Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:25, курсовая работа
Чисто рыночной экономики как основы экономической, да и не только экономической, жизни общества не существует. Даже на первых ступенях развития рыночная экономика не существовала без вмешательства государства. Менялись только цели, задачи, масштабы, формы этого вмешательства. В разные периоды экономического развития отдельных ныне развитых государств имели место «приливы» и «отливы» государственного вмешательства в экономику, то есть усиливалась или уменьшалась. Цель курсовой работы – определить роль государства и его степень вмешательства в рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ
1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
2 Теории государственного вмешательства в экономику 7
2.1 Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм 7
2.2 Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
2.3 Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм
3 Экономические функции государства
3.1 Правовая функция
3.2 Распределение ресурсов
3.3 Перераспределение доходов
3.4 Стабилизационная функция государства
4 Методы государственного экономического регулирования
4.1 Административное регулирование
4.2 Прямые методы регулирования
4.3 Косвенное экономическое регулирование
5 Госсектор и его компоненты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
роль государства в рыночной экономике
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
2 Теории государственного вмешательства в экономику 7
2.1 Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм 7
2.2 Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
2.3 Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм
3 Экономические функции государства
3.1 Правовая функция
3.2 Распределение ресурсов
3.3 Перераспределение доходов
3.4 Стабилизационная функция государства
4 Методы государственного экономического регулирования
4.1 Административное регулирование
4.2 Прямые методы регулирования
4.3 Косвенное экономическое регулирование
5 Госсектор и его компоненты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Чисто рыночной экономики как основы экономической, да и не только экономической, жизни общества не существует. Даже на первых ступенях развития рыночная экономика не существовала без вмешательства государства. Менялись только цели, задачи, масштабы, формы этого вмешательства. В разные периоды экономического развития отдельных ныне развитых государств имели место «приливы» и «отливы» государственного вмешательства в экономику, то есть усиливалась или уменьшалась. Цель курсовой работы – определить роль государства и его степень вмешательства в рыночной экономике.
Государственное и рыночное регулирование в развитых странах – это единый организм, который приспосабливается к изменяющимся условиям. Государственное регулирование постоянно усложняется, появляются его новые инструменты и методы. Нарастает тенденция преимущественного использования экономических, а не административных методов регулирования. Именно эта тенденция чаще всего отражается в самом термине «дерегулирование» (а вовсе не отказ от какого бы то ни было государственного управления). О масштабах вмешательства государства в экономическую жизнь свидетельствует хотя бы тот факт, что только нормативные акты, регулирующие банковское дело в ФРГ, занимают в объеме 240 страниц.
Влияние государства на экономику развитых стран осуществляется посредством функционирования государственной собственности (госсектора), имеющей определенный удельный вес в экономике; государственного потребления; государственного программирования. Государство выступает как собственник и как потребитель, как заказчик и как покупатель.
Задачи курсовой работы – определить причины вмешательства государства в рыночную экономику, экономические функции государства и методы государственного экономического регулирования.
Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:
1. принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;
2.. предоставление так называемых “общественных благ”, распределения ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства:
во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.
Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;
3. наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;
4. несовершенная конкуренция и информационная асимметрия. Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;
5. перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);
6. регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.
Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.
Следует отметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др[1].
Расширение государственного регулирования экономики оправдано до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие “провалов” рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.
В мировой экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно места, роли, целей и возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства (периодов процветания, затяжных кризисов, тяжелой, галопирующей инфляции, мира войны). В XX в. маятник поворачивался дважды: в 30-60-ые гг. — в сторону активизации воздействия государства; с 70-х гг. — в сторону возрастания регулирующей роли рынка и его механизмов. В целом процессы, происходившие в мировом хозяйстве, содействовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций его развития и разработке научно обоснованной экономической политики государства.
В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, возможностей, границ, форм государственного регулирования экономики значительно разошлись мнения приверженцев трех ведущих направлений экономической науки XX в.: неоклассического, кейнсианского и институционального. Теории, разработанные экономистами этих направлений в разное время и в разных странах, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономической политики конкретных правительств.
Неоклассическое направление выдвинуло в XX в. немало видных ученых. Среди них основатель направления английский экономист А. Маршалл, американцы Э.Чемберлин, Л.Мизес, лауреаты Нобелевской премии Ф.Хайек, М.Фридмен.
Концепции государственного вмешательства в экономику определяются методологией того или иного направления и трактовкой сущности и роли рыночного координирующего механизма. Главным мотивом действия человека неоклассики считают собственный интерес. Экономика рассматривается ими как равновесная и относительно гармоничная система, в которой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества. Всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя достижение индивидуумом, а следовательно, и всем обществом своего оптимума (отметим, что речь идет лишь об условиях свободной конкуренции).
Такой подход, впервые разработанный А. Смитом (1723-1790), получил название экономического либерализма. Роль государства английский классик ограничивал функцией «ночного сторожа» для поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.
Отвечая потребностям современного общественного развития, неоклассики XX столетия модернизировали и развили идеи А.Смита. По их мнению, государство, не вмешиваясь непосредственно в действия рыночных сил, должно создавать благоприятные экономические условия для эффективного функционирования рынка и предпринимательства. Один из авторов этой идеи, немецкий экономист В.Ойкен (1891-1950) доказывал, что государство нельзя подпускать к планированию и регулированию экономического процесса, но в то же время оно необходимо для формирования элементов экономического порядка. Современная неоклассическая мысль такими необходимыми элементами «экономического порядка», создаваемыми государством, считает охрану закона и порядка, защиту прав собственности, поддержание конкуренции, обеспечение здорового, неинфляционного денежного обращения, осуществление налоговой политики, стимулирующей предпринимательство[2].
Во второй половине XX в. неоклассические взгляды особенно активно развивали ученые Чикагского университета США. Здесь создалась своеобразная школа экономистов — сторонников либеральной экономики и либеральных методов государственной экономической политики. Чикагский профессор М.Фридмен важнейшим условием эффективного функционирования рыночного механизма считает стабильное денежное обращение. Его теория вошла в историю экономической науки под названием «монетаризм».
В основе концепции Фридмена лежит так называемая количественная теория денег. Согласно ей денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, а через нее — и хозяйственными процессами, в частности, они оказывают значительное влияние на объем производства и занятость.
М.Фридмен отстаивает идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования экономики. Отклонение от этого правила означает распад всех механизмов, с помощью которых части рыночной экономики образуют единое целое, убеждает он. Стабильный рост запаса денег обеспечивает — с определенным лагом — стабильный рост производства. Отсюда его «денежное правило»: Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры[3].
В условиях гиперинфляции, охватившей мировое хозяйство в 70-х гг. XX в., Фридмен предложил правительствам программу ее преодоления. Она предполагала следующие меры: 1. Отказаться от циклического регулирования количества денег в обращении. Обеспечить строжайший контроль со стороны центрального правительства за денежной массой, не допуская ее роста более чем на 3-5% в год. 2. Установить высокий банковский процент. 3. Минимизировать рост зарплаты, не препятствуя даже ее падению, для чего сохранить безработицу на достаточно высоком уровне. 4. Сократить расходы государственного бюджета.
Его предложения были высоко оценены правительствами многих стран. Первыми их использовали правительства США и Великобритании. Это касалось прежде всего строжайшего контроля со стороны центрального правительства за денежной массой. Строгое соблюдение количества денег в обращении должно было, по мнению правительства английских консерваторов, обеспечить ясность в оценке развития инфляционных процессов, стабилизировать поведение субъектов экономических отношений и затормозить увеличение как заработной платы, так и цен.
Правительства США и Великобритании стремились также, следуя монетаристской концепции, снизить темпы роста денежной массы путем установления высокого банковского процента. В результате удалось замедлить этот темп. Однако процентные ставки, достигшие в начале 80-х гг. очень высоких размеров, вызвали, например в США, недовольство фермеров, мелких и средних капиталистов. Эта мера не стала популярной и потому, что препятствовала росту деловой активности. В то же время осуществление «политики доходов», прежде всего ограничение роста заработной платы как будто бы приносило позитивные результаты. Гиперинфляция 70-х— начала 80-х гг. была подавлена. А «денежное правило» М.Фридмена не допускать прироста денежной массы более чем на 3-5% в год легло в основу политики международных валютно-финансовых организаций нашего времени. Кредо для денежной политики правительств конца XX — начала XXI в. монетаризм определил как стабильность, стабильность и еще раз стабильность.