Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
- изучить необходимость государственного вмешательства в экономику и функции государства в современной экономической системе.
Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14
2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43
Основные
направления деятельности
государства и
проблемы государственного
регулирования
3.1
Основные направления
деятельности государства
в условиях рыночной
экономики
В
рыночной экономике основным регулятором
экономических пропорций
Разумеется, представления различных
экономистов и политиков о том, какие именно
процессы могут регулироваться государством
и какие – рынком, не совпадают. Поэтому
в некоторых странах с плановой экономикой
могут наблюдаться существенные различия
в степени экономической самостоятельности
предприятий. Точно так же степень государственного
вмешательства в экономику неодинакова
в различных странах с рыночным хозяйством.
Так, например, в Швеции или Голландии
государство активнее влияет на экономические
процессы, чем в США. Но общим для всех
стран с плановой экономикой является
то, что система государственного управления
предстает как основной регулятор хозяйственных
пропорций, тогда как в странах с рыночной
экономикой оно всегда выполняет вспомогательные
функции.
Изменение основополагающего принципа
формирования системы государственного
регулирования – одно из главных стартовых
условий перехода к рыночной экономике.
На переходном этапе эта система характеризуется
двумя определяющими тенденциями. С одной
стороны, государственное регулирование
экономических процессов теряет здесь
всеобъемлющий характер, степень государственного
вмешательства в экономику уменьшается.
С другой стороны, происходит изменение
форм и методов государственного регулирования.
На этапе перехода к рынку роль государства
более значима, чем в сложившемся рыночном
хозяйстве. Это связано с двумя основными
причинами. Во-первых, на переходном этапе
рынок находится в стадии становления
и его регулирующие возможности недостаточно
высоки, что обуславливает необходимость
более интенсивного вмешательства государства
в экономические процессы. Во-вторых, переход
от планового хозяйства к рыночному не
происходит автоматически, стихийно. Государство
призвано регулировать процессы перехода,
стимулировать создание инфраструктуры
рынка, условий для его нормального функционирования.
Государственное регулирование экономики
– это деятельность, предпринятая государством
с макроэкономических позиций; система
типовых мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемые
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями в целях
стабилизации и приспособления существующей
социально-экономической системы к изменяющимся
условиям, включающим комплекс разнообразных
и взаимосвязанных экономических регуляторов.
Многие проблемы неподвластны рыночному
механизму:
а) государственное регулирование
внешних эффектов;
б) государственное регулирование потребления
общественных товаров и услуг;
в) обеспечение государством экономики
нужным количеством денег;
г) природные монополии;
д) государственное регулирование внешних
издержек.
Экономическая
роль государства представляет собой
значение и степень участия государства
в экономической жизни
1) регулирования процесса
2) прогнозирования объемов и структуры
материального производства; стратегического
и индикативно-регулятивного планирования;
3) регулирования темпов роста и направлений
развития отраслей народного хозяйства;
регулирования капиталовложений;
4) распределения, перераспределения и
использования через государственный
бюджет национального дохода; финансово-бюджетного
и налогового регулирования;
5) обеспечения участия страны в международных
интеграционных экономических процессах;
6) регулирования внешней торговли и валютных
отношений; таможенно-пошлинного регулирования;
7) денежно-кредитного и ценового регулирования;
8) нормативно-тарифного и административно-правового
регулирования;
9) регулирования рынка рабочей силы;
10) проведения антимонопольной политики.
Концепция
государственного регулирования экономики
представляет собой общепринятую сущность
основных направлений государственной
деятельности по оптимальному осуществлению
экономической политики при эффективном
использовании преимуществ
Объектами ГРЭ являются сферы, отрасли,
регионы, а также ситуации, явления и условия
социально-экономической жизни страны.
Основные объекты: экономический цикл,
секторальная, отраслевая и региональная
структура хозяйства, условия накопления
капитала; занятость, денежное обращение,
платежный баланс; цены, НИОКР, условия
конкуренции, социальные отношения, подготовка
и переподготовка кадров; окружающая среда;
внешнеэкономические связи.
Три основных дефекта рынка дают экономическое
оправдание государственному вмешательству:
монопольная власть, внешние факторы и
несовершенная информация. В конечном
итоге целевые установки в экономической
деятельности государства выражаются
в осуществлении принципов эффективности,
равенства и стабильности экономического
и социального развития общества.
Роль государства в хозяйственной жизни
той или иной страны проявляется через
его функции, которые довольно многообразны.
Государственные органы власти определяют
правовую основу, в соответствии с которой
устанавливаются основные нормы владения
собственностью и функционирования рынков.
Они регулируют экономическое поведение,
устанавливая правила деятельности предприятий.
Государственные структуры покупают и
производят много товаров и услуг, таких
как оборона, образование, парки и дороги,
которыми они обеспечивают фирмы и домашние
хозяйства. Органы государственного управления
производят трансфертные платежи, такие
как выплаты пособий по социальному обеспечению
и безработице, отдельным гражданам, главным
образом за счет налогообложения.
Осуществляя контроль за налогами и государственными
расходами и реализуя свои компетенции
в деле контроля за количеством денег
в экономике, государственные структуры
часто пытаются внести коррективы в колебания
экономического цикла, пытаются стабилизировать
экономику, максимально приближая ее к
состоянию полной занятости с низким уровнем
инфляции. С помощью расходов и налогов
государство конечно же играет ведущую
роль в распределении ресурсов в экономике.
Общий аргумент в пользу государственного
вмешательства заключается в несостоятельности
рынка.
К формам государственного регулирования
относятся различные регуляторы, стабилизаторы
и социальные компоненты. К числу наиболее
важных инструментов государственного
регулирования относятся: фискальная
политика, политика регулирования доходов,
внешнеэкономическая политика, социальная
политика.
В конечном счете, все формы и инструменты
государственного регулирования направлены
на то, чтобы сориентировать макроэкономическое
развитие в направлении какого-либо предусмотренного
варианта движения. Постоянная изменчивость
рынка, неопределенность результатов
и их последствий создают основу для вмешательства
государства в его механизм.
Проблемы государственного регулирования
в нашей экономике, формы и методы этого
регулирования оказались новыми во многом
для нашей экономической науки. Переход
нашей страны к рынку связан не только
с экономической реформой, но и с реформой
политической. Нельзя идти к новой экономике,
не имея новых политических структур.
В декабре 1991 года Казахская ССР провозгласила
независимость и стала Республикой Казахстан.
В Конституции страны 1995 года установлены
основные принципы и направления реформы
системы государственного управления
экономикой. В Послании Президента страны
Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Казахстан-2030.
Процветание, безопасность и улучшение
благосостояния всех казахстанцев"
отмечается, что "пока сама экономика
находится в транзитной стадии неустойчивого
развития, регулирующая роль государства
и его вмешательство должны быть адекватны".
Экономические преобразования в республике
на сегодняшний день достигли такого масштаба,
когда можно уже констатировать их определенные
результаты: сформированы основы открытой
экономики, в основном завершена приватизация
государственной собственности, осуществлена
децентрализация экономической власти,
начался процесс структурной перестройки
экономики, возросла экономическая активность
населения, обеспечивается относительная
социально-экономическая безопасность.
В то же время достигнутые результаты
экономических реформ в республике характеризуются
половинчатостью и незавершенностью:
отсутствует скоординированность подходов
к различным сферам и отраслям, не оформлена
государственная политика по отраслям,
медленно осуществляется реформа предприятий,
правительство инициирует частые изменения
в налоговом и таможенном законодательстве,
в качестве критерия эффективности преобразований
служит скорость реформирования, а не
экономическая целесообразность.
При таком сложившемся положении выход
видится в усилении регулирующей и мобилизирующей
роли государства. Основные направления
государственного регулирования экономики
в транзитный период:
- переход от ситуационного
- расширение базы гражданских и личных
свобод человека, стимулирование гражданских
инициатив и поддержка общественных фондов;
- государственная защита частной собственности
и предпринимательства;
- создание адекватной правовой системы
в соответствии с государственными актами,
гуманизация законодательного процесса;
- расширение сети внебюджетных фондов
финансирования программ и активная регионализация
государственной политики;
- переход к селективной системе социального
обеспечения, разработка программ-минимумов
в сферах социального и медицинского обслуживания
населения;
- принятие мер по вовлечению населения
в процесс формирования рынка ценных бумаг;
- усиление интеллектуальной поддержки
проводимых реформ путем концептуальных
разработок и программ;
- переход от государственного финансирования
малоэффективных и капиталоемких научных
программ в пользу самоокупаемых и программно-целевых;
- развитие информационной сферы;
- создание комплексной системы поддержки
сферы культуры;
- разработка государственных программ
по экологии;
- приоритетная направленность борьбы
с преступностью.
Организационную основу государственного
регулирования экономики составляют органы
власти, которые делятся на законодательные,
судебные и исполнительные. Государственное
вмешательство осуществляется на трех
уровнях: общереспубликанском, региональном,
местном. При этом функции государства
распределяются между регионами и центральными
структурами при сохранении примата регионов.
Исключение составляют общегосударственные,
социально-экономические, экологические,
оборонные проблемы и внешнеэкономические
отношения. [18]
3.2
Проблемы государственного
регулирования в современной
экономической системе
Рыночная
экономическая система в
Следует
отметить не только влияние государства
на экономику, но и влияние экономики
на государство, что отчетливо видно
из анализа современной
Государственное
регулирование экономики
Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов [11, c.5
Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.
В
настоящее время отсутствует
правовая база, обеспечивающая применение
средств, инструментов государственного
регулирования экономики, создание
которой следует рассматривать
в качестве приоритетного направления
развития законодательства (в широком
смысле слова), регулирующего отношения
в экономике. Так, например, остро
необходимо создание нормативной основы
для эффективного применения таких
средств как ценообразование, планирование,
в том числе программно-
Только
после того, как будет создана
правовая основа для эффективного применения
отдельных средств
Анализ
отношений, возникающих в рамках
исследования проблемы государственного
регулирования экономики, в том
числе и регулирования
Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.
Наиболее важными из нерешенных задач являются:
-
преодоление кризиса
-
оздоровление экономического
-
активизация инвестиционной
-
поддержка потенциально
-
перекрытие каналов
-
создание условий,
Таким
образом, существующая в настоящее
время система государственного
регулирования носит переходный
и незавершенный характер. Ход
реформ уже показал невозможность
эффективного развития экономики в
режиме автоматического
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы