Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа
Целью курсовой работы на основе изучения научной и учебной литературы изложить основные теоретические подходы к роли государства в рыночной экономике и границах его вмешательства.
Введение…………………………………………………………………….. 2
1. Провалы ("фиаско") рынка и необходимость вмешательства государства в экономику…………………………………………………………………….. 5
2. Этапы развития экономической деятельности государства………………11
3. Кейнсианская и неоконсервативная концепции государственного регулирования экономики………………………………………………………22
4. Позиции экономистов российской экономической науки о роли государства в экономике……………………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………………….39
5. Список литературы ……………………………………………………………………….40
Кроме того, кейнсианская модель государственного
регулирования не вписывалась и
в требования, диктуемые НТР. В
условиях НТР возникла настоятельная
потребность в усилении гибкости,
быстрой приспособляемости
Государственное регулирование
экономики в свете
В 70-е гг. экономика западных стран столкнулась не только с глубокими циклическими кризисами и затуханием темпов экономического роста, но и с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении циклических кризисных потрясений, но и в серьезной структурной перестройке экономики. Именно необходимость решения этих задач и определила содержание формирующейся модели государственного регулирования.
Теоретической основой этой модели
послужили концепции
Будучи учеником Дж. С. Милля, первоначально А. Маршалл был добропорядочным сторонником классической школы, но не мог не учитывать результатов маржинального анализа. Кроме того, тип мышления А. Маршалла заметно отличался от типа мышления его предшественников. Дело в том, что вся экономическая наука была построена на принципе казуальности, т.е. в основе лежат причинно-следственный подход. И экономисты - классики, и маржиналисты искали причину ценности. У каждой из школ источник стоимости, ценности был свой, но он обязательно был.
А. Маршалл же использовал функциональный подход, смысл которого состоит в том, что все экономические явления находятся между собой не в причинно-следственной, а в функциональной зависимости. По его мнению, задача экономической науки состоит в том, чтобы не быть наукой о богатстве и причинах его роста, а изучить реально действующий механизм рыночного хозяйства и понять принципы его функционирования. Приведем изложение сути рыночного механизма по Маршаллу. Если ни покупатель, ни продавец не имеют по отношению друг к другу какой-либо власти и в процессе заключения сделок не вмешивается третья сила (например, государство), цена сделки станет результатом соглашения между продавцом и покупателем. До заключения сделки существуют как бы две цены товара. С одной стороны, каждый продавец хотел бы продать свой товар по максимально высокой цене, но рискует вовсе его не продать, если эта цена не устроит покупателя. С другой стороны, покупатель хотел бы купить товар как можно дешевле, но также рискует не получить товар вовсе, если цена не подойдет продавцу. Цена продавца в своем минимальном значении определяется затратами на его производство, себестоимостью. Цена покупателя в своем максимальном значении равна предельной полезности этого товара. Торг идет до тех пор, пока цена продавца не совпадет с ценой покупателя, эта равновесная цена и становится ценой товара. Таким образом, цена продавца устанавливается по классическому закону, а цена покупателя - по маржинальному. Реальная же цена сделки есть нечто среднее. Из этого примера видно, что в неоклассицизме произошел своеобразный синтез двух подходов, который внес нечто новое.
Это новое состоит в том, что цена является результатом количественного соотношения между величинами спроса и предложения на данном рынке. Цена сделки и величина спроса находятся между собой в обратной зависимости: чем выше цена, тем ниже объем спроса и наоборот. Цена и величина предложения находятся между собой в прямой зависимости: чем выше цена, тем выше предложение. При равенстве величин спроса и предложения цена на мгновение перестает колебаться и становится рыночной равновесной ценой. Любое отклонение цен от их равновесного уровня приводит к несоответствию величин спроса на товар и предложения товара.
Это обстоятельство порождает движение рыночной цены в направлении уравновешивания объемов спроса и предложения. Цены приходят к равновесным значениям за счет того, что восстанавливается равенство величин спроса и предложения. Таким образом, рыночный или ценовой механизм способен без вмешательства извне отрегулировать уровень цен на рынках. Государство не должно вмешиваться в этот тонкий механизм, так как любое, даже произведенное из лучших соображений, вмешательство нарушает баланс сил и в конечном итоге приведет к нерациональному использованию ограниченных, редких ресурсов.
А. Маршалл считал, что нарушение
работы рыночного механизма может
происходить не только из-за государственного
вмешательства, но также из-за того,
что продавец может приобрести власть
над рынком, относительно независимо
от покупателя формировать рыночные
цены, тем самым стать продавцом
- монополистом. Однако он полагал, что
это положение продавца не может
сохраняться длительное время из-за
конкуренции среди
В рамках неоклассического направления
появилось и развивается
Рассмотрим концепцию Фридмена, выделив наиболее исходные положения монетаризма:
1.Признание устойчивости
Данное положение направлено против утверждения Кейнса о необходимости государственного вмешательства, которое, по его мнению, нарушает естественный процесс.
2. Приоритетность денежных
По Кейнсу, бюджетная политика - достаточно точная и предсказуемая по результатам. А по Фридмену таковой является денежно-кредитная политика. Сделав такой вывод, он учитывал, что существует тесная связь между темпами роста денежной массы и динамикой валового национального продукта. Ускорение или замедление темпов первой сказывается на совокупном денежном доходе, можно сделать вывод, что и на развитии деловой активности, циклических колебаний производства.
3. Под влияние регулирования
должны попадать только
4. Центральный банк обязан
Люди стремятся иметь часть активов в денежной форме. Это довольно просто объясняется: деньги ликвидны, реализуемы, без особого труда можно приобрести любые товары и услуги.
Имея наличные деньги, не сулит никаких доходов, даже приносит дополнительные издержки. Денежный запас нужен для повседневных расходов, а хранение остальных активов в виде денег несет потерю альтернативного дохода, который можно получить путем приобретения облигаций, вложения в инвестиционные товары, предпринимательскую деятельность.
Согласно Фридмену, люди хотят видеть в ликвидной форме ту часть активов, который необходим им для покупок, оплаты товаров. Без кассовых резервов обойтись нельзя, но в кассе целесообразно иметь как можно меньшее количество денег.
Потребность в деньгах - это спрос на деньги. В отличие от Кейнса, Фридмен считал, что денежный спрос относительно стабилен. Покупательская способность денег будет падать в том случае, если ожидается инфляция (рост цен), и наоборот, если ожидается снижение цен, спрос будет возрастать. Также, спрос на деньги снижается при повышении процента. Он выступает в роли регулятора, который помогает обрести равновесие между деньгами, как средством сбережения и ценными бумагами, приносящими доход в виде процента.
Процентная ставка не является определяющей в спросе на деньги. По теории Фридмена, спрос на деньги определяется их предельной доходностью по сравнению с доходностью всех других видов активов.
М. Фридмен совместно с А. Шварц
пришли к выводу, что темп роста
денежной массы идет по циклической
схеме. В книге “Монетарная история
Соединенных Штатов 1867-1960гг.”, он отстаивает
позицию, согласно которой в долговременные
периоды крупные изменения
Все крупнейшие экономические потрясения, включая Великий кризис 1930г., объясняются Фридменом последствием денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики. Фридмен довольно часто высказывается против социальных мер правительства, направленных на поддержку низкооплачиваемых слоев населения, полагая их неэффективными социальными действиями. Он всегда поддерживает великую роль свободы в рыночной экономике. Неприятие им социальных программ Фридмен объясняет тем, что в конечном свете они не улучшают, а ухудшают положение как малоимущих, так и всего хозяйства в целом.
Как полагает М. Фридмен, государственное
вмешательство в рыночную систему
может дать кратковременный положительный
результат, но экономическая система
сложна и непредсказуема, поэтому
в долгосрочной перспективе неизвестно,
будут ли общие последствия
Удешевление денег происходит при росте их предложения (снижается их процентная ставка). В данный период выгодно брать кредит, спрос на инвестиционные товары повышается. С ростом капиталовложений увеличивается валовой общественный продукт, повышается уровень занятости.
Увеличение денежного
Таким образом, устанавливается связь между денежным и товарным секторами, путем само регуляции “работы” цен и выравнивания покупательной способности денег.
Главной функцией денег, по мнению монетаристов, является служение финансовой базой и важнейшим стимулятором экономического развития. На распределение ресурсов между отраслями, техническому прогрессу, поддержанию экономической активности способствует регулирование денежной массы через банковскую систему.
При увеличении количества денег в обращении, относительно небольшого, и как следствие, повышения цен, которые не противоречат темпу экономического роста, то имеют место быть предпосылки для равновесия между денежным и товарным секторами. При быстром росте цен развертывается инфляция, которую практически невозможно контролировать. Покупательная сила денег резко падает, а потребность возрастает, так как увеличивается объем товарооборота. За нехваткой денежных средств, следует кризис платежей и расчетов.
На основе вышесказанного, спрос на деньги формируется на базе сравнения альтернативных выгод. Ожидая инфляцию, люди стремятся как можно быстрее избавиться от теряющих свою цену денег. Они переходят (трансформируются) в другие формы богатств, например в недвижимость, ценные бумаги, но не в производство, т.к. риск инвестиционных вложений возрастает.