Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
- изучить необходимость государственного вмешательства в экономику и функции государства в современной экономической системе.

Оглавление

Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14

2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

ГРЭ КУРСОВАЯ.docx

— 88.59 Кб (Скачать)

     Основные  направления деятельности государства  и  проблемы государственного регулирования 

     3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики  

     В рыночной экономике основным регулятором  экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование. 
 Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком, не совпадают. Поэтому в некоторых странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции. 
 Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования – одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования. 
 На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. 
 Государственное регулирование экономики – это деятельность, предпринятая государством с макроэкономических позиций; система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемые правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающим комплекс разнообразных и взаимосвязанных экономических регуляторов. 
 Многие проблемы неподвластны рыночному механизму:

      
а) государственное регулирование  внешних эффектов; 
б) государственное регулирование потребления общественных товаров и услуг; 
в) обеспечение государством экономики нужным количеством денег; 
г) природные монополии; 
д) государственное регулирование внешних издержек. 
 

     Экономическая роль государства представляет собой  значение и степень участия государства  в экономической жизни общества. Экономическая роль государства  реализуется в его хозяйственно-организаторской  деятельности путем:

      
1) регулирования процесса расширенного  воспроизводства; 
2) прогнозирования объемов и структуры материального производства; стратегического и индикативно-регулятивного планирования; 
3) регулирования темпов роста и направлений развития отраслей народного хозяйства; регулирования капиталовложений; 
4) распределения, перераспределения и использования через государственный бюджет национального дохода; финансово-бюджетного и налогового регулирования; 
5) обеспечения участия страны в международных интеграционных экономических процессах; 
6) регулирования внешней торговли и валютных отношений; таможенно-пошлинного регулирования; 
7) денежно-кредитного и ценового регулирования; 
8) нормативно-тарифного и административно-правового регулирования; 
9) регулирования рынка рабочей силы; 
10) проведения антимонопольной политики.  
 

     Концепция государственного регулирования экономики  представляет собой общепринятую сущность основных направлений государственной  деятельности по оптимальному осуществлению  экономической политики при эффективном  использовании преимуществ сочетания  разных моделей координации деятельности общества. 
 Объектами ГРЭ являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Основные объекты: экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, условия накопления капитала; занятость, денежное обращение, платежный баланс; цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. 
 Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственному вмешательству: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация. В конечном итоге целевые установки в экономической деятельности государства выражаются в осуществлении принципов эффективности, равенства и стабильности экономического и социального развития общества. 
 Роль государства в хозяйственной жизни той или иной страны проявляется через его функции, которые довольно многообразны. Государственные органы власти определяют правовую основу, в соответствии с которой устанавливаются основные нормы владения собственностью и функционирования рынков. Они регулируют экономическое поведение, устанавливая правила деятельности предприятий. Государственные структуры покупают и производят много товаров и услуг, таких как оборона, образование, парки и дороги, которыми они обеспечивают фирмы и домашние хозяйства. Органы государственного управления производят трансфертные платежи, такие как выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице, отдельным гражданам, главным образом за счет налогообложения. 
 Осуществляя контроль за налогами и государственными расходами и реализуя свои компетенции в деле контроля за количеством денег в экономике, государственные структуры часто пытаются внести коррективы в колебания экономического цикла, пытаются стабилизировать экономику, максимально приближая ее к состоянию полной занятости с низким уровнем инфляции. С помощью расходов и налогов государство конечно же играет ведущую роль в распределении ресурсов в экономике. Общий аргумент в пользу государственного вмешательства заключается в несостоятельности рынка. 
К формам государственного регулирования относятся различные регуляторы, стабилизаторы и социальные компоненты. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика. 
 В конечном счете, все формы и инструменты государственного регулирования направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие в направлении какого-либо предусмотренного варианта движения. Постоянная изменчивость рынка, неопределенность результатов и их последствий создают основу для вмешательства государства в его механизм. 
Проблемы государственного регулирования в нашей экономике, формы и методы этого регулирования оказались новыми во многом для нашей экономической науки. Переход нашей страны к рынку связан не только с экономической реформой, но и с реформой политической. Нельзя идти к новой экономике, не имея новых политических структур. 
 В декабре 1991 года Казахская ССР провозгласила независимость и стала Республикой Казахстан. В Конституции страны 1995 года установлены основные принципы и направления реформы системы государственного управления экономикой. В Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" отмечается, что "пока сама экономика находится в транзитной стадии неустойчивого развития, регулирующая роль государства и его вмешательство должны быть адекватны".  
 Экономические преобразования в республике на сегодняшний день достигли такого масштаба, когда можно уже констатировать их определенные результаты: сформированы основы открытой экономики, в основном завершена приватизация государственной собственности, осуществлена децентрализация экономической власти, начался процесс структурной перестройки экономики, возросла экономическая активность населения, обеспечивается относительная социально-экономическая безопасность. 
 В то же время достигнутые результаты экономических реформ в республике характеризуются половинчатостью и незавершенностью: отсутствует скоординированность подходов к различным сферам и отраслям, не оформлена государственная политика по отраслям, медленно осуществляется реформа предприятий, правительство инициирует частые изменения в налоговом и таможенном законодательстве, в качестве критерия эффективности преобразований служит скорость реформирования, а не экономическая целесообразность. 
 При таком сложившемся положении выход видится в усилении регулирующей и мобилизирующей роли государства. Основные направления государственного регулирования экономики в транзитный период:

      
- переход от ситуационного государственного  управления к программно-целевому  и стратегическому государственному  управлению; 
- расширение базы гражданских и личных свобод человека, стимулирование гражданских инициатив и поддержка общественных фондов; 
- государственная защита частной собственности и предпринимательства; 
- создание адекватной правовой системы в соответствии с государственными актами, гуманизация законодательного процесса; 
- расширение сети внебюджетных фондов финансирования программ и активная регионализация государственной политики; 
- переход к селективной системе социального обеспечения, разработка программ-минимумов в сферах социального и медицинского обслуживания населения; 
- принятие мер по вовлечению населения в процесс формирования рынка ценных бумаг; 
- усиление интеллектуальной поддержки проводимых реформ путем концептуальных разработок и программ; 
- переход от государственного финансирования малоэффективных и капиталоемких научных программ в пользу самоокупаемых и программно-целевых; 
- развитие информационной сферы; 
- создание комплексной системы поддержки сферы культуры;  
- разработка государственных программ по экологии; 
- приоритетная направленность борьбы с преступностью.

      
  Организационную основу государственного регулирования экономики составляют органы власти, которые делятся на законодательные, судебные и исполнительные. Государственное вмешательство осуществляется на трех уровнях: общереспубликанском, региональном, местном. При этом функции государства распределяются между регионами и центральными структурами при сохранении примата регионов. Исключение составляют общегосударственные, социально-экономические, экологические, оборонные проблемы и внешнеэкономические отношения. [18]

             
 

     3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе 

     Рыночная  экономическая система в Казахстане сформирована лишь в самых общих  чертах. Можно констатировать наличие  основных институциональных условий  для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений  в казахстанской экономике наталкивается  на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной  среде. Результаты воздействия государства  на экономику Казахстана пока слабо  соответствуют правительственным  прогнозам. Поэтому существует острая необходимость исследования институциональной  среды и структуры государственного регулирования экономики, формирования целостной системы экономических  институтов рыночного хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного регулирования казахстанской экономики, с учётом влияния глобальных социально-экономических факторов.

     Следует отметить не только влияние государства  на экономику, но и влияние экономики  на государство, что отчетливо видно  из анализа современной казахстанской  политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям институциональной структуры.

     Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной  экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что  термины «государственное регулирование  экономики» и «государственная экономическая  политика» в наше время идентичны.

     Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное  регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной  экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов [11, c.5

     Отсутствие  четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и  предсказуемой государственной  экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

     В настоящее время отсутствует  правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать  в качестве приоритетного направления  развития законодательства (в широком  смысле слова), регулирующего отношения  в экономике. Так, например, остро  необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких  средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое  планирование и т. д.

     Только  после того, как будет создана  правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, после того как будет  обобщен опыт их применения на практике, следует вернуться к вопросу  о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого  акта будет выступать Предпринимательский  кодекс, в котором будет содержаться  раздел, посвященный государственному регулированию рынка.

     Анализ  отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том  числе и регулирования отношений  в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии  особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.

     Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и  претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все  еще не сформирована.

     Наиболее  важными из нерешенных задач являются:

     - преодоление кризиса неплатежей  и ликвидация массовой просроченной  задолженности;

     - оздоровление экономического положения  предприятий, в том числе оставшихся  в собственности государства  и находящихся под его контролем,  включая улучшение управления  принадлежащими государству пакетами  акций акционерных предприятий;

     - активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки  экономики, повышение ее технического  уровня, эффективности и конкурентоспособности;

     - поддержка потенциально жизнеспособных  отечественных предприятий, в  первую очередь в обрабатывающей  промышленности и сельском хозяйстве,  развитие которых имеет важное  значение для обеспечения экономической  независимости и безопасности  страны;

     - перекрытие каналов нелегальной  утечки капитала за рубеж, улучшение  контроля за экспортом и возвратом  валюты в страну;

     - создание условий, препятствующих  расширению теневой экономики  и способствующих возврату отвлеченных  в нее финансовых и материальных  ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической  деятельности.

     Таким образом, существующая в настоящее  время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход  реформ уже показал невозможность  эффективного развития экономики в  режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его  недостатки там, где он не срабатывает  или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому  дальнейшее развитие реформ будет происходить  путем определенных компромиссов между  либерализацией и восстановлением  инструментов государственного регулирования  рынка и социальной сферы. 
 
 
 
 

     3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы

Информация о работе Основные научные направления об экономической роли государства и их характеристика