Современные школы экономической мысли о роли государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

Цель работы: проанализировать различные взгляды на роль государства в экономике.
Задача работы: Изучить историю эволюций представлений о роли государства в экономике.

Оглавление

Введение 3
Меркантилизм о роли государства в экономике 4
Кейнсианская модель государственного регулирования экономики 6
Неокейнсианство. Развитие проблем экономического роста, накопления, инвестиций 13
Заключение 19
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические школы.doc

— 108.50 Кб (Скачать)


НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ »

 

Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА (МЕРКАНТИЛИЗМ, КЕЙНСИАНСКИЙ ПОДХОД, НЕОКЕЙНСИАНСКИЙ ПОДХОД»

 

 

Выполнил: студент 5-го курса, 29 поток, Пильна, ФЭФ,    Сессорова Е. Н.

 

 

Проверил:

Шеронова Надежда Петровна

 

 

г. Н.Новгород

2011 год

Содержание.

Введение                                                                                                                                                          3

Меркантилизм о роли государства в экономике                                                        4

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики              6

Неокейнсианство. Развитие проблем экономического роста, накопления, инвестиций                                                                                                                         13

Заключение                                                                                                                                                              19

Список используемой литературы                                                                                            21


Введение

 

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. История государства и эволюции экономической мысли – неисчерпаемый источник материала для анализа всех «за» и «против» различных аспектов взаимодействия государства и экономики. Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические школы, сформировавшиеся в конце XIX — начале XX в. Экономическая наука этого периода получает все более прикладной характер.

Цель работы: проанализировать  различные взгляды на роль государства в экономике.

Задача работы: Изучить историю эволюций представлений о роли государства в экономике.


Меркантилизм о роли государства в экономике

 

Вытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночны­ми экономическими отношениями охватывает исторический от­резок «переходного времени» примерно с XVI по XVIII в. Этот период в экономической литературе называют обычно периодом меркантилизма или меркантилистской системы.

Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского про­исхождения mercari (торговать). По-английски и по-французски mercantile означает «торговый», а итальянское mercante означает «тор­говец» или «купец». Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических от­крытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления ка­питала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов — собственников-предпринимателей и наемных работников.

Основные представители: Уильям Стаффорд (1554 - 1612), Томас Ман (1571 - 1641), Антуан де Монкретьен (1575 - 1621), Антонио Серра (даты жизни и смерти не известны).

По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Дан­ная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом миро­воззренческими принципами меркантилистов:

1.                              золото и сокровища любого рода как выражение сути бо­гатства;

2.                              регулирование внешней торговли с целью обеспечения при­тока в страну золота и серебра;

3.                              поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

4.                              протекционистские тарифы на импортируемые промышлен­ные товары;

5.                              поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

6.                              рост населения для поддержания низкого уровня заработ­ной платы.

Меркантилисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику. Они утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт» сдерживать импорт. Ввели термин «политическая экономия».

Рассмотрим кратко основные позиции наиболее популяр­ных меркантилистов позднего или, как еще говорят, зрелого периода.

Например, Томас Мен название своей книги озаглавил так: «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внеш­ней торговли как принцип нашего богатства» (1664). Он был уверен, что надо «продавать по возможности дешево, лишь бы не терять сбыта...». Что же касается увеличения ввоза в страну товаров за наличные деньги, то выгоду здесь Т. Мен видел в том, что достигнутое увеличение «...в конце концов, пос­ле вывоза этих товаров снова за границу, превращается в ввоз го­раздо большего количества денег».

Во многом похожие с Т. Меном суждения высказывал Дж. Локк, считавший, кстати, что «богатство» надо рассматривать не просто как большое количество золота и серебра, а большее в сравнении с другими странами.

Почти повторил Дж. Локка и Р. Кантильон, утверждая в своем «Очерке о природе торговли» (1755), что «любое государство, где в обращении находится больше денег, нежели в соседних странах, имеет над ними преимущество, пока поддерживает данное изоби­лие».

Наконец, следует упомянуть и о так называемом бумажно-де­нежном меркантилисте Дж. Ало, который в своей работе «Анализ денег и торговли» (1705) настойчиво аргументировал положение о том, что небольшое увеличение цены приводит к существенно­му росту предложения, т.е. о том, что эластичность предложения товаров достаточна высока. Отсюда вполне логичен вывод о воз­можности значительного воздействия на рост производства посред­ством увеличения количества денег в обращении.

Сейчас все страны в какой-то мере придерживаются политики меркантилизма, т.е. основного метода накопления золотого запаса через введение огромных пошлин на импорт товаров и услуг. Эта политика проводится в данный момент и в России, потому что наша промышленность в данный момент не конкурентоспособна даже на Российском рынке при высоких налогах на экспорт. Из всей страны осталось мало предприятий, которые свободно конкурируют на рынке и поэтому они не могут «кормить» всю страну. И правительство вынуждено отказаться от режима свободной торговли, которую так приветствовала перестройка, и вернуться к политике протекционизма. Таким образом, в ходе своего развития, идеи меркантилизма о вмешательстве государства в экономику нашли свое практическое применение.

 

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики

 

Кейнсианство - система реформистских взглядов, занимавшая господствующие позиции в западной экономической мысли в 30-60-х гг. XX в.

Анализируя экономические процессы конца 20-х- начала 30-х г.г. ХХ века и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать, "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Революционный характер имели 2 его основные идеи (развитые в дальнейшем неокейнсианцами и посткейнсианцами):

1.                              Рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования. Процессы приспособления в ней протекают медленно, с неторопливым изменением цен, в условиях несовершенной информации и сохранением социальных привычек населения. Поэтому не случайно при определенных условиях - когда отсутствует возможность быстрого уравновешивания рынков - она оказывается в состоянии глубоко кризисной стагнации, из которой одни лишь стихийные силы рынка ее вывести не могут. Отсюда выводится необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, подправляющего "сбои" ее чисто рыночного развития. В соответствии с кейнсианской теорией "регулируемого капитализма" государство должно решительно отойти от роли "ночного сторожа", как это и было, например, сделано в 30-е гг. в США в рамках так называемого "курса Рузвельта".

2.                              Выдвижение в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования спроса. Основной фактор развития экономики по Кейнсу - наличие "эффективного спроса", состоящего из личного потребления и производственного потребления (инвестирования). Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Основной психологический закон: потребление растет медленнее, чем доход, так как с ростом дохода повышается предельная склонность к сбережению. Чтобы нейтрализовать негативное влияние основного психологического закона на уровень производства и занятости, государство должно стимулировать инвестиции. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.

Стимулирование активной инвестиционной деятельности требует увеличения государственных расходов (с их мультипликативным эффектом) и перераспределения национального дохода через повышение налогов для наиболее обеспеченных слоев населения. Путем повышения государственных расходов оказалось возможным повернуть ход экономического развития в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, обеспечивая тем самым и прибыль предпринимателям. Доказывалась необходимость бюджетного финансирования (даже с возможным дефицитом), перевода в собственность государства нерентабельных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, выплаты социальных пособий, организации общественных работ.

Таким образом, главные черты кейнсианской модели макроэкономической политики:

                                          высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;

                                          создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных (а также смешанных) предприятий;

                                          выдвижение в качестве главных целей стабилизации экономического цикла и достижение высокого уровня занятости - "полного" или, позднее, "неинфляционного";

                                          первенство бюджетно-налоговой политики. При этом особо важное значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса. Кредитно-денежная политика в этой макроэкономической "смеси" призвана была лишь приспосабливаться к бюджетной, подкрепляя бюджетную экспансию расширением кредитно-денежного предложения, а бюджетное сдерживание - ограничениями последнего. Главная цель этой согласованной кредитно-денежной политики - поддержание устойчивых или снижающихся в долговременном плане процентных ставок.

Кейнсианство использует те же механизмы, что классическая и неоклассическая школы, но различается по ряду гипотез и приходит к совсем иным выводам и императивам.

Кейнсианский подход доминировал в экономической политике и после второй мировой войны: восстановление разрушенного хозяйства, его перестройка и реконструкция проходили при регулирующей деятельности государства и в Западной Европе, и в Японии, и на Тайване, и в Южной Корее. В европейских странах были национализированы многие ключевые отрасли промышленности, а во Франции и многие банки. Во многом даже независимо от того, какие партии стояли у власти, в странах Западной Европы были проведены крупные реформы социального страхования и социального обеспечения, медицинского обслуживания, образования. Сформировалось так называемое "государство благосостояния" ("welfare state"), в котором наращивание непроизводительных, социальных расходов диктуется вроде бы лишь требованиями равенства и справедливости. Однако в экономике весьма нередки случаи, когда следование правительства моральным нормам как раз в наибольшей степени гарантирует и экономическую целесообразность. Господствовавший до 1913 г. тезис о существовании верхних границ налогообложения "вышел из моды", в результате чего реальный уровень налоговой нагрузки на экономику возрос с 10% ВВП до 40% и выше. И казалось, что в условиях индустриальной революции, резкого роста ВВП, повышения способности государства контролировать финансовые потоки тенденция роста налоговой нагрузки - вполне закономерное явление.

Информация о работе Современные школы экономической мысли о роли государства