Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа
Целью курсовой работы на основе изучения научной и учебной литературы изложить основные теоретические подходы к роли государства в рыночной экономике и границах его вмешательства.
Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Провалы ("фиаско") рынка и необходимость вмешательства государства в экономику…………………………………………………………………….. 5
2. Этапы развития экономической деятельности государства………………11
3. Кейнсианская и неоконсервативная концепции государственного регулирования экономики………………………………………………………22
4. Позиции экономистов российской экономической науки о роли государства в экономике……………………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………….39
5. Список литературы ……………………………………………………………………….40
Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.
Отличие
программ, разрабатываемых в условиях
рыночной экономики, от планов, принимавшихся
в административно-командной (плановой)
экономике и носивших директивный
характер, состоит в их рекомендательно-индикативном
характере. Государство не может
обязать частный бизнес следовать
тем или иным программам, но оно
может через налоговые и
2. Этапы развития экономической деятельности государства
По мере
развития рыночной экономики, ее трансформации
в социально ориентированную
рыночную экономику значение государства
в развитии общества усиливается. Активное
участие государства в
Основная
цель деятельности государства в
социальной рыночной экономике состоит
в поддержании социально-
В социальной
рыночной экономике такие
Основные направления экономической деятельности государства
Одним из
важнейших направлений
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Государственное
регулирование экономики
· создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма;
· обеспечение устойчивых темпов роста;
· регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;
· обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
· решение экологических проблем.
Государственное
регулирование экономики
Создание общественных благ — другое важное направление государственного регулирования экономики. Как уже отмечалось, рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные блага. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета. Их производство сверх этого уровня возлагается на негосударственные организации.
Мировая
практика свидетельствует, что рынку
свойственна тенденция к
Рыночный механизм также не в состоянии решить проблему регулирования внешних, или побочных, эффектов. Внешний эффект — это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Строительство железных дорог вызвало загрязнение окружающей среды — это отрицательный внешний эффект. А строительство оросительной системы одним фермером, в результате которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций — пример положительного внешнего эффекта. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.
Английский экономист А. Пигу, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса с активным участием в нем государства.
Американский экономист Р. Коуз,теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек. Это издержки, связанные не с производством как таковым, а с соответствующими ему затратами (поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.
Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?
Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, в сближении общественных и частных издержек.
Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.
Создание инфраструктуры экономики — другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры — комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:
· производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);
· институциональная (государственный аппарат управления);
· социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);
· информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).
Общество остро нуждается в создании и эксплуатации инфраструктуры экономики. Вместе с тем рынок в силу неопределенности платежеспособного спроса на элементы инфраструктуры ограничивает свое участие в этом процессе. Рынок предпочитает эту функцию передать государству8.
В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства — государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, а с другой — как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя, государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.
Государство
ведет предпринимательскую
К 50-м годам XX века в большинстве развитых стран сложились крупные секторы государственного предпринимательства. К 1980 году государственные предприятия обеспечивали 13,2% ВВП, 22,5% капитальных вложений и 11,9% занятых. Далее их влияние несколько снизилось. Существенные позиции занимает государственное предпринимательство во многих развивающихся странах. Средняя доля государственного предпринимательства для всех развивающихся стран не была выше аналогичной доли в западных странах. Вместе с тем роль государственного предпринимательства в развивающихся странах была более важной, поскольку оно было сосредоточено в современных отраслях, в частности в тяжелом секторе обрабатывающей промышленности.
Расширение деятельности государственного предпринимательства находится в тесной зависимости от возможностей государственного бюджета. Стимулирование его развития при относительной ограниченности ресурсов может вынудить государство использовать внутренние и внешние займы. Это в свою очередь ограничит финансовую базу государственного предпринимательства.
Перераспределение доходов — это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из них показаны на рисунке 12.2.
Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.
Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов. Государственные кредиты и субсидии предоставляются юридическим и физическим лицам, местным органам власти.
Налоговое перераспределение доходов — это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и др9.
Рыночной
экономике присуща
Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам,направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др. В период кризисной ситуации достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации или оздоровления экономики.
Фискальная политика — это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.
К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).
Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют такие факторы, как обострение конкурентной борьбы на мировых рынках; дестабилизация валютных курсов; возросшее неравновесие платежных балансов; огромная внешняя задолженность.