Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
- изучить необходимость государственного вмешательства в экономику и функции государства в современной экономической системе.

Оглавление

Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14

2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

ГРЭ КУРСОВАЯ.docx

— 88.59 Кб (Скачать)

     Казахстан, обретя независимость, последовательно  проводит экономические реформы, которые  должны обеспечить достойный уровень  жизни народу. Все эти годы шла  глубокая перестройка и адаптация  хозяйственных отношений к новым  условиям и требованиям создаваемой  рыночной экономики.

     Общество  находилось в процессе глобального  переустройства и самоидентификации, в экономике происходила смена  производственных отношений, существенно  трансформировалась роль государства. 
В первые годы проведения реформ Казахстан столкнулся с огромным множеством проблем. Отсутствие экономической независимости, коммуникаций, огромная—свыше 2000 % - инфляция, спад производства, резкое сокращение бюджета, кризис неплатежей, ухудшающаяся социальная ситуация — вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед государством. 
 Но благодаря совместным усилиям всех ветвей государственной власти удалось удержать и переломить ситуацию, последовательно проводить в жизнь стратегический курс на укрепление независимости и государственности, осуществление общественно-политических и экономических реформ, направленных на формирование открытого демократического общества и создание эффективной рыночной экономики. Все это время сохраняется внутриполитическая стабильность. По существу, достигнута необходимая стабилизация важнейших макроэкономических индикаторов и созданы предпосылки для уверенного и динамичного притока отечественных и иностранных инвестиций для модернизации национальной экономики, осуществления прогрессивных структурных преобразований и интеграции Казахстана в глобальные мирохозяйственные связи. 
 Достигнутые успехи позволили по-новому осознать будущее республики, цели развития и способы их достижения. Выход на новый уровень реформ позволил Правительству приступить к разработке, а теперь уже и к реализации стратегии развития Казахстана на период до 2030 года. Стратегия, обнародованная в Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана, является итогом анализа истории, текущих событий, видения будущего. В стратегии были определены цели и приоритеты. При этом одним из важнейших факторов являлось понимание сильных и слабых сторон Казахстана, а также тех возможностей и угроз, которые могут повлиять на развитие нашей страны. Все это связано с географическим и геополитическим положением Казахстана, а также условиями, при которых осуществляется экономическое развитие и государственное строительство.

     Суть  новой социально-экономической стратегии  и стержень концепции реформирования - в постепенном, поэтапном движении Казахстана к собственному варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной регулирующей роли государства. 
 В настоящее время одним из актуальных вопросов в части поддержания стабильного макроэкономического развития страны является проблема недопущения «перегрева» экономики. В последнее время в экономике Казахстана имеют место определенные тенденции, развитие которых в среднесрочной перспективе может вызвать «перегрев» экономики. 
Экономика Казахстана растет высокими темпами. С 2000 года средний темп роста ВВП составил 10,3%. Однако, экономический рост главным образом связан с развитием сырьевого сектора, влияние которого растет. 
Структура инвестиций показывает, что большая их часть направляется в сырьевые и не торгуемые отрасли экономики. Увеличивается доля экспорта нефти и газового конденсата в общем экспорте страны. 
В первом полугодии 2005 года наблюдается некоторое усиление инфляционных процессов по сравнению с прошлым годом. Это является одним из главных признаков начала «перегрева» экономики. 
 По итогам первого полугодия текущего года уровень инфляции за январь - июнь месяц составил 3,5%, что на 1,1 процентных пункта выше, чем за аналогичный период прошлого года. А в годовом выражении уровень инфляции в январе - июне 2005 года к соответствующему периоду прошлого года в среднем составил 7,3% (6,9 - 2004 год). 
Большое воздействие на инфляцию продолжают оказывать монетарные факторы. В последние годы денежная масса растет высокими темпами, оказывая инфляционное давление на экономику. В текущем году данная тенденция продолжается. Денежное предложение продолжает расти темпами, значительно превосходящими темпами роста экономики. 
Активное участие банков в качестве заемщиков на внешнем рынке способствовало росту объема кредитования экономики банковским сектором. В свою очередь рост внешнего заимствования банков был обусловлен благоприятной ситуацией на внешнем рынке, характеризующейся низкой стоимостью ссудного капитала. 
 По сравнению с 2000 годом внешние займы банков второго уровня в 2004 году выросли в 34,5 раза, а займы небанковского частного сектора по сравнению с 2001 годом выросли в 4 раза. 
Наряду с ростом внешнего заимствования и объема кредитования растут риски банков и ухудшается качество кредитного портфеля банков второго уровня. 
Денежная масса на конец 2004 года по сравнению с 1999 годом выросла в 6 раз, кредиты банков второго уровня экономике - в 10 раз, тогда как номинальный ВВП вырос лишь в 2,7 раза. 

     Проводимая  последнее время фискальная политика, характеризующаяся как «либеральная», оказала определенное воздействие  на макроэкономическое состояние страны в целом. Наблюдаются очевидные  предпосылки для возникновения  «перегрева» экономики, в частности  опережение среднего темпа роста  расходов государственного бюджета  над темпами роста номинального ВВП. 
 Высокие темпы роста экономики наряду с быстрым ростом денежных агрегатов, проведением либеральной фискальной политики способствовали ускорению инфляционных процессов.

     Ускоренное  развитие нефтяного сектора, сопровождаемое высокими мировыми ценами на нефть, проведение активной фискальной политики, ускорение  инфляционных процессов и рост денежной массы также способствовали укреплению курса тенге к доллару США, начиная с 2001 года. В свою очередь, укрепление национальной валюты может  привести к снижению конкурентоспособности  отечественной перерабатывающей промышленности и массовому наплыву импорта.

     В целях недопущения дальнейшего  «перегрева» экономики и повышения  макроэкономической устойчивости в  среднесрочной перспективе необходимо предпринять комплекс мер.

     Необходимо  разработать наиболее приемлемый график добычи нефти и газа на долгосрочную перспективу с учетом вовлечения новых месторождений нефти в  эксплуатацию на основе проведения исследований. Нецелесообразно в настоящее  время форсирование добычи нефти  в Казахстане, необходимо поступающие  доходы направлять на реформирование экономики, отход от ее сырьевой направленности, мобилизацию других факторов, которые  станут локомотивом реализуемых программ.

     В дальнейшем в условиях высоких мировых  цен на нефть и притока в  страну большого объема иностранного капитала необходимо ужесточение как  фискальной, так и денежно-кредитной политики.

     В области денежно-кредитной политики необходимо повысить контроль за ростом денежных агрегатов, а также повышать эффективность воздействия на денежный рынок посредством изменения  процентных ставок. 
Политика развития финансового сектора должна быть направлена на дальнейшее развитие рынка ценных бумаг с тем, чтобы временно свободные денежные средства населения превращать в источники инвестиций. Кроме того, необходимо предпринимать меры по сдерживанию чрезмерных темпов роста внешнего заимствования банков второго уровня.

     В целях построения конкурентоспособной  экономики необходимо развивать  сектора экономики в соответствии с конкурентными преимуществами Казахстана, продолжение реформ в  сфере инфраструктуры. Большое внимание нужно уделить созданию высокопроизводительной рабочей силы путем реализации стратегий  в области образования и здравоохранения. В области развития науки и  инноваций необходима серьезная  модернизация системы высшего образования  и науки. [18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Таким образом, исходя из изложенного материала  можно сделать следующие выводы.

     Во-первых, необходимость вмешательства  государства  в  экономику  и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера  и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка.

     Во-вторых, методы такого регулирования опираются  либо на системы законодательных  актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему  внутренних стимулов - косвенное  экономическое  воздействие.

     В-третьих, государственное вмешательство  в  экономику  имеет целый ряд  очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при  разработке и реализации правительственных  программ.

     В-четвертых, система целей и методов их достижения может быть представлена как модель регулирования. Основными  для смешанной  экономики  являются  кейнсианская  модель и неоконсервативная, опирающиеся на соответствующие  теоретические школы. Содержание каждой из моделей определяется конкретными  условиями социально-экономического развития страны, требующими решения  тех или иных приоритетных целей, прежде всего преодоления безработицы  и  экономического  спада в  кейнсианской  модели и инфляции и проведения структурной перестройки  экономики - в неоконсервативной. При  этом первая модель строится на признании  активной роли государства в стабилизации экономики, вторая предполагает преимущественно  пассивную позицию государства  и отдает предпочтение силам рыночной саморегуляции.

     В-пятых, актуальной проблемой является теоретическая  разработка и практическое освоение модели государственного регулирования  в странах с переходной экономикой, так как традиционные рецепты  государственного воздействия на экономику  во многих случаях оказываются несостоятельными.

     Очень часто государство является первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает  цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном  порядке. При создании благоприятных  условий предпринимателям их частный  интерес совпадет с интересом  государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать  более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

     Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

     В целом трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное  вмешательство может в некоторых  случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х  годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался  отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком  случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

     Как мне кажется, основная задача государства  состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере  влияния на рыночную экономику. 

 

      Список использованной литературы 

  1. Алентьев  Е.О. История экономических учений. Волгоград, 1989.
  2. Анкере Э. История европейского права. М., 1994.
  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе./ Пер. с англ. – М., 1994.
  4. Блауг М. Меркантилизм. М., 1996.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М., 1997.
  6. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве // МзиМО.1992. №11.
  7. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). - М., 1996.
  8. Майнбурд Е.М.. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.
  9. Ман Т. Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией ответ на различные возражения, которые обычно делаются против нее // Хрестоматия по истории экономики. М., 2001.
  10. Плотников И.С. Меркантилизм. М., 1999.
  11. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 1998.
  12. Розенберг Д.И. История политической экономии. Т. 1. М.,  1940.
  13. Старилов Ю.Н. Курс административного права. М., 2001.
  14. Сторчева М. А. Обзорная лекция по меркантилизму. М., 2001.
  15. Сторчева М.А. Основы экономики: Учебник. М., 2002. 
  16. Холодилин К. А. Становление экономической теории в трудах меркантилистов. М., 1992.
  17. Худокормов А.Г. История экономических учений. М., 1996.

18. www. Bankreferatov.kz

Информация о работе Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика