Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:09, доклад

Краткое описание

Вопросы выяснения места и роли органов налоговой службы в механизме российского государства на современном этапе принимают не столько теоретический, а скорее практический характер. «Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сфер».

Оглавление

Введение1. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства
2. Правовая основа деятельности налоговых органов3. Права и обязанности налоговых органов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

одержание.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в  порядке, установленном НК РФ; 

10) требовать от  банков документы, подтверждающие  факт списания со счетов налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации; 

11) привлекать для  проведения налогового контроля  специалистов, экспертов и переводчиков; 

12) вызывать в качестве  свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; 

13) заявлять ходатайства  об аннулировании или о приостановлении  действия выданных юридическим  и физическим лицам лицензий  на право осуществления определенных видов деятельности; 

14) предъявлять в  суды общей юрисдикции или  арбитражные суды иски: 

- взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые  правонарушения в случаях, предусмотренных  НК РФ; 

- возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ; 

- досрочном расторжении  договора об инвестиционном налоговом  кредите; 

- в иных случаях,  предусмотренных НК РФ. 

2. Налоговые органы  осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ. 

3. Вышестоящие налоговые  органы вправе отменять и изменять  решения нижестоящих налоговых  органов в случае несоответствия  указанных решений законодательству  о налогах и сборах. 

Согласно, ст. 32. «Обязанности налоговых органов», части первой НК РФ, налоговые органы обязаны [2, с. 6]: 

1) соблюдать законодательство  о налогах и сборах; 

2) осуществлять контроль  за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов; 

3) вести в установленном  порядке учет организаций и  физических лиц; 

4) бесплатно информировать  (в том числе в письменной  форме) налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; 

5) руководствоваться  письменными разъяснениями Министерства  финансов Российской Федерации  по вопросам применения законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах; 

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым  агентам при их постановке  на учет в налоговых органах  сведения о реквизитах соответствующих  счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; 

7) принимать решения  о возврате налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту сумм излишне уплаченных  или излишне взысканных налогов,  сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ; 

8) соблюдать налоговую  тайну и обеспечивать ее сохранение; 

9) направлять налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту копии акта налоговой  проверки и решения налогового  органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; 

10) представлять налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту по его запросу справки  о состоянии расчетов указанного  лица по налогам, сборам, пеням  и штрафам на основании данных налогового органа. 

Запрашиваемая справка  представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый  орган соответствующего письменного  запроса налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента; 

11) осуществлять по  заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; 

12) по заявлению  налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  выдавать копии решений, принятых  налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. 

2. Налоговые органы  несут также другие обязанности,  предусмотренные НК РФ и иными  федеральными законами. 

3. Если в течение  двух месяцев со дня истечения  срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 

 Заключение 

На современном  этапе развития российской государственности все большее значение приобретают проблемы анализа правового положения налоговых органов Российской Федерации в свете выявления общих закономерностей их организации и деятельности, особенно в связи с формированием рыночных отношений. До сих пор отсутствуют специальные монографические исследования, посвященные проблемам создания организационно-правовых основ деятельности налоговых органов России в переходный период, не изучен исторический опыт создания налоговых органов, не определен оптимальный путь реформирования органов исполнительной власти в области управления налогами и сборами.  

Дальнейшее развитие российской государственности, признание  приоритета прав человека, становление  рыночных отношений, гражданского правового  общества, принципа разделения властей, изменения в общественном сознании. Предстоит также выработать четкие представления о путях и судьбе осуществляемых в России реформ. 

Одной из особых задач  государственного управления является создание и обеспечение эффективной  работы механизма налогообложения, ибо от качественного его функционирования, сбора налогов зависит благосостояние всего общества, решение этой задачи направлено на укрепление финансовой основы государства. 

В ст. 30 Налогового кодекса  Российской Федерации устанавливается, что налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации, при этом в случаях, предусмотренных законом полномочия налоговых органов могут реализовывать таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. 

 Список использованной  литературы 

1. "Налоговый кодекс  Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 2006). 

2. Бабаева С.А.  Административный порядок обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц // Эпиграф. - 2006. - Февр. (N7). - С.5.  

3. Балабин В.И.  Споры налогоплательщиков с налоговыми  органами. - М.: Книжн. мир, 2005. - 143с.  

4. Воробьева В.Н.  Порядок рассмотрения споров налогоплательщиков с налоговыми органами // Налог. вестн. - 2006. - N 5. - С.145-147.  

5. Грунина Д.К.  Организация налоговой службы  в Российской Федерации. - М.: Финансы  и статистика, 2005. - 59с.  

6. Дадалко И.Л.  Налоговые органы и налоговые  реформы // Эпиграф. - 2004. - Янв. (N2). - С.5-6.  

7. Иванеев А.И.  Налоговые органы и изменения,  внесенные в Налоговый кодекс // Рос. налоговый курьер. - 2006. - N 9. - С.48-53.  

8. Ивачев И. О  бесспорном взыскании финансовых  санкций налоговыми органами // Экономика и жизнь. - 2006. - Февр. (N 5). - С.7. - (Бух. прилож.).  

9. Ипполитов Д.М.  Создание и применение системы  электронного документооборота  в налоговых органах: опыт, проблемы  и перспективы развития // Налог.  вестн. - 2004. - N 12. - С.10-14.  

10. Исаев В.П. Административно-правовые вопросы организации и деятельности налоговых органов в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 24c.  

11. Карсетская Е.  Изменения в порядке взыскания  налоговых санкций // Новая бухгалтерия. - 2006. - N 1. - С.31-38. - (АКДИ "Экономика и жизнь").  

12. Комарова Т.Л.  Место и роль органов налоговой  службы в механизме российского  государства: (Теорет.-правовое исслед.): Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 21c.  

13. Коровкин В.В.  Налогоплательщик и налоговые органы. - М.: Приор, 2005. - 219с.  

14. Крапивина С.Ю.  Административная ответственность  в сфере контроля налоговых  органов // Эпиграф. - 2005. - Нояб. (N 43). - С.3. - (Налоги и право).  

15. Масленникова А.А.  Становление налоговых органов // Финансы. - 2003. - N 8. - С.63-65.

Информация о работе Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства