Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
- изучить необходимость государственного вмешательства в экономику и функции государства в современной экономической системе.
Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14
2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43
Государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:
во-первых,
путем косвенного регулирования
экономики. Примеры подобного
во-вторых
с помощью трансфертных платежей
- пенсий, пособий, стипендий и других
форм выплат, выплачиваемых за счет
государства. Специфика данной формы
регулирования состоит в том,
что трансфертные платежи являются
нерыночными доходами. Они предназначены
тем социальным группам, которые
полностью или частично исключены
из рыночного механизма
Власти
демократических стран
Однако,
перераспределительные
В
силу этих и других причин в разных
странах периодически проводятся реформы,
направленные на сокращение и оптимизацию
перераспределительных
4.
Стабилизационная функция
Необходимость проведения стабилизационной политики государства определяется следующими основными моментами. Интересы отдельных фирм и общества в целом могут не совпадать. То, что является положительной тенденцией с точки зрения фирмы (например, массовый приток в страну дешевой рабочей силы из соседних государств), для страны в целом может быть нежелательно. Частные фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако, они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Именно поэтому регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов – это задача государства.
Государство
призвано обеспечивать защиту национального
рынка от внешних воздействий. Современная
экономика не может развиваться
в условиях полной изоляции, она
тесно интегрирована в систему
мирохозяйственных связей. Поэтому
кризисные ситуации в странах-партнерах,
такие как война, природные стихии,
биржевая паника и т.п., неизбежно
отражаются на положении отечественных
производителей. Государство имеет
крайне ограниченные рычаги влияния
на социально-экономическую и
Масштабы,
формы и методы реализации каждой
из названных экономических
1.
общество индивидуализма, основано
на приоритете либеральных
2.
общество коллективизма (
На
практике указанные типы государств
в чистом виде не выделяются, обычно
имеет место сочетание
2.4
Методы государственного
регулирования рыночной
экономики
Современное
рыночное хозяйство регулируется экономическими
(косвенными), административными (прямыми)
и моральными методами. Экономические
методы преобладают, достаточно вписываются
в механизм функционирования рынка и позволяют
действенно влиять государству на экономические
процессы.
Разграничение методов в определенной
степени носит условный характер. Любой
экономический метод несет в себе элемент
администрирования, так как приводится
в действие административным решением
соответствующего государственного органа.
В административных методах также присутствуют
экономические и моральные моменты, хотя
бы потому, что их действие косвенно сказывается
на поведении участников экономических
отношений. Экономические методы государственного
регулирования выступают в двух основных
формах: кредитно-денежной и бюджетно-налоговой.
Бюджетно-налоговая политика касается
правительственных расходов и программ
налогообложения, направленных на стимулирование
национальной экономики в периоды высокой
безработицы и низкой инфляции или на
замедление ее в периоды высокой инфляции
и низкой безработицы. Чтобы стимулировать
общий уровень затрат, производства и
занятости, само правительство будет тратить
больше, а налогами обладать меньше, даже
если это повлечет за собой дефицит. К
налоговому регулированию примыкают политика
государственных расходов и методы управления
государственным долгом.
Под правительственными расходами понимаются
расходы на содержание государства, а
также государственные закупки товаров
и услуг. Это могут быть самые различные
виды закупок:
а) строительство за счет бюджета дорог, школ, объектов медицины и культуры; б) закупки сельскохозяйственной продукции;
в) внешнеторговые закупки;
г) закупки военной техники.
Главной отличительной чертой всех закупок является то, что потребителем их выступает само государство.
Существуют государственные закупки двух
видов:
1) закупки для собственного потребления
государства, которые стабильны;
2) закупки для регулирования рынка.
Совокупные расходы государства находят
выражение в расходной части государственного
бюджета. Налоги являются вторым важнейшим
инструментом фискальной политики, представляя
собой нормативную форму обложения доходов
юридических и физических лиц. Налоги
характеризуются обязательностью и срочностью
платежа.
Главная задача фискальной политики состоит
не столько в обеспечении сбалансированного
бюджета, сколько в обеспечении сбалансированности
макроэкономики.
Фискальную политику в зависимости от
механизма ее реагирования на изменение
экономической ситуации подразделяют
на две части:
1) политику встроенных стабилизаторов,
работающих в режиме саморегулирования
(автоматические изменения в налоговых
отчислениях, совокупность пособий по
безработице и социальных выплат);
2) дискреционную политику, проводимую
по усмотрению правительства на основе
его решений и связанную с осуществлением
определенных правительственных программ
(государственная программа занятости,
социальные программы, изменения налоговых
ставок).
Кредитно-денежная политика предполагает
изменения в количестве находящихся в
обращении денег и доступности кредитов.
Главными инструментами кредитно-денежной
политики являются норма обязательных
резервов, ставка межбанковского кредита,
операции центрального банка с государственными
облигациями на рынке ценных бумаг. Использование
данных инструментов позволяет государству
противостоять инфляции, регулировать
процентные ставки, а через них - инвестиционный процесс,
производство и занятость.
Монетарная политика базируется на трех
краеугольных камнях. Во-первых, на возможности
центрального банка воздействовать на
ставку процента через мультипликационное
увеличение или сокращение денежного
предложения. Во-вторых, на связи ставки
процента с планируемыми инвестициями.
В-третьих, на мультипликационном воздействии
планируемых инвестиций на национальный
продукт.
В процессе реформирования экономики
самой непопулярной мерой правительства
стала либерализация в сфере ценообразования,
она способствовала нарастанию социальной
напряженности в обществе. В 1994 г. правительство
в основном завершило процесс либерализации
цен.
Главными задачами в области государственного
регулирования цен в этих условиях стали
поддержка устойчивого курса тенге, сокращение
дефицита республиканского бюджета за
счет банковского кредитования, поддержка
взаимообмена нефтью по стабильным ценам
с Россией, стабилизация цен на импортируемые
из Узбекистана газ и электроэнергию из
России и Кыргызстана.
Административные методы базируются на
силе государственной власти, на авторитете
правительства и не связаны с мерами финансового
стимулирования, материальной заинтересованности
или штрафными санкциями со стороны регулирующих
органов. Они определяют не экономические
условия оборота капитала, а саму внешнюю
возможность его функционирования. Есть
ситуации, в которых не сдерживаемая государством
свобода собственности грозит обществу
безвозвратными потерями или непоправимыми
последствиями. Ситуации эти — окружающая
среда, культура, просвещение, здравоохранение,
здоровые условия быта населения, социальное
обеспечение, сохранение памятников истории.
Среди административных методов регулирования
экономики следует выделить прямой государственный
контроль над монопольными рынками. Антимонопольные
преобразования охватывают три важнейшие
стадии, каждая из которых приносит качественные
преобразования в работу:
коммерциализация, целью которой является
повышение финансовой эффективности государственных
предприятий;
корпоратизация, когда государственные
предприятия репродуцируют внутренние
и внешние условия деятельности преуспевающих
частных фирм;
приватизация, целью которой является
развитие рынка капиталов и увеличение
числа собственников.
В ряде случаев существуют совершенно
неестественные монополизированные участки
экономики. В этом случае государство
может использовать прямые административные
методы для постепенной ликвидации экономически
нецелесообразных монополий.
Меры превентивного порядка ограничивают
побочные эффекты рыночных процессов.
Они необходимы для прямого запрещения
использования экономически вредных технологий,
для консервации части национальных ресурсов
с целью исключения любых форм их коммерческой
эксплуатации; для экономической безопасности.
К административным методам также относят
и разработку стандартов для тех, кто участвует
в функционировании экономической системы;
важен контроль за их соблюдением. Очень
важно определение и поддержание минимально
допустимых параметров жизни населения
(гарантированный минимум заработной
платы, пособия по безработице, социальные
выплаты).
Наиболее длительное и интенсивное задействование
административных методов наблюдается
в периоды войн и чрезвычайных ситуаций.
Классические административные методы
подразделяются на три группы: запрет,
разрешение, принуждение. Широко и эффективно
использовались административные методы
для перестройки существующей общественно-экономической
системы во время реформ правительством
Аденауэра-Эрхарда в Западной Германии,
во Франции после прихода к власти де Голля,
в Испании после победы Франко.
Моральное убеждение — инструмент, широко
используемый наряду с административными
и экономическими. Оно основывается на
авторитете правительства. Правительственные
органы постоянно ориентируют своей политикой
деятельность субъектов хозяйствования
на определенные цели. Моральное убеждение
применяется как средство социальной,
культурной и экономической политики.
Моральное убеждение применяется и во
внешнеэкономической политике и в межгосударственных
экономических отношениях. Субъектами
морального убеждения становятся союзы
по экономическим интересам, политические
партии, общественные движения и форумы.[18]