Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать роль государства в регулировании Российской экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Описать исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике;
Выявить место государства в современной экономической системе (российский и зарубежный опыт);
Описать роль государства в современной российской экономике.
Введение
1. Исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике
1.1 Роль государства в формировании и развитии западного капитализма
1.2 Целерациональные системы капитализма
2. Место государства в современной экономической системе (российский и зарубежный опыт)
2.1 Государство - это субъект управления
2.2 Понятие общественного сектора и его структура
3. Роль государства в современной российской экономике
Заключение
Список использованной литературы
В самом общем виде масштабы и динамику государственного регулирования в различных странах мира характеризуют следующие таблицы:
Таблица 1
Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП различных стран мира в 2004-2008 гг.(%)
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Россия | 28,4 | 28,7 | 25,1 | 25,5 | 28,7 |
Великобритания | 35,4 | 35,8 | 37,1 | 36,4 | ... |
Германия | 32,1 | 31,9 | 31,6 | ... | ... |
Италия | 41,9 | 45,1 | 41,3 | 41,1 | ... |
Франция | 40,9 | 42,5 | ... | ... | ... |
Швейцария | 26,0 | 26,7 | 27,9 | 27,5 | ... |
Швеция | 37,8 | 41,5 | 39,2 | 39,9 | ... |
Китай | 6,7 | 6,6 | 7,0 | 7,9 | ... |
Республика Корея | 19,1 | 20,3 | 21,5 | 21,8 | ... |
Турция | 18,2 | 21,9 | 23,6 | 23,9 | 27,8 |
ЮАР | 25,2 | 26,3 | 27,6 | 28,4 | 27,5 |
Бразилия | 16,7 | 24,5 | 25,9 | ... | ... |
Канада | 20,6 | 21,7 | 21,7 | 21,9 | 21,7 |
Мексика | 15,2 | 14,5 | 12,7 | 13,5 | 14,6 |
США | 19,7 | 20,3 | 20,7 | 20,7 | 21,5 |
Австралия | 22,7 | 24,1 | 24,0 | 24,2 | ... |
Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.
Масштабы
государственной собственности
в различных отраслях экономики
также существенно отличаются. Например,
для таких стран, как Великобритания,
Франция и Германии, характерен в
среднем достаточно высокий удельный
вес предприятий
Таблица 2
Среднегодовые темпы прироста доходов и расходов консолидированного бюджета различных стран мира(в номинальном выражении, процентов)
2004-2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||||
Доходы | Расходы | Доходы | Расходы | Доходы | Расходы | Доходы | Расходы | |
Великобритания | 6,64 | 2,02 | 10,00 | 2,61 | 2,82 | 4,46 | ... | ... |
Германия | 1,58 | 0,84 | 2,31 | 0,33 | ... | ... | ... | ... |
Испания | 6,13 | 1,70 | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Италия | 9,43 | 4,11 | -4,46 | -3,76 | 2,80 | -0,54 | ... | ... |
Нидерланды | 5,32 | 7,27 | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Финляндия | 4,68 | -4,44 | 9,71 | 3,17 | ... | ... | ... | ... |
Франция | 4,94 | 1,83 | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Швейцария | 2,45 | 3,07 | 6,75 | 0,00 | 0,94 | 1,92 | ... | ... |
Швеция | 8,10 | -2,82 | -1,19 | -2,95 | 7,10 | 5,28 | ... | ... |
Индия | 11,80 | 11,66 | 8,00 | 12,42 | 15,80 | 17,57 | 20,77 | 14,22 |
Иран | 23,20 | 27,46 | -10,19 | 15,43 | 67,56 | 32,59 | 20,62 | 20,08 |
Китай | 12,15 | 10,39 | 12,78 | 21,43 | 16,91 | 21,89 | ... | ... |
Республика Корея | 12,96 | 17,28 | 3,81 | 15,05 | 10,40 | 13,68 | ... | ... |
Турция | 111,94 | 125,45 | 99,98 | 94,28 | 56,48 | 75,32 | 78,86 | 66,28 |
ЮАР | 14,21 | 10,52 | 12,78 | 9,31 | 11,33 | 8,52 | 6,19 | 7,44 |
Бразилия | 40,44 | 45,97 | 11,27 | 11,19 | ... | ... | ... | ... |
Канада | 7,03 | -2,61 | 3,70 | 4,89 | 7,14 | 4,15 | 7,62 | 5,47 |
Мексика | 28,26 | 30,84 | 6,54 | 10,55 | 26,79 | 26,79 | 27,58 | 24,46 |
США | 7,80 | 3,08 | 7,63 | 2,06 | 5,65 | 2,94 | 10,64 | 5,27 |
Австралия | 8,82 | 2,74 | 5,19 | -5,26 | 7,04 | 13,49 | ... | ... |
В России
удельный вес промышленных предприятий
государственной формы
Размер
общественного сектора в
1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;
2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;
3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению
4. интересы бюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора. Позитивные и негативные последствия расширения общественного сектора проявляются по-разному. Если позитивные результаты возникают достаточно быстро и вполне четко персонифицированы, но негативные тенденции менее очевидны и накапливаются в течение длительного периода времени. В итоге, если государство не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению17.
Роль частного бизнеса в экономической жизни страны стремительно сокращается все последние годы, с тревогой констатируют специалисты. Еще три года назад, по данным Минфина, половина российской экономики либо принадлежала государству, либо непосредственно контролировалась им. Сегодня, уверяют специалисты, эта доля выросла как минимум до 70%. На этом фоне вполне органично выглядит программная идея «Единой России» возродить государственное планирование. Возвращаются, впрочем, не только старые идеи, но и старые лозунги – министр финансов Алексей Кудрин пообещал за 20 лет обогнать США.
Многие экономисты и политики сразу же откликнулись на то, что правительство снова берет на вооружение лозунг «Догнать и перегнать». Как отмечают серьезные аналитики, дело не во вреде или пользе лозунгов как таковых, а в средствах достижения поставленных целей. Исходя из этого, маячащее на горизонте введение экономического планирования видится куда более конкретной и далеко идущей задачей.
В
новой программе «Единой
Наращивание его присутствия в экономике естественно сопровождается параллельным сворачиванием приватизационных процессов. Долгожданное разгосударствление таких крупных предприятий, как «Аэрофлот» и «Связьинвест», ожидалось уже в будущем году.
Государство пока еще слишком серьезно участвует в бизнесе. Если собрать все компании, в которых государство имеет более 50%, то выяснится, что половина российской экономики находится в руках государства или под государственным контролем. Однако в последующие годы тенденции мобильности государства не только не укротились, но усилились. В его фактическое владение попали ЮКОС и «Сибнефть», значительно расширил свое влияние «Газпром», под контроль взяты ВАЗ и часть «Силовых машин». И это только видимая верхушка айсберга. И если в 2003 году государственная доля в экономике составляла 50%, то сегодня (учитывая доход национализированных предприятий) никак не меньше 70%.
Оценить степень участия государства в российской экономике сложно в конкретных количественных показателях, но очевидно, что за последние 5 лет оно существенно выросло и продолжает увеличиваться. То, что государство тормозит приватизацию и пытается усиливать свое влияние, свидетельствует о полном непонимании основных экономических законов. Ведь известно, что государство как менеджер значительно менее эффективно по всем известной причине, заключающейся в отсутствии мотивации18. Примеров, подтверждающих этот тезис, множество. Напомним самые характерные. «Юганскнефтегаз», перейдя фактически в собственность государства, тут же сократил рентабельность с 40,84% до 29,85 по прибыли до уплаты налогов. «Газпром» купил компанию «Сибнефть», и ее добыча на базовых месторождениях стала падать: по прогнозам от 33 млн. тонн в 2005 году останется 17,3 млн. в 2010-м, даже если «Газпром» будет инвестировать в год на 600–700 млн. долларов больше, чем прежний частный владелец.
Прямое
владение акциями компаний – это
не единственная форма вмешательства
в экономику. «Сегодня государство
де-факто контролирует весь рынок, ведь
в нашей стране нет действительно
гарантированной частной
Еще в 2002 году тогдашний советник президента России Андрей Илларионов обращал внимание на постоянный рост доли государственного сектора в производимом ВВП. По его данным, за 2001 год доля нерыночного сектора экономики увеличилась с 45 до 47,6% ВВП. В 2003 году тревогу по поводу роста госсектора выражал министр финансов Алексей Кудрин, по данным которого половина нашей экономики находилась тогда в руках государства или под его контролем. В последующие годы глава Минфина напоминал о продолжающемся увеличении доли госсектора в российской экономике и усиливающемся вмешательстве государства в работу рыночных механизмов. Как отмечает министр, действия госчиновников зачастую неквалифицированны и даже противозаконны. По его словам, на властные структуры приходится до 90% нарушений антимонопольного законодательства, столько же на рынке страховых услуг, 76% нарушений – на рынке банковских услуг и 50% – на рынке других финансовых услуг. И в последнее время положение только усугубляется. По данным главы ФАС Игоря Артемьева, за последние три года число нарушений со стороны органов власти выросло в пять раз.