Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
- изучить необходимость государственного вмешательства в экономику и функции государства в современной экономической системе.
Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14
2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43
Переоценку
устоявшихся почти за двухсотлетнюю
историю ценностей «
Поясняя
суть произошедшей «революции», отметим,
что маржинализм (от слова «маржиналь»,
которое в англо-французском
Еще
одно «революционное» отличие
Далее, в сравнении с классической маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.
«Революционные»,
можно сказать, подвижки обусловил
маржинализм и в области
Первыми авторами указанных «подвижек» явились И.Фишер и А.Пигу. Так, развивая традиции «американской школы» маржинализма, И.Фишер (1867--1947) вывел свое знаменитое уравнение обмена. В свою очередь Д.Пигу (1877--1959) внес, по сути коррективу в методологию исследования денег по Фишеру, предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на микроуровне (фирмы, компании, частные лица), обусловливающие их «склонность к ликвидности» -- стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских вкладов или ценных бумаг и т.п. Отсюда, по Пигу, в той мере, в какой будет иметь место ликвидность денег, будет происходить и адекватная корректировка цен.
Наконец,
«революционным», пожалуй, можно признать
то обстоятельство, что методологический
инструментарий маржинализма позволил,
в конце концов, снять вопрос о
первичности и вторичности
Необходимо
подчеркнуть, что факт начала «маржинальной
революции» едва ли кем был замечен,
А о том, что она уже свершилась,
впервые провозгласил в 1886 г. Л.Вальрас.
Он исходил из выдвинутых им идей анализа
предельных экономических величин
и имел претензии на первенство в
этой «революции». Но поскольку в
пределах трех лет, т.е. 1871 -- 1874 гг., работы
подобной направленности были опубликованы
также У.Джевонсом и К.
Между
тем выяснилось, что и среди
предшественников маржинализма -- первооткрывателей
категории «предельная
В
современной экономической
Современная экономическая
система и роль
государства в
современной экономике
2.1
Роль государства в
современной экономической
системе
Вопрос
о месте и роли государства
в современной экономике
Особое
место государства в системе
общественных институтов определяется
тем, что государство – это
субъект управления, который обеспечивает
организацию и функционирование
всех элементов социально-
Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя иp его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:
1.
принятие законодательства и
контроль за его исполнением,
обеспечение соблюдения прав
собственности и договорных
2..
предоставление так называемых
“общественных благ”,
во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.
Характерным
примером общественного блага является
национальная оборона, выгоды от которой
достаются каждому члену
3.
наличие внешних эффектов
4.
несовершенная конкуренция и
информационная асимметрия. Тенденция
к повышению уровня
5.
перераспределения в целях
6.
регулирование
Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.
Следует
отметить, что неэффективность присуща
не только рыночным механизмам, но и
государственному вмешательству в
экономику. Расширение регулирующих функций
государства и объема подконтрольных
ему ресурсов выше определенного
предела негативно сказывается
на экономической ситуации. К числу
подобных “провалов” государственного
сектора относятся: неполная информированность
государства о реальных процессах,
происходящих в экономике (прежде всего,
на микроуровне); искажающее воздействие
государственного воздействия на рыночные
процессы; бюрократизация процесса принятия
решений, ограниченный контроль над
бюрократией и недостаточный
уровень ответственности
Расширение
государственного регулирования экономики
оправдано до тех пор, пока его
издержки не превышают потери, возникающие
вследствие “провалов” рынка. Размеры
государственного сектора должны соответствовать
спросу на общественные блага, масштабам
внешних эффектов, а также реальным
возможностям государства по управлению
находящимися в его распоряжении
ресурсами. Необходимо четкое определение
границ между государственным и
рыночным секторами экономики.