Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа
Снижение цены на некоторый товар оказывает двоякое воздействие. Во-первых, потребители получают возможность воспользоваться ростом реальной покупательской способности. Они могут купить то же количество товара, потратив меньше денег, и таким образом, у них останется больше средств для дополнительных покупок. Во-вторых, они станут потреблять большее количество товара, который подешевел, и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже.
1 Введение. Эффект дохода и эффект замещения…………………..………3
1,2 Потребительское поведение………………………………………………3
1.3 Эффект дохода и эффект замещения…………………………………….4
1.4 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу……………………………..6
1.5 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому…………………………7
1,6 Заключение……………………………………………………………..….8
2.Введение Экономический рост…………………………………………….9
2.1 Экстенсивный тип экономического роста………………………………12
2.2 Интенсивный тип экономического роста………………………………15
2.3 Показатели экономического роста….……………………………….….17
2.4 Модели экономического роста………………………………………….23
2.5 Противоречия экономического роста…….………………….………….27
2.6 Государственное регулирование экономического роста………………29
3. Заключение…………………………………………………………………31
4. Список литературы…………………
Оглавление
1 Введение. Эффект дохода и эффект замещения…………………..………3
1,2 Потребительское поведение………………………………………………3
1.3 Эффект дохода
и эффект замещения………………………………
1.4 Эффект замены
и эффект дохода по Хиксу………………
1.5 Эффект замены
и эффект дохода по Слуцкому………
1,6 Заключение……………………………………………………
2.Введение Экономический рост…………………………………………….9
2.1 Экстенсивный
тип экономического роста………………
2.2 Интенсивный
тип экономического роста………………
2.3 Показатели экономического роста….……………………………….….17
2.4 Модели экономического роста………………………………………….23
2.5 Противоречия экономического роста…….………………….………….27
2.6 Государственное регулирование экономического роста………………29
3. Заключение……………………………………………………
4. Список литературы…………………………………
Снижение цены
на некоторый товар оказывает
двоякое воздействие. Во-первых, потребители
получают возможность воспользоваться
ростом реальной покупательской способности.
Они могут купить то же количество
товара, потратив меньше денег, и таким
образом, у них останется больше
средств для дополнительных покупок.
Во-вторых, они станут потреблять большее
количество товара, который подешевел,
и меньшее количество тех товаров,
которые стали относительно дороже.
1.2 Потребительское поведение
Предположим, что
какая-то фирма разработала новый,
усовершенствованный вид
Для ответа на поставленные вопросы фирма должна провести анализ спроса на продукцию, изменения цен и доходов покупателей, определить, от каких факторов зависит потребительский выбор.
Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции
Предельной называют
дополнительную полезность, полученную
от потребления каждой последующей
единицы продукции. В сильную
жару первый стакан газированной воды
будет обладать очень высокой
полезностью, второй — меньшей, а
пятый может оказаться
1.3 Эффект замены и эффект дохода.
При снижении цены товара возникают два эффекта. Во-первых, потребитель заменяет подешевевшим товаром некоторые другие товары, и спрос на данный товар увеличивается. Во-вторых, реальный доход покупателя увеличивается, поэтому он увеличивает спрос на некоторые товары, к которым обычно принадлежит и подешевевший товар. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рост) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение его при повышении последних. Для низших товаров ситуация зависит от степени воздействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Например, с ростом цен на сливочное масло мы стали больше покупать относительно дешевого маргарина. Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения, наблюдается обратная картина: при увеличении цены растет потребление низшего товара. Например, в течение 1992 г. средняя семья в России увеличила потребление сахара, несмотря на повышение цены на него в 4000 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли примерно в 3000 раз. Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения привело к росту потребления товаров низшей категории (в данном случае сахара).
Реальный доход есть максимальная полезность, которую может получить потребитель, обладающий данным денежным доходом. Таким образом, характер зависимости объема спроса от цены товара определяется эффектом замены и эффектом дохода.
Эффект замены – то изменение объема спроса, вызванное изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе потребителя.
Эффект дохода – это изменение объема спроса, вызванное изменением реального дохода при неизменной относительной цене товара.
Общий эффект изменения цены – это изменение объема спроса, равное сумме эффекта замены и эффекта дохода.
Существует, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого.
Согласно,
Хиксу, разные уровни
Согласно,
Слуцкому, лишь тот уровень денежного
дохода, который достаточен для
приобретения одного и того
же набора или комбинации
Подход Хикса
в большей мере соответствует
основным положениям порядковой теории
полезности, тогда как подход Слуцкого
имеет то преимущество, что позволяет
дать количественное решение задачи
на основе статистических материалов.
Сначала мы рассмотрим версию, предложенную
Хиксом, как более общую. Затем
покажем особенности решения, предложенного
Слуцким
1.4 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
Разложение общего
эффекта изменения цены на эффект
дохода и эффект замены по Хиксу
показано на рис.8.1 Бюджетная линия
KL соответствует денежному доходу
I и ценам Рх и Ру. Ее касание
с кривой безразличия U1 определяет
оптимум потребителя Е2, которому
соответствует объем
Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с X1 до Х2.
Определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую K'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания Е3 и соответствующий объем потребления товара X3.
Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1. Значит, сдвиг от Е1 к Е3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности (Х3–X1). Следовательно, эффект дохода составит (Х2 - Х3).
Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке Е2 выше, чем в точке Е3.
Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара повышается.
Рис. 1 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
(Цена X снижается)
1.5 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому
Подход Слуцкого
к разложению общего результата изменения
цены на эффект дохода и эффект замены
отличается от подхода Хикса трактовкой
реального дохода. Выделение эффекта
дохода достигается определением такого
его уровня, который обеспечил
бы потребителю возможность
Рис. 2 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому
(Цена X повышается)
Поэтому на рис2
вспомогательная бюджетная
Сравнив два
подхода, видим, что метод Хикса
предполагает знание потребительских
предпочтений, кривых безразличия, тогда
как метод Слуцкого не требует
этого, он базируется на наблюдаемых
и регистрируемых фактах поведения
потребителя на рынке.
Заключение
Изменение
цены какого-либо товара влияет на объем
спроса через эффект дохода и эффект
замещения. Эффект дохода возникает, поскольку
изменение цены данного товара увеличивает
(при снижении цены) или уменьшает (при
повышении цены) реальный доход или покупательную
способность, потребителя. Эффект замещения
(замены) возникает в результате относительного
изменения цен. Эффект замещения способствует
росту потребления относительно подешевевшего
товара, тогда как эффект дохода может
стимулировать и увеличение, и сокращение
потребления товара или быть нейтральным.
Для того чтобы определить эффект замены,
нужно элиминировать влияние эффекта
дохода. Или наоборот, чтобы определить
эффект дохода, нужно элиминировать эффект
замены.
2 Введение. Экономический рост
Экономический рост – это
Необходимо четко
Будучи по своей сути