Экономическая роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать роль государства в регулировании Российской экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Описать исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике;
Выявить место государства в современной экономической системе (российский и зарубежный опыт);
Описать роль государства в современной российской экономике.

Оглавление

Введение
1. Исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике
1.1 Роль государства в формировании и развитии западного капитализма
1.2 Целерациональные системы капитализма
2. Место государства в современной экономической системе (российский и зарубежный опыт)
2.1 Государство - это субъект управления
2.2 Понятие общественного сектора и его структура
3. Роль государства в современной российской экономике
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая роль государства.docx

— 63.14 Кб (Скачать)

     Можно предположить, что в историческом контексте предвоенных, военных  и послевоенных лет не так-то легко  было отважиться на теоретическое обоснование  необходимого участия государства  в создании и функционировании капиталистической  экономики. Практика принудительного  труда, которая существовала даже в  Англии, практика планирования, ассоциировавшаяся  с тоталитарными режимами, были негативным фоном для теоретических инноваций  и для развития многих идей Кейнса. Поэтому в своей позитивной программе  Хайек возвращается снова к знакомым и апробированным схемам свободы  и индивидуализма. Экономическая  теория лишь прикрывала косметикой старую либеральную идею, не затрагивая ее сути. Однако сложившаяся в военное  время практика усиления роли государства  в экономико-хозяйственной деятельности никогда не ослабевала ни в странах  социализма, ни на Западе, хотя она в  них со временем приобрела разные векторы развития.

     Таким образом, к середине XX века либеральный  проект, не оставлявший места государству  в регулировании экономики, опиравшийся  на мощную поддержку со стороны экономистов, ими же стал разрушаться изнутри. Саморегулирующийся рынок - основная догма  либерализма - предстал как абстракция, годная лишь для идеальных условий  бескризисного капитализма. В реальности государство выступало необходимым  элементом хозяйственной жизни, позволяющим экономике уйти от системных  кризисов. Хотя аргументация Хайека и  австрийской школы всегда напоминает о сложности в установлении границ государственной и плановой экономик, уже к концу ХХ века ведущие политологи стали говорить о необходимости сильного государства как важного фактора для национальных экономик и позитивного фактора для всего мирового сообщества в целом. В этом смысле симптоматично звучит один из выводов в книге Френсиса Фукуямы «Сильное государство»: «Для отдельных обществ и для мирового сообщества уничтожение государства - это прелюдия не к утопии, а к катастрофе»11.

     1.2 Целерациональные  системы капитализма

 

Государство при капитализме обладает множеством функций, не имеющих отношения к  экономике. Однако экономический рост - безусловно, одна из главных забот  государства. Поэтому без усилий государства экономический либерализм не мог бы появиться. В России 90-х  годов либерализм в экономике  вообще стал возможен только потому, что  неолибералы стояли у власти.

     Как мы показали, в XIX веке - веке торжества  либерализма - государство через  стандарты образования формировало  человека для экономики, способствовало его превращению в «экономического  человека», находя затем, что этот человек - удобный «строительный материал»  для любого социального преобразования. «Экономический человек» становился «модульным человеком», универсальным, способным  к деятельности любого рода. Государство  участвовало также в формировании наций как основы развития национального  и международного капитализма. Наконец, проводимая все это время государствами  Запада реформа по созданию рыночной экономики в XIX веке воплотилась  в формы классического капитализма.

     В XX веке государство корректировало результаты возвышения экономики, подъема  системы техники и технократии, само при этом попадая под рационализирующее  воздействие техники даже больше, чем в свое время - под влияние экономики. Государство становилось изобретателем социальных технологий для поддержания своего господства внутри страны. Оно было вынуждено предотвращать социальные и другие системные риски, вероятность которых стремительно возрастала, и отвечать на вызовы глобализации, которые разрушали Вестфальскую систему.

     В условиях глобализации забота государства, с одной стороны, - самосохранение и адаптация к появлению многих негосударственных политических акторов, к угрозам однополярного доминирования  в глобальном мире; с другой стороны, - обеспечение роста национальных экономик и поддержания их конкурентоспособности  в глобальной экономике.

     Роль  государства никогда не была полностью  целерациональной. Однако, говоря словами  Пушкина, государство продолжает оставаться «единственным европейцем» в  динамично меняющемся мире в том  случае, когда само не теряет качеств  цивилизованности.

     2. Место государства  в современной  экономической системе  (российский и  зарубежный опыт)

     2.1 Государство –  это субъект управления

 

     Вопрос  о месте и роли государства  в современной экономике является одним из центральных как в  теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной  стороны, широко известна позиция либеральных  экономистов относительно минимальной  роли государства в регулировании  экономики. С другой стороны, ряд  научных школ обосновывает необходимость  активного вмешательства государства  в рыночные процессы. Дать однозначный  ответ на вопрос об оптимальных масштабах  государственного регулирования очень  сложно. В истории разных стран  были периоды превалирования как  первой, так и второй точки зрения.

     Особое  место государства в системе  общественных институтов определяется тем, что государство – это  субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической  системы. Выступая как представитель  общества в целом, оно устанавливает  правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и  осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство  является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения12. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

     Место и роль государства в экономической  теории и на практике обычно рассматриваются  исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана  с наличием ситуаций, в которых  результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство  в экономику признается оправданным  только в тех случаях, когда рынок  не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции  общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:

     1. Принятие законодательства и  контроль за его исполнением,  обеспечение соблюдения прав  собственности и договорных обязательств;

     2. Предоставление так называемых  “общественных благ”, распределения  ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны  два свойства:

  • во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
  • во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.

     Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой  достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;

     3. Наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;

     4. Несовершенная конкуренция и  информационная асимметрия. Тенденция  к повышению уровня концентрации  производства объективно присуща  рыночной системе. Поскольку рынок  сам по себе не может ограничить  процесс возникновения монополий,  задача его регулирования возлагается  на государственных структуры;

     5. Перераспределения в целях обеспечения  социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов  может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

     6. Регулирование общеэкономического  равновесия, предотвращение резких  циклических изменений в экономике  страны.

     Масштабы  государственного регулирования зависят  не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных  странах влияние государства  на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка13.

     Следует отметить, что неэффективность присуща  не только рыночным механизмам, но и  государственному вмешательству в  экономику. Расширение регулирующих функций  государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного  предела негативно сказывается  на экономической ситуации. К числу  подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.

     Расширение  государственного регулирования экономики  оправдано до тех пор, пока его  издержки не превышают потери, возникающие  вследствие “провалов” рынка. Размеры  государственного сектора должны соответствовать  спросу на общественные блага, масштабам  внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики14.

     2.2 Понятие общественного  сектора и его  структура

          

В современной  экономической науке на ряду с понятием “государство” широко используется понятие “общественный сектор”. Данные категории не тождественны, но тесно взаимосвязаны друг с другом.

     Общественный  сектор экономики  – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством15. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и организации, государственные предприятия и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

     Помимо  названных институтов, к общественному  сектору в широком смысле слова  относятся негосударственные некоммерческие организации (ННО). Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка  и не ориентированы на получение  прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно  на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

     Существуют различные  способы оценки масштабов общественного  сектора и степени его воздействия  на экономику. Наиболее простой и  распространенный метод заключается  в изучении показателей, публикуемых  национальной статистикой. К их числу  относятся: объем доходов и расходов государственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом - ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей16.

Информация о работе Экономическая роль государства