Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на основе изучения научной и учебной литературы изложить основные теоретические подходы к роли государства в рыночной экономике и границах его вмешательства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Провалы ("фиаско") рынка и необходимость вмешательства государства в экономику…………………………………………………………………….. 5
2. Этапы развития экономической деятельности государства………………11
3. Кейнсианская и неоконсервативная концепции государственного регулирования экономики………………………………………………………22
4. Позиции экономистов российской экономической науки о роли государства в экономике……………………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………….39
5. Список литературы ……………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

(Роль государства в рыночной экономике).docx

— 130.29 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Государственное образовательное  бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

Тверской государственный  университет

(ГОУВПО ТвГУ)

 

 

Кафедра экономической  теории

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

Тема: Роль государства в рыночной экономике

 

Автор:

дневная форма обучения

Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….. 2

1. Провалы  ("фиаско") рынка и необходимость  вмешательства государства в  экономику…………………………………………………………………….. 5 
2. Этапы развития экономической деятельности государства………………11 
3. Кейнсианская и неоконсервативная концепции государственного регулирования экономики………………………………………………………22 
4.  Позиции экономистов российской экономической науки о роли государства в экономике……………………………………………………….. 36

Заключение……………………………………………………………………….39 
5. Список литературы ……………………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что, роль государства в рыночной экономике важна.Проблема государственного вмешательства в экономику является, по  моему мнению, основной  для любого  государства,  независимо  от  того,рыночная ли это экономика или же  распределительная.  В распределительнойэкономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности попроизводству и распределению товаров и услуг.

Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Целью курсовой работы на основе изучения научной и учебной литературы   изложить основные теоретические подходы к роли государства в рыночной экономике и границах его вмешательства.

Представления о рыночной экономике как купле-продаже  по свободным ценам не исчерпывает  всего многообразия рыночных отношений.

В развитых странах рыночностью пропитана  вся экономическая система, все  формы хозяйственной деятельности. Рыночные отношения не только на рынке, но во всей экономике, а во многом - и  в жизни.

Главный признак экономики рыночного  типа - раскрепощение от внешнего вмешательства, подчиненные законам и воле людей  формы и способы экономической  деятельности, дающее возможность в  полной мере проявиться хозяйственной  самостоятельности и инициативе. Коротко можно было бы дать такое  определение: «Рыночная экономика - это экономика свободного предпринимательства».

Основной  для любого государства является факт государственного вмешательства  в экономику. Государство постоянно  балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Государственное регулирование рыночной экономики  проявляется двояко. Оно проявляется  в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и  обновлении, контроле над соблюдением. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1."Фиаско" рынка и необходимость вмешательства государства в экономику

Экономические функции государства (формы экономической  деятельности государственных органов) весьма многообразны. Среди них можно  выделить:

- Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы (определение "правил игры" для экономических субъектов). Принятие государством законов, защищающих права собственности, регулирующих отношения между предпринимателями и наемными работниками, предпринимателями и государством, обеспечивающих соблюдение контрактов и т.п., является залогом нормального функционирования рыночной экономики. Обоснованное, устойчивое, обязательное для всех законодательство дает возможность хозяйствующим субъектам осуществлять свободный выбор, планировать свою деятельность. Выполняя эту функцию, государство способствует минимизации транзакционных издержек, что ведет к более рациональному распределению ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями;

- Защита конкурентной среды. Ограничение конкуренции, монополизация рынков снижают эффективность распределения ресурсов, ведут к чистым потерям общества. Именно в силу антиобщественного характера деятельности монополий государство проводит антимонопольную политику, направленную на недопущение возникновения монополий или на борьбу с уже имеющимися монополиями. При этом борьба с искусственными монополиями сочетается с регулированием деятельности естественных монополий.

Поскольку рыночное, пофакторное распределение  доходов не обеспечивает социального  равенства в обществе, постольку  перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения, трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.), установление государственного контроля за ценами на некоторые товары, определение минимального уровня оплаты труда становится функцией государства1.

- Охрана окружающей среды. Рынок не имеет механизмов, которые заинтересовывали бы производителей в охране окружающей среды. Их цель - максимизация прибыли - приходит в противоречие с необходимостью делать дополнительные затраты для борьбы с загрязнением. Поэтому функцию экологической защиты среды обитания человека берет на себя государство.

- Финансирование фундаментальной науки, образования, медицинского обслуживания и т.п. В условиях современной НТР, когда наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, государственное финансирование фундаментальной науки, субсидирование развития современных наукоемких производств стало необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Это же касается и образования. Под влиянием НТР принципиально изменилась роль человека в производстве, на первый план вышли его интеллектуальные, профессиональные, организаторские, творческие способности. В этих условиях объективной необходимостью стало наличие высокоразвитых систем образования, информации, здравоохранения, обеспечить развитие которых в состоянии только государство.

- Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Достижение макроэкономических целей (полной занятости, стабильных цен, постоянного экономического роста) с помощью только рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с макроэкономической нестабильностью становится функцией государства.

- Корректировки рыночного распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов, и финансирование производства или непосредственное производство общественных благ.

К недостаткам  рыночной экономики, которые вынуждено  корректировать государство, относятся  неоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних  эффектов (экстерналий) и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.

Экстерналии - это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц - лиц, не участвующих  в рыночной сделке, и не учитываемые  в полной мере в рыночных ценах. Наличие  внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что  ведет к снижению эффективности  распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.

Именно  в целях обеспечения эффективного распределения ресурсов государство  осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене.

Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя  специальные налоги, государство  принуждает предпринимателей ставить  очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки  и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее  отрицательные внешние эффекты.

Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство  может, субсидируя потребителей, что  позволит им увеличить спрос на блага  с положительными экстерналиямиили субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов2.

Важная  функция государства в рыночной экономике - производство общественных благ. Напомним, что особенность  общественных благ заключается в  том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив  другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение  и т.п.).

Общественные  блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно  частному бизнесу, но, так как эти  блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.

Затраты на производство общественных благ несет  государство, а выгодами от их потребления  пользуется все общество. Поскольку  доходы государства формируются  в основном за счет налогов, фактически само общество финансирует производство общественных благ. Однако непосредственная связь между величиной уплачиваемого  налога и участием в потреблении  общественных благ отсутствует.

Наряду  с приведенной классификацией функций  государства существуют и другие. Так, например, П. Самуэльсон в качестве функций государства называет:

  1. эффективность - содействие эффективному распределению ресурсов общества;
  2. справедливость - деятельность государства, направленная на обеспечение социальной справедливости в обществе путем выравнивания доходов;
  3. стабильность - осуществление мер, направленных на борьбу с безработицей, инфляцией, спадами производства.

Важное  теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы государственного вмешательства  в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания  необходимости государственного вмешательства  в рыночную экономику (классики) до допущения его в очень широких  масштабах (кейнсианцы).

Однако  все сходятся на том, что государственное  вмешательство в экономику не должно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование (как это было в условиях командно-административной системы).

Отсюда - ограничение сфер государственного участия, ориентация на преимущественно  экономические методы воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Учет возможных негативных последствий тех или иных мероприятий, концентрация внимания на решении социальных и экономических проблем и др.

Государственное регулирование экономики - это набор  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия  на деятельность хозяйствующих субъектов  и рыночную конъюнктуру с целью  обеспечения условий для нормального  функционирования рыночного механизма  и решения социальных проблем3.

Масштабы, направления, объекты, инструменты  государственного регулирования зависят  от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и  методы государственного вмешательства  в экономику. Теории государственного регулирования

Неоклассическая теория (теория "невмешательства", нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская  теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Который показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм.

Цель  государственного регулирования - поддержание  экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности  производства. При определении конкретных целей регулирования государство  должно учитывать их взаимозависимость  и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться  ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или  иных целей постоянно меняется в  зависимости от экономической конъюнктуры4.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике