Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:25, курсовая работа
Чисто рыночной экономики как основы экономической, да и не только экономической, жизни общества не существует. Даже на первых ступенях развития рыночная экономика не существовала без вмешательства государства. Менялись только цели, задачи, масштабы, формы этого вмешательства. В разные периоды экономического развития отдельных ныне развитых государств имели место «приливы» и «отливы» государственного вмешательства в экономику, то есть усиливалась или уменьшалась. Цель курсовой работы – определить роль государства и его степень вмешательства в рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ
1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
2 Теории государственного вмешательства в экономику 7
2.1 Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм 7
2.2 Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
2.3 Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм
3 Экономические функции государства
3.1 Правовая функция
3.2 Распределение ресурсов
3.3 Перераспределение доходов
3.4 Стабилизационная функция государства
4 Методы государственного экономического регулирования
4.1 Административное регулирование
4.2 Прямые методы регулирования
4.3 Косвенное экономическое регулирование
5 Госсектор и его компоненты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Нельзя забывать и о том, что экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночных стимулов. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.
Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительные эффекты в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.
Одним из важнейших звеньев смешанной экономики, ее неотъемлемой составной частью является государственный сектор. Что же он представляет собою? Обычно в литературе под государственным сектором понимается комплекс объектов собственности, принадлежащих государству (предприятий, организаций, учреждений). Вместе с тем в научных публикациях встречается и расширительная трактовка. В состав его структурных элементов, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляются государственными функциями регулирования экономики.
Итак, государственный сектор в экономике — многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс. В зависимости от целей, характера решаемых задач и источников финансирования в составе государственного сектора экономики можно выделить три основных блока. Во-первых, государственные предпринимательские структуры. К ним относятся государственные унитарные и федеральные казенные предприятия (заводы, фабрики, хозяйства и д.р.), государственные коммерческие торговые и представляющие различные платные услуги учреждения, организации (например, «Рособоронэкспорт», «Российский кинопрокат»). Во-вторых, государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, гражданской защиты, охраны природы, обеспечения экологической и государственной безопасности и т.п. В-третьих, государственная федеральная и субъектов федерации собственность сверх той, что закреплена в качестве имущества, имеющегося у объектов, входящих в упомянутые выше два блока. Сюда можно отнести землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, других юридических лиц или муниципалитетов, а также иные средства, составляющие государственную казну[10].
Строго говоря, государственный сектор вполне правомерно можно называть общественным сектором, если включить в него как самостоятельный еще муниципальный блок, муниципальную собственность, т.е. предприятия, организации, принадлежащие органам местного самоуправления[11].
Таким образом, государственный сектор экономики — это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золото-валютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных казенных имущественных объектов, находящихся в собственности федерации и ее субъектов.
Государственный сектор в экономике выполняет ряд важных функций. Прежде всего, он способствует формированию экономического потенциала страны, обеспечивающего хозяйственную жизнь общества. С его помощью государство регулирует экономическую деятельность, используя соответствующие рычаги. Так, в случае необходимости выравнивается экономический цикл с помощью государственных инвестиций, госзаказа, госзакупок, реконструкции предприятий инфраструктуры. Принимаются меры по улучшению сбалансированности хозяйства и ликвидации диспропорций.
Государство также формирует наиболее рациональную структуру народного хозяйства на основе реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства. Оно поддерживает занятость населения путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест. Наконец, государство аккумулирует и перераспределяет денежные средства. Важными функциями государственного сектора являются организация производства общественных благ, развитие науки, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы.
Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка.
Во-вторых, методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему внутренних стимулов - косвенное экономическое воздействие.
В-третьих, государственное вмешательство в экономику имеет целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при разработке и реализации правительственных программ. Удачно сформулировал проблему французский поэт П. Валерии: «Сильное государство подавляет нас, а при слабом мы погибнем».
В-четвертых, система целей и методов их достижения может быть представлена как модель регулирования. Основными для смешанной экономики являются кейнсианская модель и неоконсервативная, опирающиеся на соответствующие теоретические школы. Содержание каждой из моделей определяется конкретными условиями социально-экономического развития страны, требующими решения тех или иных приоритетных целей, прежде всего преодоления безработицы и экономического спада в кейнсианской модели и инфляции и проведения структурной перестройки экономики - в неоконсервативной. При этом первая модель строится на признании активной роли государства в стабилизации экономики, вторая предполагает преимущественно пассивную позицию государства и отдает предпочтение силам рыночной саморегуляции.
В-пятых, важными функциями государственного сектора являются организация производства общественных благ, развитие науки, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров, обеспечение экономической безопасности.
1. Виссарионов А. Государственный сектор: границы, контроль, управление. // Экономист./ Виссарионов А. – М,2007. №6. – С. 3-12.
2. Волконский В.А. Роль государства в современной экономике. // Банковское дело./ Волконский В.А. – М,2005. №9. – С. 8-16.
3. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Изд-во Инфра – М,2006.
4. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под редакцией В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС,2005.
5. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. // Менеджмент в России и за рубежом./ Донцова Л.В. – М,2003. №4. – С. 34-40
6. Клейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. // Клейнер Г /Вопросы экономики. – 2004. №4. – С. 25-41.
7. Куликов Л.М. Экономическая теория. / Л.М. Куликов. - М.: Изд-во Проспект,2006.
8. Курс экономической теории. / Под общей редакцией М.Н. Чепуриной, Е.А. Киселевой. – Киров: Изд-во АСА, 2003.
9. Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Изд-во Инфра – М,2000.
10. Новикова, З.Т. Экономическая теория. / З.Т. Новикова.- М.: Изд-во Академический Проект,2007.
11. Основы экономической теории: Курс лекций. – Ижевск: Изд-во Удмурт. университет,2000.
12. Роль государства в экономике: мировой опыт. / Под редакцией М. Н. Осьмовой. – М.: Изд-во ТЕИС,2003.
13. Рулкина Г.Ф. Место и роль государства в регулировании экономических процессов. // Государственная власть и местное самоуправление./ Рулкина Г.Ф.– 2008. №4. – С. 16-19
14. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия./Ф.И Шамхалов. – М.: Изд-во Экономика,2008.
15. Экономическая теория./Под общей редакцией акад. В.И. Видятина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевич. – М.: Изд-во Инфра – М,2003.
16. Экономическая теория. / Под редакцией А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Изд-во Экзамен,2004.
17. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Д. Камаева. – М.: Изд-во Владос,2006.
Лист нормоконтроля
Наименование документа | ФИО разработчика | Заключение нормоконтроля |
Курсовая работа |
|
|
Дата ____________
Нормоконтролер _____________ ____________________
подпись фамилия, инициалы
24
[1] Курс экономической теории. / Под общей редакцией М.Н. Чепуриной, Е.А. Киселевой. – Киров: Изд-во АСА,2003.-358с.
[2] Куликов, Л.М. Экономическая теория. / Л.М. Куликов. - М.: Изд-во Проспект,2004.- 42с.
[3] Государственное регулирование рыночной экономики. / Под редакцией В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС,2003.-72с.
[4] Основы экономической теории: Курс лекций. – Ижевск: Изд-во Удмурт. университет,2000.-359с.
[5] Государственное регулирование рыночной экономики. / Под редакцией В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС,2003.-80с.
1. [6] Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Изд-во Инфра – М,2000.-90с.
[7] Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. №4. – С. 35
[8] Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. №4. – 35с.
[9] Экономическая теория. / Под общей редакцией акад. В.И. Видятина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевич. – М.: Изд-во Инфра – М,2003.-619с.
[10] Государственное регулирование рыночной экономики. / Под редакцией В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС,2003.-628с.
[11] Клейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. // Вопросы экономики. – 2004. №4. – 36с.