Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на основе изучения научной и учебной литературы изложить основные теоретические подходы к роли государства в рыночной экономике и границах его вмешательства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Провалы ("фиаско") рынка и необходимость вмешательства государства в экономику…………………………………………………………………….. 5
2. Этапы развития экономической деятельности государства………………11
3. Кейнсианская и неоконсервативная концепции государственного регулирования экономики………………………………………………………22
4. Позиции экономистов российской экономической науки о роли государства в экономике……………………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………….39
5. Список литературы ……………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

(Роль государства в рыночной экономике).docx

— 130.29 Кб (Скачать)

Во всех странах существуют специальные  государственные органы, ответственные  за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся  в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный  характер, состоит в их рекомендательно-индикативном характере. Государство не может  обязать частный бизнес следовать  тем или иным программам, но оно  может через налоговые и кредитные  льготы, систему государственных  заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

 

 

 

 

2. Этапы развития экономической  деятельности государства

По мере развития рыночной экономики, ее трансформации  в социально ориентированную  рыночную экономику значение государства  в развитии общества усиливается. Активное участие государства в экономике  — характерный признак социальной рыночной экономики.

Основная  цель деятельности государства в  социальной рыночной экономике состоит  в поддержании социально-экономической  стабильности, в обеспечении максимально  высокого уровня благосостояния, социального  прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды  на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы.

В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, которые в смешанной экономике  традиционно возлагаются на государство (стабилизация цен, равновесие экономики  и др.), дополняются социальными  целями. Таким образом, экономическая  деятельность государства в социально  ориентированной рыночной экономике  направлена на устранение несовершенств  рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений  как таковых5.

Основные  направления экономической деятельности государства

Одним из важнейших направлений деятельности государства в социальной рыночной экономике является регулирование  экономики.

Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

·        создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма;

·        обеспечение устойчивых темпов роста;

·        регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;

·        обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

·        решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической  деятельности государства. Одной из важных функций государства в  современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных ее субъектов. Посредством этой функции государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов6.

Создание  общественных благ — другое важное направление государственного регулирования экономики. Как уже отмечалось, рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные блага. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета. Их производство сверх этого уровня возлагается на негосударственные организации.

Мировая практика свидетельствует, что рынку  свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ  свободной конкуренции, диктату  производителей над потребителями, а вследствие этого — к стагнации. Проведение антимонопольной политики может быть возложено только на государство, которое, используя административные и экономические меры, оказывает активное влияние на поддержание конкурентного порядка. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство. Оновключает комплекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции7.

Рыночный  механизм также не в состоянии  решить проблему регулирования внешних, или побочных, эффектов. Внешний эффект — это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Строительство железных дорог вызвало загрязнение окружающей среды — это отрицательный внешний эффект. А строительство оросительной системы одним фермером, в результате которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций — пример положительного внешнего эффекта. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.

Английский  экономист А. Пигу, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса с активным участием в нем государства.

Американский  экономист Р. Коуз,теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек. Это издержки, связанные не с производством как таковым, а с соответствующими ему затратами (поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.

Вопрос  о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, остается одним из самых сложных в экономической  науке. Это особенно справедливо  для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства  ситуаций с возникновением внешних  эффектов. Кто, например, должен нести  ответственность за кислотные дожди  и озоновые дыры в атмосфере?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании  государства и рынка, в сближении  общественных и частных издержек.

Как справедливо  отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

Создание инфраструктуры экономики  — другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры — комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

·        производственная (сеть энергоснабжения,  транспорта и связи);

·        институциональная  (государственный аппарат управления);

·        социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

·        информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

Общество  остро нуждается в создании и  эксплуатации инфраструктуры экономики. Вместе с тем рынок в силу неопределенности платежеспособного спроса на элементы инфраструктуры ограничивает свое участие  в этом процессе. Рынок предпочитает эту функцию передать государству8.

В современной  рыночной экономике государство  является не только координатором и  контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства  — государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, а с другой — как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя, государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.

Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

К 50-м  годам XX века в большинстве развитых стран сложились крупные секторы государственного предпринимательства. К 1980 году государственные предприятия обеспечивали 13,2% ВВП, 22,5% капитальных вложений и 11,9% занятых. Далее их влияние несколько снизилось. Существенные позиции занимает государственное предпринимательство во многих развивающихся странах. Средняя доля государственного предпринимательства для всех развивающихся стран не была выше аналогичной доли в западных странах. Вместе с тем роль государственного предпринимательства в развивающихся странах была более важной, поскольку оно было сосредоточено в современных отраслях, в частности в тяжелом секторе обрабатывающей промышленности.

Расширение  деятельности государственного предпринимательства  находится в тесной зависимости  от возможностей государственного бюджета. Стимулирование его развития при  относительной ограниченности ресурсов может вынудить государство использовать внутренние и внешние займы. Это  в свою очередь ограничит финансовую базу государственного предпринимательства.

Перераспределение доходов — это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из них показаны на рисунке 12.2.

Государственная закупка товаров  и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения доходов  являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов. Государственные кредиты и субсидии предоставляются юридическим и физическим лицам, местным органам власти.

Налоговое перераспределение доходов  — это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и др9.

Рыночной  экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения  по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий  безработным, семьям с детьми, инвалидам  и иным группам населения, нуждающимся  в социальной помощи. Государство  поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в социально ориентированной  рыночной экономике выполняет также  такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам,направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др. В период кризисной ситуации достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации или оздоровления экономики.

Фискальная политика — это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

К мерам  государственного регулирования экономики  относится также поддержка малого бизнеса. Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют такие факторы, как обострение конкурентной борьбы на мировых рынках; дестабилизация валютных курсов; возросшее неравновесие платежных балансов; огромная внешняя задолженность.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике