Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на основе изучения научной и учебной литературы изложить основные теоретические подходы к роли государства в рыночной экономике и границах его вмешательства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Провалы ("фиаско") рынка и необходимость вмешательства государства в экономику…………………………………………………………………….. 5
2. Этапы развития экономической деятельности государства………………11
3. Кейнсианская и неоконсервативная концепции государственного регулирования экономики………………………………………………………22
4. Позиции экономистов российской экономической науки о роли государства в экономике……………………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………….39
5. Список литературы ……………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

(Роль государства в рыночной экономике).docx

— 130.29 Кб (Скачать)

Кроме того, кейнсианская модель государственного регулирования не вписывалась и  в требования, диктуемые НТР. В  условиях НТР возникла настоятельная  потребность в усилении гибкости, быстрой приспособляемости отраслей и компаний к резкой смене поколений  техники, технологий и знаний. Все  это вызвало необходимость быстрой  переориентации массированных капиталовложений и снятие различных ограничений  на этом пути, т.е. большей свободы  предпринимательства. Однако изъятие  значительной части прибыли через  налоговую систему и бюрократизация системы централизованного регулирования  стали тормозом на пути структурных  преобразований и технического прогресса. Экономический кризис 1979-81гг. стал не просто очередным циклическим кризисом, причем самым продолжительным в  послевоенное время, но и кризисом кейнсианской модели государственного регулирования. Под воздействием этого кризиса  произошла кардинальная перестройка  системы государственного регулирования  и сложилась новая, неоконсервативная  модель. Однако даже самые ярые противники Дж. М. Кейнса открыто признают, что  современную экономическую науку  нельзя даже представить себе без  того, что было привнесено в нее  творчеством Кейнса.

 

Государственное регулирование  экономики в свете неоконсервативной  концепции

В 70-е гг. экономика западных стран  столкнулась не только с глубокими  циклическими кризисами и затуханием темпов экономического роста, но и с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении циклических кризисных потрясений, но и в серьезной структурной перестройке экономики. Именно необходимость решения этих задач и определила содержание формирующейся модели государственного регулирования.

Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической теории. Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую (математическую), кембриджскую, чикагскую и др. отцом - основателем этого направления считается Альфред Маршалл (1842-1924), главным трудом которого была книга “Принципы политической экономики”, вышедшая в 1890г., главным предметом анализа является уже не теория стоимости, а теория цены.

Будучи учеником Дж. С. Милля, первоначально  А. Маршалл был добропорядочным  сторонником классической школы, но не мог не учитывать результатов  маржинального анализа. Кроме того, тип мышления А. Маршалла заметно отличался от типа мышления его предшественников. Дело в том, что вся экономическая наука была построена на принципе казуальности, т.е. в основе лежат причинно-следственный подход. И экономисты - классики, и маржиналисты искали причину ценности. У каждой из школ источник стоимости, ценности был свой, но он обязательно был.

А. Маршалл же использовал функциональный подход, смысл которого состоит в том, что все экономические явления находятся между собой не в причинно-следственной, а в функциональной зависимости. По его мнению, задача экономической науки состоит в том, чтобы не быть наукой о богатстве и причинах его роста, а изучить реально действующий механизм рыночного хозяйства и понять принципы его функционирования. Приведем изложение сути рыночного механизма по Маршаллу. Если ни покупатель, ни продавец не имеют по отношению друг к другу какой-либо власти и в процессе заключения сделок не вмешивается третья сила (например, государство), цена сделки станет результатом соглашения между продавцом и покупателем. До заключения сделки существуют как бы две цены товара. С одной стороны, каждый продавец хотел бы продать свой товар по максимально высокой цене, но рискует вовсе его не продать, если эта цена не устроит покупателя. С другой стороны, покупатель хотел бы купить товар как можно дешевле, но также рискует не получить товар вовсе, если цена не подойдет продавцу. Цена продавца в своем минимальном значении определяется затратами на его производство, себестоимостью. Цена покупателя в своем максимальном значении равна предельной полезности этого товара. Торг идет до тех пор, пока цена продавца не совпадет с ценой покупателя, эта равновесная цена и становится ценой товара. Таким образом, цена продавца устанавливается по классическому закону, а цена покупателя - по маржинальному. Реальная же цена сделки есть нечто среднее. Из этого примера видно, что в неоклассицизме произошел своеобразный синтез двух подходов, который внес нечто новое.

Это новое состоит в том, что  цена является результатом количественного  соотношения между величинами спроса и предложения на данном рынке. Цена сделки и величина спроса находятся  между собой в обратной зависимости: чем выше цена, тем ниже объем  спроса и наоборот. Цена и величина предложения находятся между  собой в прямой зависимости: чем  выше цена, тем выше предложение. При  равенстве величин спроса и предложения  цена на мгновение перестает колебаться и становится рыночной равновесной ценой. Любое отклонение цен от их равновесного уровня приводит к несоответствию величин спроса на товар и предложения товара.

Это обстоятельство порождает движение рыночной цены в направлении уравновешивания  объемов спроса и предложения. Цены приходят к равновесным значениям  за счет того, что восстанавливается  равенство величин спроса и предложения. Таким образом, рыночный или ценовой механизм способен без вмешательства извне отрегулировать уровень цен на рынках. Государство не должно вмешиваться в этот тонкий механизм, так как любое, даже произведенное из лучших соображений, вмешательство нарушает баланс сил и в конечном итоге приведет к нерациональному использованию ограниченных, редких ресурсов.

А. Маршалл считал, что нарушение  работы рыночного механизма может  происходить не только из-за государственного вмешательства, но также из-за того, что продавец может приобрести власть над рынком, относительно независимо от покупателя формировать рыночные цены, тем самым стать продавцом - монополистом. Однако он полагал, что  это положение продавца не может  сохраняться длительное время из-за конкуренции среди производителей. В реальности же экономика начала XXв. Продемонстрировала рост и устойчивость монополистических тенденций.

В рамках неоклассического направления  появилось и развивается множество  различного рода теорий: либерализм, монетаризм, теории “экономического роста”, “общего  экономического равновесия”, “экономики благосостояния”, “экономики предложения” и “рациональных ожиданий” и  др. наиболее видными представителями  этих направлений являются американские экономисты М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер и Дж. Гилдер (концепция экономики  предложения), Дж. Мут, Р. Лукас и Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий), Л. Мизес и Ф. Хаек (либерализм).

Рассмотрим концепцию Фридмена, выделив наиболее исходные положения  монетаризма:

1.Признание устойчивости денежного  хозяйства. Рыночная экономика,  по их мнению, сама в силу  внутренних тенденций и условий  стремится к стабильности, к саморегулированию.  Система рыночной конкуренции  обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия.

Данное положение направлено против утверждения Кейнса о необходимости  государственного вмешательства, которое, по его мнению, нарушает естественный процесс.

2. Приоритетность денежных факторов. Среди различных инструментов воздействующих на экономику, предпочтение предлагается отдать денежным инструментам, которые способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность, как главную цель регулирования.

По Кейнсу, бюджетная политика - достаточно точная и предсказуемая  по результатам. А по Фридмену таковой  является денежно-кредитная политика. Сделав такой вывод, он учитывал, что  существует тесная связь между темпами  роста денежной массы и динамикой  валового национального продукта. Ускорение  или замедление темпов первой сказывается  на совокупном денежном доходе, можно  сделать вывод, что и на развитии деловой активности, циклических  колебаний производства.

3. Под влияние регулирования  должны попадать только долгосрочные  задачи. Колебания денежной массы  имеют последствия, проявляющиеся  не сразу.

4. Центральный банк обязан поддерживать  устойчивость прироста денежной  массы вне зависимости от изменения  хозяйственной ситуации. Деньги, облигации,  акции, физические блага, человеческий  капитал - вот пять основных  богатств, которые выделяет Фридмен.  Все они взаимозаменяемы; могут  продаваться, покупаться, подвергаться  обмену, если одна из форм богатства  не приносит ожидаемого, т.е. достаточно  высокого дохода.

Люди стремятся иметь часть  активов в денежной форме. Это  довольно просто объясняется: деньги ликвидны, реализуемы, без особого труда  можно приобрести любые товары и  услуги.

Имея наличные деньги, не сулит  никаких доходов, даже приносит дополнительные издержки. Денежный запас нужен для  повседневных расходов, а хранение остальных активов в виде денег  несет потерю альтернативного дохода, который можно получить путем  приобретения облигаций, вложения в инвестиционные товары, предпринимательскую деятельность.

Согласно Фридмену, люди хотят видеть в ликвидной форме ту часть активов, который необходим им для покупок, оплаты товаров. Без кассовых резервов обойтись нельзя, но в кассе целесообразно иметь как можно меньшее количество денег.

Потребность в деньгах - это спрос  на деньги. В отличие от Кейнса, Фридмен  считал, что денежный спрос относительно стабилен. Покупательская способность  денег будет падать в том случае, если ожидается инфляция (рост цен), и наоборот, если ожидается снижение цен, спрос будет возрастать. Также, спрос на деньги снижается при  повышении процента. Он выступает  в роли регулятора, который помогает обрести равновесие между деньгами, как средством сбережения и ценными  бумагами, приносящими доход в  виде процента.

Процентная ставка не является определяющей в спросе на деньги. По теории Фридмена, спрос на деньги определяется их предельной доходностью по сравнению с доходностью  всех других видов активов.

М. Фридмен совместно с А. Шварц  пришли к выводу, что темп роста  денежной массы идет по циклической  схеме. В книге “Монетарная история  Соединенных Штатов 1867-1960гг.”, он отстаивает позицию, согласно которой в долговременные периоды крупные изменения хозяйственной  жизни связаны, прежде всего, с денежной массой и ее движением. “Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет  танец доллара”, - так считает  М. Фридмен.

Все крупнейшие экономические потрясения, включая Великий кризис 1930г., объясняются  Фридменом последствием денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики. Фридмен довольно часто высказывается  против социальных мер правительства, направленных на поддержку низкооплачиваемых  слоев населения, полагая их неэффективными социальными действиями. Он всегда поддерживает великую роль свободы в рыночной экономике. Неприятие им социальных программ Фридмен объясняет тем, что в конечном свете они не улучшают, а ухудшают положение как малоимущих, так и всего хозяйства в целом.

Как полагает М. Фридмен, государственное  вмешательство в рыночную систему  может дать кратковременный положительный  результат, но экономическая система  сложна и непредсказуема, поэтому  в долгосрочной перспективе неизвестно, будут ли общие последствия государственных  мер положительными или отрицательными. Фридмен, считает, что государство  должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения, что сближает его с неолиберальной школой.

Удешевление денег происходит при  росте их предложения (снижается  их процентная ставка). В данный период выгодно брать кредит, спрос на инвестиционные товары повышается. С  ростом капиталовложений увеличивается  валовой общественный продукт, повышается уровень занятости.

Увеличение денежного предложения  несет за собой изменения, которые  носят не только количественный характер. Растут цены на различные виды товаров, но неравномерно. Между товарами различных  групп проявляются изменения  в соотношении цен. Обычно пользуются спросом изначально дешевые товары, затем наступает очередь новых  товаров, а уж потом услуги. Ценовые  сдвиги, изменения относительных  цен способствуют структурным сдвигам, а в итоге создаются предпосылки  для долгосрочного стабильного  развития.

Таким образом, устанавливается связь  между денежным и товарным секторами, путем само регуляции “работы” цен и выравнивания покупательной способности денег.

Главной функцией денег, по мнению монетаристов, является служение финансовой базой  и важнейшим стимулятором экономического развития. На распределение ресурсов между отраслями, техническому прогрессу, поддержанию экономической активности способствует регулирование денежной массы через банковскую систему.

При увеличении количества денег в  обращении, относительно небольшого, и  как следствие, повышения цен, которые  не противоречат темпу экономического роста, то имеют место быть предпосылки  для равновесия между денежным и  товарным секторами. При быстром росте цен развертывается инфляция, которую практически невозможно контролировать. Покупательная сила денег резко падает, а потребность возрастает, так как увеличивается объем товарооборота. За нехваткой денежных средств, следует кризис платежей и расчетов.

На основе вышесказанного, спрос  на деньги формируется на базе сравнения  альтернативных выгод. Ожидая инфляцию, люди стремятся как можно быстрее  избавиться от теряющих свою цену денег. Они переходят (трансформируются) в  другие формы богатств, например в  недвижимость, ценные бумаги, но не в  производство, т.к. риск инвестиционных вложений возрастает.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике