Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
- изучить необходимость государственного вмешательства в экономику и функции государства в современной экономической системе.

Оглавление

Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14

2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

ГРЭ КУРСОВАЯ.docx

— 88.59 Кб (Скачать)

      Переоценку  устоявшихся почти за двухсотлетнюю  историю ценностей «классической  школы», произошедшую в последней  трети ХIХ столетия, в экономической  литературе нередко характеризуют  как некую «маржинальную революцию».

      Поясняя суть произошедшей «революции», отметим, что маржинализм (от слова «маржиналь», которое в англо-французском переводе означает предел) базируется действительно  на принципиально новых методах  экономического анализа, позволяющих  определять предельные величины для  характеристики происходящих изменений  в явлениях. В этом одно из его  важных отличий от классической политической экономии, авторы которой довольствовались, как правило, лишь характеристикой  сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной  величине. Так, например, по классической концепции в основе определения  цены лежит затратный принцип, увязывающий  ее величину с затратами труда (по другой трактовке -- издержками производства). А по концепции маржиналистов  формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько  изменится потребность в оцениваемом  продукте при добавлении единицы  этого продукта (блага).

      Еще одно «революционное» отличие методологии  маржинализма состоит в том, что, если «классики» подразделяли экономические  явления тенденциозно, считая, в  частности, сферу производства первичной  по отношению к сфере обращения, а стоимость -- исходной категорией всего экономического анализа, то маржиналистами экономика рассматривается как  система взаимозависимых хозяйствующих  субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовым и трудовыми ресурсами. Поэтому  именно благодаря маржинальной теории проблемы равновесия и устойчивого  состояния экономики стали предметом  анализа результатов взаимодействия с окружающей средой как предприятий  и фирм, так и народного хозяйства  в целом.

      Далее, в сравнении с классической маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических  показателей, но и для обоснования  принятия оптимальных решений при  выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.

      «Революционные», можно сказать, подвижки обусловил  маржинализм и в области количественной теории денег, так как «маржинальная  революция» дала «новые доказательства»  для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег  Рикардо--Милля. В результате «пришло  время» неформального признания  главных функций денег, как-то: средство обращения; мера стоимости или единицы  счета; средство сбережения, накопления, или средства сохранения стоимости. Но главное -- отпала необходимость  поиска среди разнообразных функций  денег ведущей или основной функции, что всегда чревато преувеличением значения одних функций в ущерб  другим, и стало возможным признать: «Деньги-- это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги».

      Первыми авторами указанных «подвижек» явились  И.Фишер и А.Пигу. Так, развивая традиции «американской школы» маржинализма, И.Фишер (1867--1947) вывел свое знаменитое уравнение обмена. В свою очередь  Д.Пигу (1877--1959) внес, по сути коррективу в методологию исследования денег  по Фишеру, предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на микроуровне (фирмы, компании, частные лица), обусловливающие  их «склонность к ликвидности» -- стремление откладывать часть денег  в запас в виде банковских вкладов  или ценных бумаг и т.п. Отсюда, по Пигу, в той мере, в какой  будет иметь место ликвидность  денег, будет происходить и адекватная корректировка цен.

      Наконец, «революционным», пожалуй, можно признать то обстоятельство, что методологический инструментарий маржинализма позволил, в конце концов, снять вопрос о  первичности и вторичности экономических  категорий, считавшийся столь важным у «классиков». Это произошло, прежде всего, благодаря предпочтению каузальному (причинно-следственному) подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономической теории в точную науку.

      Необходимо  подчеркнуть, что факт начала «маржинальной  революции» едва ли кем был замечен, А о том, что она уже свершилась, впервые провозгласил в 1886 г. Л.Вальрас. Он исходил из выдвинутых им идей анализа  предельных экономических величин  и имел претензии на первенство в  этой «революции». Но поскольку в  пределах трех лет, т.е. 1871 -- 1874 гг., работы подобной направленности были опубликованы также У.Джевонсом и К.Менгером, между этими тремя экономистами началась неразрешимая, казалось бы, тяжба о научном приоритете. Однако в 1878 г. ее неожиданно прервал английский профессор Адамсон, случайно обнаруживший в Британском музее книгу тогда никому неизвестного немецкого автора Г.Госсена, изданную гораздо раньше (1854) и содержавшую изложение принципов маржинального анализа.

      Между тем выяснилось, что и среди  предшественников маржинализма -- первооткрывателей  категории «предельная полезность», используемой для анализа поведения  потребителей, и пионеров математического  анализа функциональных зависимостей для выявления равновесия в хозяйственной  системе было сразу несколько  авторов. Ими оказались наряду с  Г.Госсеном еще один немецкий ученый и практик И.-Г. фон Тюнен, два  французских исследователя -- Ж.Дюпюи  и О.Курно. В частности, П.Самуэльсон и своей лекции, прочитанной 11 декабря 1970 г. в Стокгольме на церемонии вручения ему Нобелевской премии по экономике, высоко оценивая их вклад в современную  экономическую науку, говорил: «Но  задолго до Маршалла, в 1838 г., О.Курно  в своем классическом труде «Исследования  математических принципов и теории богатства» применил аппарат дифференциального  исчисления, обеспечивающего максимум прибыли. Вопрос о минимизации затрат также был поставлен более  ста лет тому назад. По крайней  мере, им занимался фон Тюнен при  рассмотрении понятия предельной производительности» 

      В современной экономической литературе главные теоретические принципы предшественников маржинализма (соответственно и «маржинальной революции») характеризуют  обычно как первый и второй «законы  Госсена». Согласно первому «закону» с увеличением наличия данного  блага предельная полезность блага  уменьшается, а в соответствии со вторым «законом» оптимальная структура  потребления (спроса) достигается при  равенстве предельных полезностей  всех потребляемых благ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

          Современная экономическая  система и роль государства в  современной экономике 
     

         2.1  Роль государства в современной экономической системе 

      Вопрос  о месте и роли государства  в современной экономике является одним из центральных как в  теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной  стороны, широко известна позиция либеральных  экономистов относительно минимальной  роли государства в регулировании  экономики. С другой стороны, ряд  научных школ обосновывает необходимость  активного вмешательства государства  в рыночные процессы. Дать однозначный  ответ на вопрос об оптимальных масштабах  государственного регулирования очень  сложно. В истории разных стран  были периоды превалирования как  первой, так и второй точки зрения.

      Особое  место государства в системе  общественных институтов определяется тем, что государство – это  субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической  системы. Выступая как представитель  общества в целом, оно устанавливает  правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и  осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство  является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право  реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения  действующего законодательства, и, как  правило, облекается в законодательную  форму. С другой стороны, государство  выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с  частными компаниями, поскольку в  лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и  услуг (в том числе рыночных).

      Место и роль государства в экономической  теории и на практике обычно рассматриваются  исходя иp его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:

      1. принятие законодательства и  контроль за его исполнением,  обеспечение соблюдения прав  собственности и договорных обязательств;

      2.. предоставление так называемых  “общественных благ”, распределения  ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны  два свойства:

      во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют  за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа  потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;

      во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или  вообще невозможно.

      Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой  достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту  функцию в экономике берет  на себя государство;

      3. наличие внешних эффектов частной  предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может  служить загрязнение окружающей  среды. Загрязнение влечет за  собой дополнительные издержки  для общества, выражающиеся в  ухудшении условий жизни, росте  заболеваемости и сокращении  продолжительности жизни населения  на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия  строительство очистных сооружений  означает непроизводительные затраты,  и проведение специальных природоохранных  мероприятий возможно только  при применении регулирующих  мер со стороны государства;

      4. несовершенная конкуренция и  информационная асимметрия. Тенденция  к повышению уровня концентрации  производства объективно присуща  рыночной системе. Поскольку рынок  сам по себе не может ограничить  процесс возникновения монополий,  задача его регулирования возлагается  на государственных структуры;

      5. перераспределения в целях обеспечения  социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов  может порождать большее социальное  неравенство, чем это желательно  для общества. Следовательно, задачей  государственного регулирования  является обеспечение достойного  уровня жизни для тех слоев  населения, которые имеют недостаточные  доходы в рамках рыночной системы  или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

      6. регулирование общеэкономического  равновесия, предотвращение резких  циклических изменений в экономике  страны [8, c.68].

      Масштабы  государственного регулирования зависят  не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.

      Следует отметить, что неэффективность присуща  не только рыночным механизмам, но и  государственному вмешательству в  экономику. Расширение регулирующих функций  государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного  предела негативно сказывается  на экономической ситуации. К числу  подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность  государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие  государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над  бюрократией и недостаточный  уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.

      Расширение  государственного регулирования экономики  оправдано до тех пор, пока его  издержки не превышают потери, возникающие  вследствие “провалов” рынка. Размеры  государственного сектора должны соответствовать  спросу на общественные блага, масштабам  внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение  границ между государственным и  рыночным секторами экономики. 
 
 

Информация о работе Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика