Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа
Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
государственного вмешательства в
экономику является, основной
для любого государства, независимо
от того, рыночная ли это экономика или
же распределительная. Необходимость
выполнения государством определенных
функций в сфере экономики не отрицает
никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях
должно сочетаться государственное
и рыночное регулирование, и каковы границы
и направления государственного вмешательства,
существует достаточно широкий спектр
теоретических воззрений и соответствующих
им практических подходов - от полного
государственного монополизма в управлении
национальным хозяйством, до крайнего
экономического либерализма, когда утверждается,
что эффективной может быть только
экономика в условиях ничем не ограниченного
частного предпринимательства. Между
этими крайними вариантами есть ряд промежуточных,
например китайский вариант сочетания
рыночных и государственных регуляторов,
так называемое социально ориентированное
рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская
модель смешанной экономики и т.д.Разновидность
хозяйства, в котором существовала
крайне высокая степень государственного
монополизма, была построенная в нашей
стране - централизованно управляемая
экономика. В ее основе лежало планирование,
т.е. централизованное решение вопросов
о том, в каком количестве и что производить,
какие при этом должны быть использованы
ресурсы, в каком объеме затрачен труд
и капитал, какова должна быть оплата труда
и т.д. Здесь о регулировании говорить
не приходится: государству просто
некого регулировать. В таком случае речь
идет о замещении всего многообразия
форм собственности и способов ответа
на вопрос "Что, как и для кого производить?",
одной единственной формой собственности
- государственной, а ответ на основной
экономический вопрос - строгой централизацией
и распределением. Однако такая система
на деле показала свою неэффективность.
Задача составления сбалансированного
плана практически неразрешима уже в силу
своей колоссальной размерности и статичности.
Но даже в маловероятном случае появления
сбалансированного плана - система, где
все действия экономических субъектов
расписываются на пять лет вперед,
оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся
к изменениям. Остается рыночный путь
развития. Но в рыночном хозяйстве
государству приходится постоянно
корректировать свое влияние. Перед
государством не стоят такие задачи,
как непосредственное производство
и распределение ресурсов, товаров
и услуг. Но оно не имеет и права свободно
распоряжаться ресурсами, капиталом
и произведенными товарами, как
это делается в распределительной экономике.
По моему мнению, государство должно постоянно
балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая
степень вмешательства. Рыночная система
- это, прежде всего гибкость и динамизм
в принятии решений, как со стороны
потребителей, так и со стороны производителей.
Государственная политика просто не
имеет права отставать от изменений
в рыночной системе, иначе она превратится
из эффективного стабилизатора и регулятора
в бюрократическую надстройку, тормозящую
развитие экономики.
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1Теория
государственного
вмешательства в
экономику
Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:
Государственное
регулирование экономики
· обеспечение национальной обороны;
· отправление правосудия;
· организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
· образование юношества;
· сбор налогов для оплаты нужд государства.
По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали
общегосударственной экономической политики. По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.
Стоит
отметить, что среди экономистов
нет единого мнения о том, в
какой мере и в какой форме государству
следует это делать. Одни считают, что
оно должно отчасти решать за рынок проблему
эффективного распределения ресурсов.
Другие, напротив, предостерегают, что
ничего путного из такого прямого вмешательства
не получится и функции государства
должны сводиться исключительно к поддержанию
правил «рыночной игры», например ограничению
власти «диктаторов» на рынке. В плановой
экономике государство играет решающую
роль в определении всех экономических
пропорций. При построении системы государственного
регулирования экономики здесь господствует
принцип «максимальной возможности»:
все экономические процессы, которые в
принципе поддаются централизованному
регулированию, должны управляться центральными
органами. Общим для всех стран с плановой
экономикой является то, что система государственного
управления предстает как основной регулятор
хозяйственных пропорций, тогда как в
странах с рыночной экономикой оно всегда
выполняет вспомогательные функции. В
рыночной экономике основным регулятором
экономических пропорций является рынок.
Государственное регулирование играет
вспомогательную роль. Оно строится на
основе принципа «необходимости»: только
в тех сферах, где рыночные регуляторы
в силу различных причин неэффективны,
допустимо и целесообразно государственное
регулирование. Как уже отмечалось представления
различных экономистов и политиков о том,
какие именно процессы могут регулироваться
государством и какие – рынком, не совпадают.
Поэтому степень государственного вмешательства
в экономику неодинакова в различных странах
с рыночным хозяйством. Так, например,
в Швеции или Голландии государство активнее
влияет на экономические процессы, чем
в США. В каждой стране сложилась своя
модель госрегулирования. Государственное
регулирование экономики решает различные
задачи, выступающие на передний план
в тот или иной период. Это, например, стимулирование
экономического роста, регулирование
занятости, поощрение прогрессивных сдвигов
в отраслевой и региональной структуре,
поддержание внешнеэкономического равновесия
путем активизации или сдерживания экспорта
либо импорта разных товаров или капитала.
Уровень государственного (макроскопического)
регулирования сложился после самого
глубокого в истории капитализма кризиса
1929 – 1933 гг. (так называемого великого
кризиса), особенно после Второй мировой
войны. Этот кризис показал, что существовавший
в то время “двухслойный” хозяйственный
механизм не способен был обеспечивать
более или менее стабильное состояние
и развитие капиталистической экономики,
а следовательно, и общества в целом. Стало
очевидным, что без резкого усиления экономической
роли государства традиционный капитализм
не имеет будущего. Заметное повышение
роли государства в экономике отчетливо
выразилось, например, в увеличении совокупных
расходов по отношению к ВВП. После Второй
мировой войны во всех странах Запада
в полной мере сформировались многогранные
системы госрегулирования. Причем в организации
этих систем преобладает общее, а не частное,
хотя последнее немаловажно. Государство
есть организация оседлого населения,
занимающего определенную территорию
и подчиняющегося одной и той же власти.
Государство никоим образом не представляет
из себя силы, извне навязанной обществу.
Государство есть признание, что общество
запуталось в неразрешимом противоречии
с самим собой, раскололось на непримиримые
противоположности, избавиться от которых
оно бессильно. А чтобы эти противоположности,
классы с противоречивыми экономическими
интересами не пожрали друг друга и общество
в бесплодной борьбе, стала необходима
сила, стоящая, по-видимому, над обществом,
сила, которая бы умеряла столкновение,
держала его в границах «порядка». И эта
сила, все более и более отчуждающая себя
от него, есть государство. Сегодня государство
представляет собою стержень существующей
общественной системы, оно концентрирует
власть, санкционирует существование
всех других негосударственных институтов.
Государство формулирует принципы и организует
формы общественной жизни, образуя основу
институциональной иерархии. Государство
породило новую форму общественной обусловленности
поведения человека, отделив общий интерес
от частного. Относительно масштабов вмешательства
государства в экономику, его роли в этом
процессе идет постоянная дискуссия. История
государственного регулирования восходит
к концу средневековья. В то время основной
экономической школой была школа меркантилистов,
которая провозглашала активное вмешательство
государства в экономику.В соответствии
с классическим подходом государство
должно обеспечивать безопасность жизни
человека и его собственности, разрешать
споры, т.е. делать то, что индивидуум либо
не в состоянии выполнить самостоятельно,
либо делает это неэффективно. Главное
— для всех субъектов хозяйственной деятельности
должны быть гарантированы основные экономические
свободы, а именно свобода выбора сферы
деятельности, свобода конкуренции и свобода
торговли. Практическая политика государства,
по А. Смиту, проникнута духом компромисса,
что немало содействовало ее быстрому
успеху. Сторонники неолиберальных концепций
считают, что надо отказаться от кейнсианских
рецептов антициклического регулирования,
ведущих к резким колебаниям денежной
массы, и перейти на строгое регулирование
денег в обращении независимо от конъюнктуры.
Денежная масса должна увеличиваться
лишь в соответствии с долгосрочным темпом
роста национального дохода. Выступая
против роста расходов государства, они
считают, что лучшее, что может сделать
государство, — это сократить собственные
доходы и расходы и снизить налоги. Но
неокейнсианцы по-прежнему исходят из
того, что в капиталистической экономике
существуют устойчивые причины, вызывающие
отклонения от стабильного роста и оптимального
использования ресурсов, и для их корректировки
необходимо государство. Различие между
ними — в разных ответах на вопрос: кто
способен быстрее, эффективнее и дешевле
приспособить экономику к неравновесным
ситуациям — рынок или государство. Итак,
государственное регулирование дополняет,
корректирует чисто рыночный механизм.
Если государство, пусть даже руководствуясь
исключительно благими намерениями, преступает
этот предел, то происходит деформация
самого рыночного механизма. В этом случае
рано или поздно приходится говорить о
разгосударствлении экономики. Правда,
надо отметить, что в экономической теории
существуют разные точки зрения по поводу
допустимых границ вмешательства государства.Особое
место занимает экономическое программирование,
или индикативное (рекомендательное) планирование,
т.е. процесс ориентации государством
развития общественного производства
посредством регулярного и комплексного
воздействия на его структуру в соответствии
с предусмотренным вариантом социально-экономического
развития и хозяйственной стратегии. Важнейшие
причины исторического роста государственного
сектора в экономике: войны и национальная
оборона, инфраструктурное обеспечение
макроэкономических процессов, рост народонаселения,
урбанизация, проблемы окружающей среды
и эгалитаризм (равенство).В мировой экономической
науке понятие госсектора связано не столько
с самой государственной собственностью,
сколько со всей совокупностью форм участия
государства в производстве, распределении,
обмене и потреблении. В таком понимании
этот сектор выступает в качестве основы,
опираясь на которую государство может
выполнять свои функции. В сфере распределения
удельный вес государства очень велик.
В производстве вмешательство государства
должно быть минимальным, в обмене — практически
равным нулю.
1.2Функции государственного регулирования экономики
Роль
государства в экономике
1.3Зарубежный опыт регулирования экономики
Отношение
к государственному вмешательству
в рыночную экономику было различным
на разных этапах ее становления и
развития. В период формирования рыночных
отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая
тогда экономическая доктрина - меркантилизм
- основывалась на признании безусловной
необходимости государственного регулирования
для развития в стране торговли и
промышленности. С развитием рыночных
отношений набравший силу класс
предпринимателей начал рассматривать
государственное вмешательство
и связанные с этим ограничения
как помеху в своей деятельности.
Появившиеся идеи экономического либерализма,
которые впервые наиболее полно
обосновал А. Смит в своем “Исследовании
о природе и причинах богатства народов”,
нашли большое число поклонников. Согласно
А. Смиту, рыночная система способна к
саморегулированию, в основе которого
лежит личный интерес, связанный со стремлением
к прибыли. Он выступает как главная побудительная
сила экономического развития. Одной из
идей учения А. Смита была идея о том, что
экономика будет функционировать эффективнее,
если исключить ее регулирование государством.
А. Смит считал, что, поскольку главным
регулятором выступает рынок, следовательно,
рынку должна быть предоставлена полная
свобода. Появление социалистической
модели развития экономики, в которой
государство играет ведущую роль, привело
к негативной оценке такой модели в экономической
мысли капиталистических стран. Однако
классическое разделение капиталистической
и социалистической систем по критерию
участия государства в регулировании
экономики подверглось критическому переосмыслению
в первой половине XX века, когда мировой
экономический кризис 1930-х гг. вынудил
правительства капиталистических стран
искать способы решения порожденных кризисом
социальных и экономических проблем. Опыт
фашистской Италии и нацистской Германии,
предусматривавший контроль государственных
структур над экономикой через корпорации,
а также советская государственно-
Информация о работе Роль государства в экономике и ее основные функции