,02 10,00 2,61 2,82 4,46 ... ...
Германия 1,58 0,84 2,31 0,33 ... ... ... ...
Испания 6,13 1,70 ... ... ... ... ... ...
Италия 9,43 4,11 -4,46 -3,76 2,80 -0,54 ... ...
Нидерланды 5,32 7,27 ... ... ... ... ... ...
Финляндия 4,68 -4,44 9,71 3,17 ... ... ... ...
Франция 4,94 1,83 ... ... ... ... ... ...
Швейцария 2,45 3,07 6,75 0,00 0,94 1,92 ... ...
Швеция 8,10 -2,82 -1,19 -2,95 7,10 5,28 ... ...
Индия 11,80 11,66 8,00 12,42 15,80 17,57 20,77 14,22
Иран 23,20 27,46 -10,19 15,43 67,56 32,59 20,62 20,08
Китай 12,15 10,39 12,78 21,43 16,91 21,89 ... ...
Республика  Корея 12,96 17,28 3,81 15,05 10,40 13,68 ... ...
Турция 111,94 125,45 99,98 94,28 56,48 75,32 78,86 66,28
ЮАР 14,21 10,52 12,78 9,31 11,33 8,52 6,19 7,44
Бразилия 40,44 45,97 11,27 11,19 ... ... ... ...
Канада 7,03 -2,61 3,70 4,89 7,14 4,15 7,62 5,47
Мексика 28,26 30,84 6,54 10,55 26,79 26,79 27,58 24,46
США 7,80 3,08 7,63 2,06 5,65 2,94 10,64 5,27
Австралия 8,82 2,74 5,19 -5,26 7,04 13,49 ... ...

В России удельный вес промышленных предприятий  государственной формы собственности  в объеме производства составляет около 8%. С середины 2006 года этот показатель сократился более чем на 1,5 процентных пункта. Государственные предприятия  имеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции таких отраслей, как  машиностроение и металлообработка (18,4% в 2008 г.), промышленность строительных материалов (11,3%) и электроэнергетика (10,7%). Более подробная информация об экономической роли государственной  собственности в российской промышленности представлена в следующей таблице.

     Размер  общественного сектора в экономике  определяется соотношением тех выгод  и издержек, которые связаны с  его функционированием. К числу  получаемых обществом выгод относятся: компенсация “провалов” рынка, сглаживание  циклического развития экономики, достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждан  и др. Издержки – это повышение  уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры  на принятие экономических решений  и т.п. В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует  о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:

     1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;

     2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;

     3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению

     4. интересы бюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора. Позитивные и негативные последствия расширения общественного сектора проявляются по-разному. Если позитивные результаты возникают достаточно быстро и вполне четко персонифицированы, но негативные тенденции менее очевидны и накапливаются в течение длительного периода времени. В итоге, если государство не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению17.

3. Роль государства  в современной  российской экономике

   

     Роль частного бизнеса в экономической жизни страны стремительно сокращается все последние годы, с тревогой констатируют специалисты. Еще три года назад, по данным Минфина, половина российской экономики либо принадлежала государству, либо непосредственно контролировалась им. Сегодня, уверяют специалисты, эта доля выросла как минимум до 70%. На этом фоне вполне органично выглядит программная идея «Единой России» возродить государственное планирование. Возвращаются, впрочем, не только старые идеи, но и старые лозунги – министр финансов Алексей Кудрин пообещал за 20 лет обогнать США.

     Многие  экономисты и политики сразу же откликнулись на то, что правительство снова  берет на вооружение лозунг «Догнать и перегнать». Как отмечают серьезные  аналитики, дело не во вреде или пользе лозунгов как таковых, а в средствах  достижения поставленных целей. Исходя из этого, маячащее на горизонте введение экономического планирования видится  куда более конкретной и далеко идущей задачей.

     В новой программе «Единой России»  уже значится и такая цель, как  «жестко ограничить тарифы естественных монополий и цены на энергоносители, установить уголовную ответственность  за их завышение». За внешним популизмом явно просматривается намерение  довести процесс государственного проникновения в экономику до логического завершения. И сделать  для этого необходимо в общем-то совсем немного: де-факто наша экономика  уже полностью контролируется государством. Последние события наглядно показали, что и во вполне мирное время можно в два счета оперативно перекрыть все транспортное и почтовое сообщение, легко запретить свободное движение денег, а при желании и перекрыть подачу газа и электроэнергии. А ведь речь идет о жизненно важных для российской экономики отраслях – энергетике, транспорте, связи, банковской сфере, в которых, как оказалось, роль бизнеса чисто формальна, поскольку судить о выгодности тех или иных решений может только государство.

     Наращивание его присутствия в экономике  естественно сопровождается параллельным сворачиванием приватизационных процессов. Долгожданное разгосударствление таких  крупных предприятий, как «Аэрофлот» и «Связьинвест», ожидалось уже  в будущем году.

     Государство пока еще слишком серьезно участвует  в бизнесе. Если собрать все компании, в которых государство имеет  более 50%, то выяснится, что половина российской экономики находится  в руках государства или под  государственным контролем. Однако в последующие годы тенденции  мобильности государства не только не укротились, но усилились. В его  фактическое владение попали ЮКОС и  «Сибнефть», значительно расширил свое влияние «Газпром», под контроль взяты ВАЗ и часть «Силовых машин». И это только видимая верхушка айсберга. И если в 2003 году государственная  доля в экономике составляла 50%, то сегодня (учитывая доход национализированных  предприятий) никак не меньше 70%.

     Оценить степень участия государства  в российской экономике сложно в  конкретных количественных показателях, но очевидно, что за последние 5 лет  оно существенно выросло и  продолжает увеличиваться. То, что государство  тормозит приватизацию и пытается усиливать  свое влияние, свидетельствует о  полном непонимании основных экономических  законов. Ведь известно, что государство  как менеджер значительно менее  эффективно по всем известной причине, заключающейся в отсутствии мотивации18. Примеров, подтверждающих этот тезис, множество. Напомним самые характерные. «Юганскнефтегаз», перейдя фактически в собственность государства, тут же сократил рентабельность с 40,84% до 29,85 по прибыли до уплаты налогов. «Газпром» купил компанию «Сибнефть», и ее добыча на базовых месторождениях стала падать: по прогнозам от 33 млн. тонн в 2005 году останется 17,3 млн. в 2010-м, даже если «Газпром» будет инвестировать в год на 600–700 млн. долларов больше, чем прежний частный владелец.

     Прямое  владение акциями компаний – это  не единственная форма вмешательства  в экономику. «Сегодня государство  де-факто контролирует весь рынок, ведь в нашей стране нет действительно  гарантированной частной собственности. Вместо нее у нас, как в екатерининские времена, право на владение, которого можно легко лишиться по воле феодала.

     Еще в 2002 году тогдашний советник президента России Андрей Илларионов обращал внимание на постоянный рост доли государственного сектора в производимом ВВП. По его  данным, за 2001 год доля нерыночного  сектора экономики увеличилась  с 45 до 47,6% ВВП. В 2003 году тревогу по поводу роста госсектора выражал министр  финансов Алексей Кудрин, по данным которого половина нашей экономики  находилась тогда в руках государства  или под его контролем. В последующие  годы глава Минфина напоминал  о продолжающемся увеличении доли госсектора в российской экономике и усиливающемся  вмешательстве государства в  работу рыночных механизмов. Как отмечает министр, действия госчиновников зачастую неквалифицированны и даже противозаконны. По его словам, на властные структуры  приходится до 90% нарушений антимонопольного законодательства, столько же на рынке  страховых услуг, 76% нарушений –  на рынке банковских услуг и 50% –  на рынке других финансовых услуг. И  в последнее время положение  только усугубляется. По данным главы ФАС Игоря Артемьева, за последние три года число нарушений со стороны органов власти выросло в пять раз.

Информация о работе Экономическая роль государства