Экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Снижение цены на некоторый товар оказывает двоякое воздействие. Во-первых, потребители получают возможность воспользоваться ростом реальной покупательской способности. Они могут купить то же количество товара, потратив меньше денег, и таким образом, у них останется больше средств для дополнительных покупок. Во-вторых, они станут потреблять большее количество товара, который подешевел, и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже.

Оглавление

1 Введение. Эффект дохода и эффект замещения…………………..………3
1,2 Потребительское поведение………………………………………………3
1.3 Эффект дохода и эффект замещения…………………………………….4
1.4 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу……………………………..6
1.5 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому…………………………7
1,6 Заключение……………………………………………………………..….8
2.Введение Экономический рост…………………………………………….9
2.1 Экстенсивный тип экономического роста………………………………12
2.2 Интенсивный тип экономического роста………………………………15
2.3 Показатели экономического роста….……………………………….….17
2.4 Модели экономического роста………………………………………….23
2.5 Противоречия экономического роста…….………………….………….27
2.6 Государственное регулирование экономического роста………………29
3. Заключение…………………………………………………………………31
4. Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

готовая к р.docx

— 67.83 Кб (Скачать)

Оглавление

1 Введение. Эффект дохода и эффект замещения…………………..………3

1,2 Потребительское  поведение………………………………………………3

1.3 Эффект дохода  и эффект замещения…………………………………….4

1.4 Эффект замены  и эффект дохода по Хиксу……………………………..6

1.5 Эффект замены  и эффект дохода по Слуцкому…………………………7

1,6 Заключение……………………………………………………………..….8

2.Введение  Экономический рост…………………………………………….9

2.1 Экстенсивный  тип экономического роста………………………………12

2.2 Интенсивный  тип экономического роста………………………………15

2.3 Показатели экономического роста….……………………………….….17

2.4 Модели экономического роста………………………………………….23

2.5 Противоречия экономического роста…….………………….………….27

2.6 Государственное  регулирование экономического роста………………29

3. Заключение…………………………………………………………………31

4. Список литературы…………………………………………………………34 
 
 
 
 

  1. Введение. Эффект дохода и эффект замещения

Снижение цены на некоторый товар оказывает  двоякое воздействие. Во-первых, потребители  получают возможность воспользоваться  ростом реальной покупательской способности. Они могут купить то же количество товара, потратив меньше денег, и таким  образом, у них останется больше средств для дополнительных покупок. Во-вторых, они станут потреблять большее  количество товара, который подешевел, и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже.                                         Каждому человеку хорошо известна ситуация изменения цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным  причинам. Изменение цены на товары, прежде всего, затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который  мы приобретаем, повышается – благосостояние потребителя снижается, и наоборот 

1.2 Потребительское поведение

Предположим, что  какая-то фирма разработала новый, усовершенствованный вид товара, качество которого, превышает уже  производимые, ею изделия. Перед фирмой стоит вопрос, по какой цене продавать  этот товар? Насколько выше может  быть установлена цена на этот товар  по сравнению с ценами на похожие  товары? Какая цена окажется приемлемой для потребителей? Какое количество нового товара они приобретут?

Для ответа на поставленные вопросы фирма должна провести анализ спроса на продукцию, изменения цен  и доходов покупателей, определить, от каких факторов зависит потребительский  выбор.

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции

Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей  единицы продукции. В сильную  жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой  полезностью, второй — меньшей, а  пятый может оказаться абсолютно  бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна  объему потребления.  

1.3 Эффект замены и эффект дохода.

При снижении цены товара возникают два эффекта. Во-первых, потребитель заменяет подешевевшим товаром некоторые другие товары, и спрос на данный товар увеличивается. Во-вторых, реальный доход покупателя увеличивается, поэтому он увеличивает  спрос на некоторые товары, к которым  обычно принадлежит и подешевевший товар. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рост) заставит нас покупать больше кур  по сравнению с говядиной или  свининой. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение его при повышении последних. Для низших товаров ситуация зависит от степени воздействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Например, с ростом цен на сливочное масло мы стали больше покупать относительно дешевого маргарина. Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения, наблюдается обратная картина: при увеличении цены растет потребление низшего товара. Например, в течение 1992 г. средняя семья в России увеличила потребление сахара, несмотря на повышение цены на него в 4000 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли примерно в 3000 раз. Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения привело к росту потребления товаров низшей категории (в данном случае сахара).

Реальный доход  есть максимальная полезность, которую  может получить потребитель, обладающий данным денежным доходом. Таким образом, характер зависимости объема спроса от цены товара определяется эффектом замены и эффектом дохода.

Эффект замены – то изменение объема спроса, вызванное  изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе потребителя.

Эффект дохода – это изменение объема спроса, вызванное изменением реального  дохода при неизменной относительной  цене товара.

Общий эффект изменения  цены – это изменение объема спроса, равное сумме эффекта замены и  эффекта дохода.

Существует, однако, два подхода к определению  реального дохода, связанные с  именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого.

    Согласно, Хиксу, разные уровни денежного  дохода, обеспечивающие один и  тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной  и той же кривой безразличия,  представляют одинаковый уровень  реального дохода.

   Согласно, Слуцкому, лишь тот уровень денежного  дохода, который достаточен для  приобретения одного и того  же набора или комбинации товаров,  обеспечивает и неизменный уровень  реального дохода.

Подход Хикса  в большей мере соответствует  основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет  дать количественное решение задачи на основе статистических материалов. Сначала мы рассмотрим версию, предложенную Хиксом, как более общую. Затем  покажем особенности решения, предложенного Слуцким 

1.4 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу 

Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу  показано на рис.8.1 Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание  с кривой безразличия U1 определяет оптимум потребителя Е2, которому соответствует объем потребления  товара в количестве X1. В случае снижения цены X до Рх1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой  кривой безразличия U2 в точке Е2, которой соответствует потребление  товара X в объеме Х2.

Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления  с X1 до Х2.

Определим, каким  должен был бы быть денежный доход  потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую K'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания Е3 и соответствующий объем потребления товара X3.

Заметим, что  при переходе от первоначального  к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя  не меняется, он остается на прежней  кривой безразличия U1. Значит, сдвиг  от Е1 к Е3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности (Х3–X1). Следовательно, эффект дохода составит (Х2 - Х3).

Заметим также, что в результате действия эффекта  дохода потребление обоих товаров  в точке Е2 выше, чем в точке  Е3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено  и для случая, когда цена товара повышается.

      

       

    Рис. 1 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу 

    (Цена X снижается)  
     

1.5 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения  цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Выделение эффекта  дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил  бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и  до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

    Рис. 2 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

    (Цена X повышается) 

Поэтому на рис2  вспомогательная бюджетная прямая KL, параллельная KL1, проводится не как  касательная к прежней кривой безразличия U1, а строго через точку  Е1, соответствующую оптимальному набору товаров X и У при прежнем соотношении  цен. Очевидно, она окажется касательной  к более высокой, чем U1, кривой безразличия U3, что означает и возможность  достигнуть (в случае полной компенсации  потребителю – падения его  покупательной способности) более  высокого уровня удовлетворения, чем  при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат  повышения цены товара X (Х1-Х3) разлагается  на эффект замены (X1-Х3) и эффект дохода (Х3-Х2). Заметим, что движение от Е1 к  Е2 происходит не вдоль кривой безразличия, а вдоль вспомогательной бюджетной  прямой K'L'. 

Сравнив два  подхода, видим, что метод Хикса  предполагает знание потребительских  предпочтений, кривых безразличия, тогда  как метод Слуцкого не требует  этого, он базируется на наблюдаемых  и регистрируемых фактах поведения  потребителя на рынке.  

    Заключение

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем  спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку  изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены. 
 

    2 Введение. Экономический рост

    Экономический рост – это сложное  и многогранное явление. За, казалось  бы, простым способом его выражения,  таким как прирост ВНП, ВВП  и НД, стоит система взаимодействия  самых различных сторон экономической  жизни.

    Необходимо четко разграничивать  понятие «экономический рост»  и «экономическое развитие». Во-первых, развитие осуществляется и тогда,  когда роста нет, но закладываются  предпосылки для него. Во-вторых, может выражаться в структурных  преобразованиях, возможных новациях, которые непосредственно к экономическому  росту не приводят. В-третьих,  развитие может быть и по  нисходящей линии, когда не  только нет количественного роста,  но и идет процесс убывания  свойств, качеств продукта, услуг.

    Будучи по своей сути результатом  общественного воспроизводства,  экономический рост не является  атрибутом только непосредственного  производства. Конечно, экономический  рост берет свое начало на  этой стадии. Но, родившись на  стадии производства, пройдя через  стадии распределения, обмена  он проявляется в потреблении.  Между производством и потреблением  существует сложная диалектическая  связь. При всей важности производства  оно имеет смысл лишь тогда,  когда служит потреблению. То  есть экономический рост, зародившийся в недрах производственного процесса, обретает свое настоящее содержание и сущность только в конце воспроизводственной цепочки, когда произведенный продукт становится и реализованным, и потребленным.

Информация о работе Экономический рост