Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:09, доклад
Вопросы выяснения места и роли органов налоговой службы в механизме российского государства на современном этапе принимают не столько теоретический, а скорее практический характер. «Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сфер».
Введение1. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства
2. Правовая основа деятельности налоговых органов3. Права и обязанности налоговых органов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
одержание
Введение1. Роль и
значение налоговых органов в
обеспечении экономической
2. Правовая основа
деятельности налоговых
ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВведениеВопросы
выяснения места и роли органов налоговой
службы в механизме российского государства
на современном этапе принимают не столько
теоретический, а скорее практический
характер. «Фундаментальные преобразования
в экономической и политической жизни
российского общества со всей определенностью
ставят на повестку дня вопрос о необходимости
коренного пересмотра роли и места властных
структур как федерального, так регионального
и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения
общества, особенно в экономической и
социальной сфер».
В этой связи анализ
места и роли органов налоговой
службы в механизме современного
российского государства весьма
актуален и полезен, что во много
объясняется тем, что Министерство
Российской Федерации по налогам
и сборам является федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим
выработку и проведение единой государственной
налоговой политики, взимание налогов
и сборов, координирующим деятельность
федеральных органов исполнительной власти
по вопросам налогов и сборов в Российской
Федерации, осуществляющим государственный
контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах,
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения налогов и
других обязательных платежей в соответствующие
бюджеты и государственные внебюджетные
фонды, а также за производством и оборотом
этилового спирта и алкогольной продукции.
Создание новых государственных органов
налоговой службы, органов налоговой полиции
требует активизации научных усилий по
выявлению их места и роли в механизме
российского государства вообще, изучению
различного рода явлений и факторов, оказывающих
определяющее влияние на эффективность
функционирования созданных органов -
в частности. 1. Роль и значение налоговых
органов в обеспечении экономической
безопасности государства
Место и роль налоговых
органов в финансовой системе
государства определяется теми целями
и задачами, которые ставятся перед
ними, а также законодательно определенными
их правами и обязанностями.
Следует отметить, что
в разных странах мира к функциям налоговых
органов относится не только администрирование
тех или иных видов налогов и сборов, но
и, например, осуществление государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, проведение переписи
населения, наблюдение за применением
контрольно-кассовой техники, контроль
за соблюдением валютного законодательства,
за оборотом алкогольной продукции, организацией
лотерей и азартных игр.
Само понятие «налоговые
органы» в разных странах имеет
различное содержание в силу того, что
обязанность по обеспечению мобилизации
в бюджетную систему доходов (налогов
и сборов) может быть установлена за различными
государственными органами. Как правило,
ответственность за поступление налогов
и сборов несут два или более государственных
органа, которые и обладают правомочиями
«налоговых органов». Одна государственная
структура обычно отвечает за сбор налогов
и пошлин на границе (так называемые таможенные
органы), другая - за мобилизацию внутренних
налоговых платежей.
В некоторых странах
налоги с платежной ведомости, используемые
для финансирования социального обеспечения,
администрируются также отдельными государственными
органами. В федеративных государствах
право устанавливать и собирать отдельные
виды налогов предоставляется субнациональным
органам власти, имеющим право создавать
свои собственные налоговые органы [2,
с. 11].
По мнению ряда экспертов,
подобное разделение функций по сбору
налогов между несколькими
Несмотря на очевидные
достоинства с точки зрения налогового
администрирования объединения государственных
органов, во многих странах мира этот процесс
идет крайне медленно в силу целого ряда
причин прежде всего политического свойства.
Так, в США экономия от масштаба в налоговом
администрировании частично была реализована
еще в 1935 г., когда на Внутреннюю службу
доходов была возложена обязанность взимания
налогов с платежной ведомости в связи
с реализацией программы социального
обеспечения. Однако в полной мере идею
единства и экономической эффективности
деятельности налоговых органов в США
отстоять не удалось, поскольку были образованы
налоговые органы штатов, в результате
чего в налоговом администрировании появилось
дублирование и перекрывание отдельных
функций.
В Российской Федерации
построение системы налогового администрирования
прошло несколько этапов, сопровождающихся
изменением прав и обязанностей налоговых
органов. Как и в большинстве развитых
стран мира, администрированием налогов
с платежной ведомости в России (прежде
всего, взиманием ЕСН) занимаются налоговые
органы. И хотя органы местного самоуправления
наделены правом за счет средств местного
бюджета создавать муниципальную налоговую
службу для сбора местных налогов, фактически
этим правом еще никто не воспользовался.
За пределы полномочий
налоговых органов в Российской
Федерации практически выходит только
взимание таможенных платежей. Впрочем,
и в зарубежных странах единые налоговые
ведомства, занимающиеся администрированием
как внутренних налогов и сборов, так и
таможенных платежей, еще не получили
достаточно широкого распространения.
Но положительные примеры есть. В частности,
испанское государственное агентство
налогового администрирования являет
собой тот единый автономный, законно
установленный институт, который администрирует
все налоги, включая таможенные пошлины
[6, с. 15].
Сейчас в России
проходит административная реформа, направленная
на повышение эффективности работы
всего государственного аппарата. Один
из ожидаемых результатов этой реформы
- существенное изменению места и
роли налоговых органов в финансовой
системе государства. В соответствии с
задачами административной реформы в
ближайшее время изменятся и некоторые
функции налоговых органов, а также принципы
построения их организационной структуры.
В этой связи полезным представляется
изучение опыта зарубежных стран. На основе
имеющихся данных систематизируем результаты
анализа подчиненности налоговых органов
министерству финансов и продемонстрируем
принципы построения их организационной
структуры.
В зависимости от
размера страны налоговые органы
имеют, как правило, два-три уровня (в
маленьких странах только два, центральный
и местный, а в более крупных три уровня
- центральный, региональный и местный).
В Российской Федерации
действует единая централизованная
система налоговых органов, однако
далеко не все страны мира придерживаются
такого подхода. В некоторых федеративных
государствах кроме центральных налоговых
органов создаются самостоятельные налоговые
органы регионов и даже муниципалитетов,
что, разумеется, отражается на комплексе
их задач и приводит к соответствующим
изменениям в организационной структуре.
Принципы построения
организационной структуры
Региональные налоговые
органы несколько чаще строятся по
функциональному признаку (36 %). Организационная
структура региональных налоговых
органов построена по видам налогов
(31 % стран) и на смешанной основе (26 %). Как
и центральный аппарат, региональные налоговые
органы используют принцип построения
«по налогоплательщикам» только в 7 %случаев.
Местный уровень
налоговых органов еще чаще, чем
региональный, основан на функциональных
началах (41 % стран). Другие принципы построения
на местном уровне распределились следующим
образом: по налогам (28 %), смешанный (23 %),
по налогоплательщикам (9 %).
Один из важных вопросов
деятельности налоговых структур связан
с организацией их взаимодействия с таможенными
органами. Те и другие в большей части
стран находятся в подчинении министерства
финансов (75 % случаев), при этом функционируют
таможенные органы в основном отдельно
от налоговых органов. Только в 22 % рассмотренных
стран таможенные органы входят в структуру
налоговых администраций [13, с. 16].
Проведенный анализ
показывает лишь общий вектор построения
налоговых органов. По мнению экспертов,
наиболее эффективной формой налогового
администрирования для
Очевидно, что организационная
структура налоговых органов, оптимальная
для одной страны, может быть не совсем
эффективной для другой, с иным политическим
устройством и уровнем социально-экономического
развития.
2. Правовая основа
деятельности налоговых органов
Анализ финансового
законодательства показывает, что для
многих органов государственной власти
финансовая деятельность государства
составляет часть компетенции. Для налоговых
органов государственной власти финансовая
деятельность государства является специальной
и полностью охватывается их.
Основополагающие
вопросы правового статуса
В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения.
В соответствии с
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N
314 "О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти" таким
федеральным органом исполнительной власти
является Федеральная налоговая служба
(далее - ФНС России), находящаяся в ведении
Министерства финансов РФ.
Преобразование МНС
России в федеральную службу и передача
отдельных функций МНС России Министерству
финансов России соответствуют новым
представлениям о задачах и функциях федерального
министерства. В соответствии с п. 3 вышеуказанного
Указа Президента федеральное министерство
является органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной актами
Президента РФ и Правительства РФ сфере
деятельности. При этом федеральная служба
в пределах своей компетенции может издавать
только индивидуальные правовые акты.
Она не вправе осуществлять в установленной
сфере деятельности нормативно-правовое
регулирование, кроме случаев, устанавливаемых
указами Президента РФ или постановлениями
Правительства РФ [7, с. 10].
Названные изменения
в функционировании органов исполнительной
власти нашли свое отражение в п. 1 ст. 34.2
НК РФ, которым закреплен переход в ведение
Минфина России ряда функций, ранее принадлежавших
МНС России, а именно: дача письменных
разъяснений по вопросам применения законодательства
РФ о налогах и сборах, утверждение форм
расчетов по налогам и форм налоговых
деклараций, обязательных для налогоплательщиков,
а также порядок их заполнения.
Положение о ФНС
России было утверждено Постановлением
Правительства РФ от 30 сентября 2004 г.
N 506, в соответствии с которым ФНС России
является, как уже было отмечено, федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за соблюдением
законодательства РФ о налогах и сборах,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством РФ, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей, а также за производством
и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за
соблюдением валютного законодательства
РФ в пределах компетенции налоговых органов.