Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на основе изучения научной и учебной литературы изложить основные теоретические подходы к роли государства в рыночной экономике и границах его вмешательства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Провалы ("фиаско") рынка и необходимость вмешательства государства в экономику…………………………………………………………………….. 5
2. Этапы развития экономической деятельности государства………………11
3. Кейнсианская и неоконсервативная концепции государственного регулирования экономики………………………………………………………22
4. Позиции экономистов российской экономической науки о роли государства в экономике……………………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………….39
5. Список литературы ……………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

(Роль государства в рыночной экономике).docx

— 130.29 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что теория Фридмена представляет собой не только теорию монетарного режима и монетаристской политики для стабильной экономики  с небольшим темпом инфляции. Она  еще содержит и другой раздел, включающий меры для экономики переходного  типа. Здесь уже предусматриваются  иные методы, меры, совсем другой монетарный режим.

От регулирующей роли государства  и его участия в создании денежной массы предполагается отказ. Предлагается целый ряд мероприятий для  перехода к свободным ценам. Всестороннее расширение частного сектора и его  приватизация, именно теперь на это  делается упор.

 

 

 

4. Позиции экономистов российской экономической науки о роли государства в экономике

Российские  финансисты, как было установлено  автором, обосновали финансово-кредитный  механизм госрегулирования.

Проанализируем взгляды российских ученых на экономическую роль государства и придем к выводу, что они в большинстве своем рассматривали ее с более широких позиций - позиций цивилизационного подхода, как требовали условия социально-экономического развития России. В.А. Лебедев главную задачу государства видел в обеспечении необходимых условий для всестороннего развития личности: «Общество в лице государства или под его покровом создает, обеспечивает и охраняет условия, способствующие наиболее полезному и наиболее производительному применению сил и способностей наших для целей как нашего личного, так и общего блага. Государственные законы и деятельность государственного управления оберегают человека со всеми его физическими и моральными потребностями, со всей его деятельностью, создают ту почву, на которой он вырастает из первобытного, почти животного состояния на степень действительно разумного, цивилизованного существа».

И.И. Янжул  развивал позиции В.А. Лебедева, связывая усиление роли государства с потребностями  исторического момента: «С ходом  культуры человек все боле и боле нуждается в помощи других людей, в помощи общества и вмешательстве  представителей общества - государственной  власти для обеспечения себе удовлетворительного  существования. Таков новый аргумент в пользу государственного вмешательства. Совокупность всего достаточна, чтобы  оправдать широкое воздействие  государства на промышленность».

А.А. Исаев, определяя сферы государственные  вмешательства, по мнению автора, подчинял их решению проблем повышения  благосостояния народа, имея в виду Россию с ее ужасающей беднотой. «Контроль над пользованием теми естественными богатствами, которые не могут быть воспроизведены», развитие «отраслей, которые имеют всеобщее значение и своими услугами все более входят в обиход всех граждан (монетное дело, страховое, почтовое, главные пути сообщения), меры в области распределения, которые, «уменьшая безработицу, поднимают уровень благосостояния беднейших граждан и тем благотворно влияют на распределение богатства».

Заслуга С.И. Иловайского, по мнению автора, состоит  в том, что, определяя экономические  цели государства, он четко разграничил  экономическую и финансовую политику, подчеркивая, таким образом, значимость последней.

В обобщенном виде воззрения на роль государства  с учетом российских особенностей изложил  С.Ю. Витте в лекциях, прочитанных 100 лет назад брату царя Великому князю Михаилу Александровичу Романову и изданных отдельной книгой «Конспект  лекций о Государственном хозяйстве» (1912).

В обоснование  экономической роли государства  С.Ю. Витте положены, прежде всего, огромные масштабы российского государственного хозяйства, несравнимые со странами Западной Европы. Характерно, что интересы народного хозяйства (рыночного). С.Ю. Витте поставил выше интересов казны: «Хозяйство государственное, преследуя выгоды государственной казны, подчиняется в своих действиях высшим интересам охраны народного благосостояния, а потому должно отказаться от фискальных выгод, идущих вразрез с преуспеянием народного хозяйства».

При С.Ю. Витте стимулирующая налоговая  политика вошла в систему мер  по достижению экономического процветания, защиты национальных интересов России: поддержка предпринимательства, стимулирование технического прогресса, повышение  уровня занятости и оплаты труда  наемных работников, «суровый режим  протекционизма».

Автор установил, что И.И. Янжул и П.П. Мигулин  поставили вопрос о пределах государственного вмешательства. Резюме о роли государства  в экономике страны подвел П.П. Мигулин: «Государство может и должно вмешиваться в частнохозяйственные отношения, - регламентировать строй общественной жизни своих граждан. Весь вопрос только в пределах этого вмешательства». Не только наука пришла к выводу о необходимости регулирующей роли государства в экономике, но и общественность: «Теория государственного невмешательства давно отжила свой век. Современные общественные классы борются между собой из-за стремлений заставить государство служить определенным целям и задачам. Немолчно раздается стоустая проповедь, в которой государство призывается к настойчивому вмешательству в народнохозяйственную жизнь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав кейнсианскую концепцию  государственного регулирования и  неоконсервативную, можно прийти к  следующим выводам:

Теоретическое осознание роли государства  в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он доказал невозможность само исцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации.

Беглый обзор кейнсианства позволяет  сделать ряд выводов:

1. В отличие от своих предшественников  кейнсианская теория разработала макроэкономический метод исследования экономики.

2. Обосновала необходимость и  назвала конкретные рычаги государственного  регулирования рыночной экономики,  как во время кризиса, так  и на длительную перспективу.

3. Циклическое развитие экономики  (спад, оживление, подъем) объясняла  не объективными законами, а психологией  людей: их стремлением по мере  роста дохода больше сберегать,  чем потреблять, результатом чего  становится уменьшение “эффективного  спроса”, которое приводит к  замедлению темпов роста производства  и занятости.

Позиции Кейнса противостоят приверженцы  старых принципов - неоконсерваторы. Они  выступают за невмешательство государства  в хозяйственную деятельность частных  фирм и утверждают, что система  цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра.

Неоконсерваторы считают, что именно нормальный рыночный механизм в силах  эффективно регулировать национальную экономику. Они базируются на различных  исходных посылках и приводят к взаимопротивоположным  выводам относительно формирования спроса и предложения на рынке труда и основных причин, порождающих безработицу.

Можно заметить, что обе представленные модели являются ассиметричными. Критическое  их сопоставление доказывает неполноценность, как исключительно рыночного, так  и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что  отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в  другом. Поэтому в целях улучшения  управления национальным хозяйствам разумнее всего применять смешанный тип  управления, где органически соединяются  достоинства обоих хозяйственных  механизмов.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное  сочетание рыночных и государственных  регуляторов. Обе стороны - рынок  и государство - существенны. По выражению  Б. Самуэльсона, “управлять экономикой в отсутствии того или другого  все равно, что пытаться аплодировать одной рукой”.

Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы  смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным планово-государственным  управлением.

Нельзя абсолютировать роль рынка, недооценивая роль государства.вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночной само регуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные  деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда  становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной  активности, проведение разгосударствления. Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограниченно и поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстат- 
информ, 2003.

2. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005.

3. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов. - М.: Издательсикй Дом «Деловая литература»:, 2002.

4. Е. Гайдар - Государственная нагрузка на экономику. Вопросы экономики. 2004г, №9

5. Макроэкономика: Теория и российская практика. Учебник. / Грязнова А.Г., Думная Н.Н., ред. - КноРус, 2005.

6. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. - М.: Логос, 2005.

7. Основы экономики, Добсон С., Экоперспектива, 2004

8. Основы экономической теории и практика рыночных реформа в Рос- 
сии / М.М. Загорулько. 2-е изд. М.: Логос, 1997.

9. Иванов Г.Г. Экономика торговли: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Геннадий Геннадьевич Иванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

10. С.В. Казанцев. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005г.г.). ЭКО, 2003г, №12

12. Макроэкономика: Курс лекций. / Киселева Е. - Эксмо-Пресс, 2005.

 

13. Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. "Вопросы экономики". 2004г, №4

14. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.

15. Лившиц В.И. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебное пособие.- Томск: Изд. ТПУ, 2004.

16. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2000

17. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 1997.

18. Романенко И.В. Экономика предприятия. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.

19. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. / BBCMPM - М.: Экономика, 1994.-331с. - ISBN 5-282-01827-6

20. Тарасевич. Макроэкономика. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005

21. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина / Киров, 2000.

22. Популярная экономика. Основные принципы и понятия. / Пер. с англ. ООО «Мир книги». - М.: Мир книги, 2002.

23. Популярная экономика. Рыночные отношения / Пер. с англ. ООО «Мир книги». - М.: Мир книги, 2002.

 

 

1А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич «Экономическая теория»: Учебник для вузов, издательство «Питер Паблишинг» С.-Петербург, 1997

2Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. "Вопросы экономики". 2004г, №4

3А. Эльянов Государство и развитие. / Мировая экономика и международные отношения. 2003.

4Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.

5Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005.

6Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов. - М.: Издательсикй Дом «Деловая литература»:, 2002.

7Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. - М.: Логос, 2005.

8Е. Гайдар - Государственная нагрузка на экономику. Вопросы экономики. 2004г, №9

9Иванов Г.Г. Экономика торговли: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Геннадий Геннадьевич Иванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

10Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. - М.: Логос, 2005.

 


Информация о работе Роль государства в рыночной экономике