Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на основе изучения научной и учебной литературы изложить основные теоретические подходы к роли государства в рыночной экономике и границах его вмешательства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Провалы ("фиаско") рынка и необходимость вмешательства государства в экономику…………………………………………………………………….. 5
2. Этапы развития экономической деятельности государства………………11
3. Кейнсианская и неоконсервативная концепции государственного регулирования экономики………………………………………………………22
4. Позиции экономистов российской экономической науки о роли государства в экономике……………………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………….39
5. Список литературы ……………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

(Роль государства в рыночной экономике).docx

— 130.29 Кб (Скачать)

Каждое  государство стремится создать  благоприятные внешние условия  для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное  регулирование внешней среды  происходит с помощью комплекса  мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования. В настоящее  время государство осуществляет регулированиевнешнеэкономической деятельности более масштабно и оперативно. Вместе с тем регулирование внешнеэкономической  деятельности нацелено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие  на нее10.

Другая  функция государства в социально  ориентированной рыночной экономике  — поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики. Современная экономика базируется на эффективной научно-технической и инновационной политике. Важнейшая ее черта — постоянное внедрение новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно-технического прогресса, развитие изобретательства. Дальнейшее совершенствование рыночных отношений предполагает еще большее увеличение значимости знаний, научных разработок, идей и др. Вместе с тем частный бизнес не заинтересован в теоретических исследованиях, поскольку их нельзя непосредственно использовать в практической деятельности и сразу получать прибыль. Поэтому поддержка фундаментальной науки, реализация общей научно-технической и инновационной политики возлагаются на государство. В США государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью — создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие в финансировании НИОКР, связанных с военным производством. В Российской Федерации в 1999 году ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» составили 0,28% ВВП, 1,74% расходов федерального бюджета.

В России в  условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция  к сокращению объема финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального  потенциала общества (рис. 12.3).

Обеспечение экологической безопасности — важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Среди них разрушение экосистем, потеря части ВВП. Ежегодные потери только от атмосферных загрязнений в 70-х годах составили во Франции 0,7—0,9%, в Италии— 0,7%, в Великобритании — 1,7—2,3%, в США— 2,2—2,9% ВВП. Общий ущерб, нанесенный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, например, в европейских странах оценивается в 3—5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, авиакосмические средства контроля позволяют следить за изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики, административных санкций принуждает предпринимателей к соблюдению природоохранных мер и экологических норм. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кейнсианская и неоконсервативная  концепции государственного регулирования  экономики

Государственное регулирование  экономики в свете кейнсианской концепции

Выдающийся английский ученый - экономист  Джон МейнардКейнс (1883-1946гг.) стал настолько  известным, что его именем названо  целое направление в экономической  науке, основанное на взглядах и позициях, существенно отличающихся отпроповедовавшихся  другими учеными. Джон МейнардКейнс - своего рода революционер экономической  науки прошлого века. Дж. М. Кейнс  наряду со А. Смитом и К. Марксом является одним из трех величайших экономистов  мира. Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, получил экономическое  и математическое образование, слушал лекции А. Маршалла.

Кейнс был не только ученым, но и  функционером: заместителем канцлера казначейства, членом Совета директоров Английского банка, разрабатывал основы послевоенных международных финансовых отношений, которые были приняты  Бреттон - Вудской конференцией (1944г.) и привели к созданию Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

В отличие от неоклассиков Кейнс  предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом.

Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление, изложенное в книге “Общая теория занятости, процента и денег”, - кейнсианством.

Кейнсианство - это макроэкономическая теория, признающая и обосновывающая необходимость и значимость государственного регулирования рыночной экономики.

Был человеком необычайно интеллектуальным и неординарным. Он создал принципиально  новые методологические подходы к экономике и экономической политике, является родоначальником и разработчиком макроэкономики, создателем нового языка экономической теории.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. США  и Западная Европа, практически весь капиталистический мир, переживали “великую депрессию”. Наблюдалось  абсолютное падение производства, рост безработицы, массовое банкротство  и всеобщее недовольство. Это был  самый глубокий и продолжительный  кризис, особенно тяжело поразивший США. Большинство экономистов считали, что безработица вызвана недостаточным  потреблением и низким уровнем спроса. Они предлагали использовать общественные работы, как спасительное средство. Государство должно “запустить экономический  двигатель”, предоставив людям работу на строительство дорог и пр. затраченные  деньги, кроме прямого воздействия  на уровень занятости, послужат к  созданию других рабочих мест, связанных  с производством товаров и  услуг для тех, кто уже получил  работу. Таким образом, экономика  сама вытянет себя из застоя.

Эти предложения не получили поддержки  у правительства. Именно в тех  условиях книга Дж. М. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег” была опубликована в 1936г. И появилась  как нельзя вовремя. Свою основную работу Кейнс и задумал, как систематическое  обоснование тезиса о необходимости  системы общественных работ, правительственных  субсидий и займов на жилищное строительство  в условиях массовой безработицы. Кейнс  показал в своей работе, что  в рыночной экономике нет механизма, автоматически приводящего к  полной занятости. Экономика довольно долго может находиться в состоянии  бедности и депрессии. Государству  необходимо увеличить расходы, чтобы  увеличить производство и занятость, проводить активную инвестиционную политику.

Инвестирование находится в  прямой зависимости от процентной ставки, с которой предприниматели сопоставляют норму будущих прибылей. Если последняя выше процентной ставки, то инвестиции рассматриваются в качестве целесообразных. При этом учитывается уровень инфляции. Высокий темп инфляции существенно понижает реальную процентную ставку.

До Кейнса в экономической литературе были распространены взгляды, согласно которым инвестициям отводилась довольно пассивная роль: нужны, прежде всего, сбережения, которые сами неизбежно  приведут к инвестициям. Теперь решающую роль играют инвестиции, а сбережениям  в большинстве случаев отводится  пассивная роль.

Теория Кейнса - это, прежде всего, теория эффективного спроса, которую  он выдвигал в качестве основного  фактора, обеспечивающего развитие экономики. Эффективный спрос - это  совокупный платежеспособный спрос, определяющий объем занятости. Его ведущая  роль в этом вопросе определяется тем, что в коротком периоде (а  именно им и ограничил свой анализ Кейнс) предложение остается неизменным и вывести экономику из состояния  низких темпов производства с высоким  уровнем незанятости можно только путем воздействия на другую сторону  рынка - спрос. Она складывается из двух компонентов: потребления (т.е. личного  потребления) и инвестирование (или  производственного потребления) о  котором мы упомянули ранее.

Такой выбор факторов, влияющих на динамизм экономического развития, не случаен. Ведь к середине 30-х гг. экономика  стран Запада только вышла из затяжного  кризиса. Как известно, при капитализме  экономический кризис - это кризис перепроизводства товаров, капиталов  и рабочей силы, т.е. превышение совокупного  предложения над совокупным спросом. Кейнс вполне логично предположил, что для обеспечения поступательного  развития необходимо стимулировать  спрос, воздействовать на факторы, определяющие формирование эффективного спроса и  прирост национального дохода.

От чего же зависит эффективный  спрос, и каким образом его  можно регулировать? Как отмечено выше, одной из составляющих эффективного спроса является личное потребление. Последнее  зависит, прежде всего, от уровня занятости и поэтому безработица является одним из факторов, препятствующих формированию эффективного спроса. Чем же определяется уровень занятости? Дж. М. Кейнс привел постулаты, считая, что уровень занятости зависит от склонности к потреблению, или ожидаемых расходов на потребление, и инвестиции. Прирост личного потребления а, следовательно, рост эффективного спроса, считал Кейнс, устойчиво зависит от прироста доходов. Кейнс вместе с тем отмечал, что “с ростом дохода уровень потребления хотя и повышается, но не в такой же степени”. №2 с. 83.

Это связано с действием так  называемого “основного психологического закона”. Согласно которому с ростом дохода, склонность к потреблению падает, а склонность к сбережению возрастает. Само по себе это не опасно, если сбереженные деньги не лежат без движения, а поглощаются растущим спросом на инвестиции (т.е. на капитальные вложения в развитие экономики). Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, ибо рост инвестиций способствует увеличению национального дохода и привлечению в производство дополнительных работников, т.е. ликвидации безработицы, следовательно, обеспечить нормальный размер инвестиций - это значит перевести все сбережения в реальные капиталовложения.

Отсюда широко известная в экономической  теории формула:

I (инвестиции) = S (сбережения),

т.е. инвестиции должны быть равны  сбережениям.

Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в  экономическую жизнь. Кейнс не верил  в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения  нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство  в процесс экономического развития извне. Рыночная экономика не обладает внутренними механизмами автоматическойсаморегуляции.

изменившимся условиям. Домашние хозяйства  сокращают потребление товаров  и услуг, а предприниматели в  соответствии с изменившимся эффективным  спросом на товарном рынке снижают  объемы производства и занятости, тем  самым, углубляя разрыв между спросом  и предложением труда. По Кейнсу равновесие может быть достигнуто не только при  полной, но и при неполной занятости.

Увеличение инвестиций вызывает мультипликативный  эффект роста объема производства, чистого внутреннего продукта (ЧВП).

Суть мультипликативного эффекта  состоит в том, что если в экономике  увеличатся по какой-либо причине автономные (независимые) расходы, то в результате совокупный спрос и национальный доход возрастают на многократно  большую величину. Обоснование действия мультипликативного эффекта основано на том, что в кейнсианской модели потребление есть функция от дохода, в отличие от других плановых расходов, которые от уровня дохода не зависят  и поэтому рассматриваются как  автономные. Иными словами, функция  от дохода в кейнсианской модели является так же и импорт, но учет потребления  импортных благ не изменяет сути действия мультипликативного эффекта, уточняя  лишь количественное значение величины мультипликатора (коэффициента, показывающего  зависимость изменения дохода от изменения инвестиций). Мультипликатор обладает не мгновенным, а постепенно накапливающимся кумулятивным эффектом.

Увеличение инвестиций приведет к росту спроса на товары, и соответственно, к увеличению дохода. Рост дохода вызывает увеличение потребления, спроса и дальнейшее приращениедохода. При этом, чем больше будет прирост, тем больше будет величина мультипликатора.

Из теории мультипликатора следует  один интересный вывод, который Кейнс  назвал “парадоксом сбережений”. Он возникает в ситуации, когда население стремится больше изъять средств, что никак не предвещает инвестиционной деятельности. Подобная ситуация возникает в преддверии спада производства: люди стремятся сократить потребление и увеличить сбережения на наступающий “черный” день, а спрос на финансовые ресурсы со стороны инвесторов сокращается. Возникает излишек сбережений по сравнению с инвестициями.

Подводя итог анализу кейнсианской модели регулирования, отметили, что  ее главными чертами являются:

1. высокая доля национального  дохода, перераспределяемая через  госбюджет. Причем эта доля  имела тенденцию к росту.

2. создание обширной зоны государственного  предпринимательства на основе  образования государственных и  смешанных предприятий.

3. широкое использование бюджетно-финансовых  и кредитно-финансовых регуляторов  для стабилизации экономической  конъектуры, сглаживания циклических  колебаний, поддержания высоких  темпов роста и высокого уровня  занятости.

В конце 30-х гг. кейнсианство становится господствующей теорией в науке  и экономической политике. Правящие круги Запада черпали в ней  идеи макроэкономического анализа  хозяйственной жизни и необходимую  рецептуру экономической политики. Это обеспечило в значительной мере экономический подъем 40-60-х гг. и  долговременную стабилизацию капитализма. Позволила ослабить циклические  колебания в течение более  чем двух послевоенных десятилетий. Очевидно, разработанный Кейнсом  инструментарий государственного регулирования  вписывался в русло объективных  тенденций послевоенного хозяйственного развития. Однако примерно с начала 70-х гг. по мере развертывания второго  этапа НТР произошли серьезные  изменения в этих тенденциях, и  сразу стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Условия воспроизводства  резко ухудшились. Возник эффект стагфляции, упали темпы роста. Вопреки теории Кейнса инфляция сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы. Попытки взбодрить экономику  путем дефицитного финансирования и экспансианскойполитики кредитно-финансовых органов превратились в механизмы непрерывной накачки денежных средств и раскручивания инфляционной спирали. Так, в 70-х гг. государство столкнулось с трудно разрешимой проблемой: как способствовать росту производства и занятости, не стимулируя при этом инфляцию, и как бороться с инфляцией, не препятствуя при этом росту производства и не увеличивая безработицу? Кейнсианская теория ответа не эти вопросы не могла дать.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике