Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:09, доклад
Вопросы выяснения места и роли органов налоговой службы в механизме российского государства на современном этапе принимают не столько теоретический, а скорее практический характер. «Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сфер».
Введение1. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства
2. Правовая основа деятельности налоговых органов3. Права и обязанности налоговых органов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ФНС России является
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
государственную регистрацию юридических
лиц, физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей и крестьянских (фермерских)
хозяйств, а также уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
представление в делах о банкротстве и
в процедурах банкротства требований
об уплате обязательных платежей и требований
Российской Федерации по денежным обязательствам.
Систему налоговых
органов составляют: 1) ФНС России
и 2) территориальные органы ФНС России.
Служба и ее территориальные
органы - управления службы по субъектам
Российской Федерации, межрегиональные
инспекции службы, инспекции службы
по районам, районам в городах, городам
без районного деления, инспекции
службы межрайонного уровня (далее - налоговые
органы) составляют единую централизованную
систему налоговых органов. Уточним, что
межрегиональные инспекции, в свою очередь,
делятся на межрегиональные по федеральным
округам и межрегиональные по крупнейшим
налогоплательщикам.
Инновативной организационной
мерой в рамках модернизации налоговых
органов Л.Ф. Кваша выделяет создание межрегиональных
налоговых инспекций по федеральным округам.
Это территориальные налоговые органы,
созданные для обеспечения деятельности
уполномоченных представителей Президента
РФ в федеральных округах.
Структура центрального
аппарата ведомства утверждена Приказом
ФНС России от 14 октября 2004 г. N САЭ-3-15/1@,
в соответствии с которым налоговая
служба представлена 26 управлениями.
В целом необходимо
отметить, что внутреннее устройство
налоговых органов в основном предопределяется
теми фактическими видами деятельности,
которые нашли свое отражение в ст. 7 Закона
РСФСР "О Государственной налоговой
службе РСФСР", установившей еще в 1991
г. полномочия налоговой администрации.
Вместе с тем
налоговые органы по способу решения
задач, отнесенных к их компетенции,
являются единоначальными. Каждый налоговый
орган возглавляет
Важно помнить, что
непосредственно обязанности налоговых
органов исполняются их должностными
лицами, которыми признаются государственные
служащие Российской Федерации, состоящие
на государственных должностях налоговых
органов и проходящие службу в этих органах
[15, с. 20].
Для выполнения задач,
возложенных на ФНС РФ и ее территориальные
подразделения, в соответствии с налоговым
законодательством налоговые органы наделены
достаточно широкими полномочиями.
В частности, они
вправе требовать от налогоплательщиков
или иных обязанных лиц документы,
служащие основанием для исчисления и
уплаты налогов, а также подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты налогов; проводить налоговые проверки;
изымать документы, свидетельствующие
о совершении налоговых правонарушений;
вызывать на основании письменного уведомления
в налоговые органы налогоплательщиков
и иных обязанных лиц для дачи пояснений
в связи с уплатой (перечислением) ими
налогов; приостанавливать операции по
счетам лиц в банках и налагать арест на
имущество налогоплательщиков; осматривать
(обследовать) любые используемые налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанные
с содержанием объектов налогообложения
помещения и территории; определять в
необходимых случаях суммы налогов, подлежащие
внесению налогоплательщиками в бюджет
на основании данных по иным аналогичным
налогоплательщикам; требовать от налогоплательщиков
и иных обязанных лиц устранения выявленных
нарушений законодательства о налогах
и сборах и контролировать выполнение
указанных требований; взыскивать недоимки
и пени; предоставлять налогоплательщикам
отсрочки и рассрочки по уплате санкций
за налоговые правонарушения; вызывать
в качестве свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для проведения налогового
контроля.
Налоговым органам
предоставлены и некоторые
Вместе с тем налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Порядок такого взаимодействия определяется в соответствующих нормативных актах, таких как: 1) Приказ МВД России N 76, МНС России от 22 января 2004 г. N АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений"; 2) Приказ Минюста России N 289, МНС России от 13 ноября 2003 г. N БГ-3-29/619 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов РФ и Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации"; 3) Регламент взаимодействия МНС России и ЦБ РФ по вопросам государственной регистрации кредитных организаций (утвержден МНС России N БГ-16-09/86, ЦБ РФ N 01-33/2202 от 26 июня 2002 г.).
Особого внимания, на
наш взгляд, заслуживает взаимодействие
налоговых органов и органов
внутренних дел в процессе реализации
принудительного механизма в
налоговой сфере.
Отметим, что Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (далее - ФСЭНП) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России и составляет единую систему специализированных органов исполнительной ветви власти федерального уровня, предназначенных для защиты фискальной компетенции и обеспечения экономической безопасности государства.
Полномочиям ФСЭНП
свойственна достаточно узкая специализация
в сфере налоговых
Налоговые органы при
выявлении обстоятельств, позволяющих
предполагать совершение нарушения
законодательства о налогах и
сборах, содержащего признаки преступления,
обязаны в десятидневный срок
со дня выявления указанных обстоятельств
направить материалы в органы внутренних
дел для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела.
Отметим, что налоговые
органы проводят камеральные и выездные
налоговые проверки, имеют право,
как уже было отмечено, затребовать
необходимые документы, проводить осмотры
и инвентаризации. Причем формы всех документов,
необходимых для законного проведения
проверки, ФНС России утверждает сама.
Роль налоговых
органов как субъектов
В соответствии со ст.
25 указанного Закона налоговые органы
вправе обратиться в суд с требованием
о ликвидации юридического лица, о прекращении
деятельности физического лица в качестве
индивидуального предпринимателя в принудительном
порядке в случае допущенных грубых нарушений
закона или иных правовых актов, если эти
нарушения носят неустранимый характер,
а также в случае неоднократных либо грубых
нарушений законов или иных нормативных
правовых актов государственной регистрации
юридических лиц [8, с. 13].
Возложив на участников
налоговых правоотношений ряд обязанностей,
государство вправе осуществлять контроль
и требовать безусловного их исполнения,
и, прежде всего обязанности уплачивать
налоги и сборы в полном объеме. Для этого
за уполномоченными государством органами
законодатель закрепляет право в необходимых
случаях применять меры, обеспечивающие
исполнение обязанности по уплате налогов
и сборов.
Иными словами, в
целях решения задачи по обеспечению
взыскания налогов и сборов налоговые
органы применяют способы обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов
и сборов, а также меры по их принудительному
взысканию.
Под обеспечением исполнения
обязанности по уплате налогов и
сборов принято понимать деятельность
налогоплательщиков, налоговых органов
и других лиц, связанную с применением
мер, предусмотренных главой 11 НК РФ, направленную
на понуждение налогоплательщика, плательщика
сборов или налогового агента к правильной,
полной своевременной уплате налогов
и сборов либо на отыскание иных средств
для удовлетворения фискальных интересов
государства и муниципальных образований.
Таким образом, государственные
интересы в налоговой сфере охраняют
специальные налоговые органы в
пределах своей компетенции, обладающие
по отношению к налогоплательщикам
властными полномочиями (наличие организационной
формы, административной власти); имеют
правовую форму, соответствующую специальным
задачам в сфере государственного управления,
которая обеспечивает порядок, методы
реализации деятельности этих органов,
виды принудительного воздействия, а в
конечном счете взимание налогов и сборов,
соответствующее поведение налогоплательщиков,
плательщиков сборов и иных обязанных
лиц.
3. Права и обязанности
налоговых органов РФ
Согласно, ст. 31. «Права
налоговых органов», части первой
НК РФ, налоговые органы вправе [1, с. 5]:
1) требовать в
соответствии с
2) проводить налоговые
проверки в порядке, установленном
НК РФ;
3) производить выемку
документов у
4) вызывать на
основании письменного
5) приостанавливать
операции по счетам
6) в порядке, предусмотренном
статьей 92 НК РФ, осматривать любые
используемые
7) определять суммы
налогов, подлежащие уплате
8) требовать от
налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, их
представителей устранения