Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
- изучить необходимость государственного вмешательства в экономику и функции государства в современной экономической системе.

Оглавление

Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14

2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

ГРЭ КУРСОВАЯ.docx

— 88.59 Кб (Скачать)

      Государство может воздействовать на характер распределения  доходов в экономике двумя  основными способами:

      во-первых, путем косвенного регулирования  экономики. Примеры подобного регулирования  очень разнообразны. К ним относятся, например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о  минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение  доходов в пользу бедных слоев  населения). Однако, как отмечают многие исследователи, подобные методы регулирования  имеют ограниченное влияние на размеры  доходов различных социальных групп;

      во-вторых с помощью трансфертных платежей - пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства. Специфика данной формы  регулирования состоит в том, что трансфертные платежи являются нерыночными доходами. Они предназначены  тем социальным группам, которые  полностью или частично исключены  из рыночного механизма распределения  доходов. Следовательно, их наличие  не корректирует, а дополняет работу рыночной системы.

      Власти  демократических стран стремятся  к тому, чтобы общество оценивало  государственные программы перераспределения  как справедливые. Перераспределение основано на изъятии доходов у определенных категорий населения, что в свою очередь предполагает принуждение. Оно не может быть эффективным при отсутствии общественной поддержки.

      Однако, перераспределительные программы  имеют не только позитивные, но и  негативные последствия. Они снижают  стимулы к труду у получателей  социальных пособий. Например, определенные категории населения предпочитают не искать работу, а жить на пособия  по безработице. Таким образом, осуществление  государственных выплат в пользу ущемленных социальных групп может  увеличить их численность, что неэффективно с точки зрения экономики в  целом. Перераспределение оказывает  дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью  и соответственно получает большие  доходы. В частности, введение повышенного  налогообложения самых высоких  доходов означает, что обеспеченные категории населения будут все  больше стремиться к уклонению от налогов. В итоге чрезмерное стремление к перераспределению доходов  может подорвать его собственную  основу. Наконец, любые программы  перераспределения требует затрат на его организацию, причем эти затраты  растут с увеличением масштабов  таких программ. Более масштабное перераспределение требует ужесточения  контроля за высокими доходами, а также  обоснования и учета дополнительных категорий получателей пособий.

      В силу этих и других причин в разных странах периодически проводятся реформы, направленные на сокращение и оптимизацию  перераспределительных программ. Их проведение требует глубокого обоснования  и наличия политической воли, поскольку  подобные реформы относятся к  числу непопулярных мер и могут  встретить серьезное сопротивление  в обществе.

      4. Стабилизационная функция государства.  Заключается в поддержании устойчивости  основных параметров экономики  (объема производства, занятости,  инвестиций, денежной массы, курса  национальной валюты и др.) за  счет государственных ресурсов. Хотя эти параметры в первую  очередь определяются рынком, их  значения не безразличны обществу. Сама по себе рыночная экономика  развивается циклически, проходя  стадии спада и подъема. Колебания  основных макроэкономических показателей  в ходе цикла имеют не только  экономические, но и социально-политические  последствия. Например, рост безработицы  в период кризиса воспринимается  обществом не только как негативное  экономическое явление, он несет  в себе риск роста социальной  напряженности. Поэтому задачей  государства является сглаживание  естественных колебаний рыночной  системы с целью обеспечения  стабильности в экономике и  обществе.

      Необходимость проведения стабилизационной политики государства определяется следующими основными моментами. Интересы отдельных  фирм и общества в целом могут  не совпадать. То, что является положительной  тенденцией с точки зрения фирмы (например, массовый приток в страну дешевой рабочей силы из соседних государств), для страны в целом может быть нежелательно. Частные фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако, они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Именно поэтому регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов – это задача государства.

      Государство призвано обеспечивать защиту национального  рынка от внешних воздействий. Современная  экономика не может развиваться  в условиях полной изоляции, она  тесно интегрирована в систему  мирохозяйственных связей. Поэтому  кризисные ситуации в странах-партнерах, такие как война, природные стихии, биржевая паника и т.п., неизбежно  отражаются на положении отечественных  производителей. Государство имеет  крайне ограниченные рычаги влияния  на социально-экономическую и политическую ситуацию в других странах, поэтому  важная роль должна отводиться прогнозированию  мировых тенденций и созданию специальных механизмов защиты национальной экономики от неблагоприятных воздействий  извне [10, c.65].

      Масштабы, формы и методы реализации каждой из названных экономических функций  в различных государствах неодинаковы. Они определяются особенностями  сложившейся ситуации, целями экономической  политики, историческими и национальными  традициями и рядом других факторов. В целом можно выделить два  различных подхода к определению  места и роли государства в  экономической системе:

      1. общество индивидуализма, основано  на приоритете либеральных ценностей,  ограничивает вмешательство государства  в экономику выполнением минимально  необходимых функций, связанных  с созданием правовой базы, защитой  прав собственности, обеспечением  исполнения договоров, созданием  равных условий для осуществления  предпринимательской деятельности, ограничением монополий и недобросовестной  конкуренции. Государство здесь  отделено от бизнеса, оно не  вмешивается в рыночный механизм  и решает ограниченный круг  задач по созданию стабильной  основы для его функционирования. Активное регулирование может  применяться только в некоторых  случаях, когда это требуется  для обеспечения национальной  безопасности (например, в чрезвычайных  ситуациях);

      2. общество коллективизма (коммунитарное  общество) предполагает активную  роль государства в регулировании  общественной жизни. Государство  обладает широким кругом полномочий. Помимо правовой функции, оно  осуществляет масштабное распределение  и перераспределение ресурсов  с помощью бюджетной системы. Большую роль в экономике играет государственный сектор. Как свидетельствует мировой опыт, наибольший удельный вес предприятий государственной собственности характерен для таких отраслей, как железнодорожный транспорт, связь, электроэнергетика. Важное место отводится планированию и целеполаганию на государственном уровне. Средне- и долгосрочные планы социально-экономического развития подкрепляются необходимыми государственными ресурсами и служат ориентиром для общества в целом, в том числе и частного бизнеса. Государство стремится к более сильной централизации, а политическая система характеризуется наличием сильных политических партий.

      На  практике указанные типы государств в чистом виде не выделяются, обычно имеет место сочетание принципов  индивидуализма и коллективизма  с превалированием либо одного из них, либо другого. 

     2.4 Методы государственного  регулирования рыночной  экономики 
 
          Современное рыночное хозяйство регулируется экономическими (косвенными), административными (прямыми) и моральными методами. Экономические методы преобладают, достаточно вписываются в механизм функционирования рынка и позволяют действенно влиять государству на экономические процессы.

        Разграничение методов в определенной степени носит условный характер. Любой экономический метод несет в себе элемент администрирования, так как приводится в действие административным решением соответствующего государственного органа. В административных методах также присутствуют экономические и моральные моменты, хотя бы потому, что их действие косвенно сказывается на поведении участников экономических отношений. Экономические методы государственного регулирования выступают в двух основных формах: кредитно-денежной и бюджетно-налоговой.  
Бюджетно-налоговая политика касается правительственных расходов и программ налогообложения, направленных на стимулирование национальной экономики в периоды высокой безработицы и низкой инфляции или на замедление ее в периоды высокой инфляции и низкой безработицы. Чтобы стимулировать общий уровень затрат, производства и занятости, само правительство будет тратить больше, а налогами обладать меньше, даже если это повлечет за собой дефицит. К налоговому регулированию примыкают политика государственных расходов и методы управления государственным долгом. 
 Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок:

     а) строительство за счет бюджета дорог, школ, объектов медицины и культуры; б) закупки сельскохозяйственной продукции;

     в) внешнеторговые закупки;

     г) закупки военной техники.

        Главной отличительной чертой всех закупок является то, что потребителем их выступает само государство.

        Существуют государственные закупки двух видов: 
1) закупки для собственного потребления государства, которые стабильны; 
2) закупки для регулирования рынка. 
 Совокупные расходы государства находят выражение в расходной части государственного бюджета. Налоги являются вторым важнейшим инструментом фискальной политики, представляя собой нормативную форму обложения доходов юридических и физических лиц. Налоги характеризуются обязательностью и срочностью платежа.

        Главная задача фискальной политики состоит не столько в обеспечении сбалансированного бюджета, сколько в обеспечении сбалансированности макроэкономики. 
 Фискальную политику в зависимости от механизма ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части: 
1) политику встроенных стабилизаторов, работающих в режиме саморегулирования (автоматические изменения в налоговых отчислениях, совокупность пособий по безработице и социальных выплат); 
2) дискреционную политику, проводимую по усмотрению правительства на основе его решений и связанную с осуществлением определенных правительственных программ (государственная программа занятости, социальные программы, изменения налоговых ставок). 
 Кредитно-денежная политика предполагает изменения в количестве находящихся в обращении денег и доступности кредитов. Главными инструментами кредитно-денежной политики являются норма обязательных резервов, ставка межбанковского кредита, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Использование данных инструментов позволяет государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них - инвес
тиционный процесс, производство и занятость.

        Монетарная политика базируется на трех краеугольных камнях. Во-первых, на возможности центрального банка воздействовать на ставку процента через мультипликационное увеличение или сокращение денежного предложения. Во-вторых, на связи ставки процента с планируемыми инвестициями. В-третьих, на мультипликационном воздействии планируемых инвестиций на национальный продукт. 
 В процессе реформирования экономики самой непопулярной мерой правительства стала либерализация в сфере ценообразования, она способствовала нарастанию социальной напряженности в обществе. В 1994 г. правительство в основном завершило процесс либерализации цен. 
Главными задачами в области государственного регулирования цен в этих условиях стали поддержка устойчивого курса тенге, сокращение дефицита республиканского бюджета за счет банковского кредитования, поддержка взаимообмена нефтью по стабильным ценам с Россией, стабилизация цен на импортируемые из Узбекистана газ и электроэнергию из России и Кыргызстана. 
Административные методы базируются на силе государственной власти, на авторитете правительства и не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны регулирующих органов. Они определяют не экономические условия оборота капитала, а саму внешнюю возможность его функционирования. Есть ситуации, в которых не сдерживаемая государством свобода собственности грозит обществу безвозвратными потерями или непоправимыми последствиями. Ситуации эти — окружающая среда, культура, просвещение, здравоохранение, здоровые условия быта населения, социальное обеспечение, сохранение памятников истории. 
Среди административных методов регулирования экономики следует выделить прямой государственный контроль над монопольными рынками. Антимонопольные преобразования охватывают три важнейшие стадии, каждая из которых приносит качественные преобразования в работу:  
коммерциализация, целью которой является повышение финансовой эффективности государственных предприятий;  
корпоратизация, когда государственные предприятия репродуцируют внутренние и внешние условия деятельности преуспевающих частных фирм;  
приватизация, целью которой является развитие рынка капиталов и увеличение числа собственников. 
 В ряде случаев существуют совершенно неестественные монополизированные участки экономики. В этом случае государство может использовать прямые административные методы для постепенной ликвидации экономически нецелесообразных монополий. 
 Меры превентивного порядка ограничивают побочные эффекты рыночных процессов. Они необходимы для прямого запрещения использования экономически вредных технологий, для консервации части национальных ресурсов с целью исключения любых форм их коммерческой эксплуатации; для экономической безопасности. 
 К административным методам также относят и разработку стандартов для тех, кто участвует в функционировании экономической системы; важен контроль за их соблюдением. Очень важно определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице, социальные выплаты). 
Наиболее длительное и интенсивное задействование административных методов наблюдается в периоды войн и чрезвычайных ситуаций. Классические административные методы подразделяются на три группы: запрет, разрешение, принуждение. Широко и эффективно использовались административные методы для перестройки существующей общественно-экономической системы во время реформ правительством Аденауэра-Эрхарда в Западной Германии, во Франции после прихода к власти де Голля, в Испании после победы Франко. 
Моральное убеждение — инструмент, широко используемый наряду с административными и экономическими. Оно основывается на авторитете правительства. Правительственные органы постоянно ориентируют своей политикой деятельность субъектов хозяйствования на определенные цели. Моральное убеждение применяется как средство социальной, культурной и экономической политики. Моральное убеждение применяется и во внешнеэкономической политике и в межгосударственных экономических отношениях. Субъектами морального убеждения становятся союзы по экономическим интересам, политические партии, общественные движения и форумы.[18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика