Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:25, курсовая работа
Чисто рыночной экономики как основы экономической, да и не только экономической, жизни общества не существует. Даже на первых ступенях развития рыночная экономика не существовала без вмешательства государства. Менялись только цели, задачи, масштабы, формы этого вмешательства. В разные периоды экономического развития отдельных ныне развитых государств имели место «приливы» и «отливы» государственного вмешательства в экономику, то есть усиливалась или уменьшалась. Цель курсовой работы – определить роль государства и его степень вмешательства в рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ
1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
2 Теории государственного вмешательства в экономику 7
2.1 Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм 7
2.2 Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
2.3 Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм
3 Экономические функции государства
3.1 Правовая функция
3.2 Распределение ресурсов
3.3 Перераспределение доходов
3.4 Стабилизационная функция государства
4 Методы государственного экономического регулирования
4.1 Административное регулирование
4.2 Прямые методы регулирования
4.3 Косвенное экономическое регулирование
5 Госсектор и его компоненты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Вера в неограниченные возможности научно — технического прогресса, его способность преобразовать общество, государство и самих людей придавала идеям планирования, разрабатываемым институционалистами, необыкновенную привлекательность, сделала их научные труды исключительно популярными в самых широких кругах населения Европы середины XX века.
Создатели французской системы планирования, широко известной как «государственный дирижизм», нашли целый ряд новых дополнительных подходов к проблеме государственного планирования в условиях рыночной экономики. Они сумели учесть особенности социально — экономического и политического положения Франции после Второй мировой войны.
Восстановление экономики, ее модернизация, реконструкция старых и создание новых отраслей производства, ускорение темпов экономического роста и преодоление отставания от уровня производства других развитых стран — все эти задачи невозможно было решить только при помощи прогнозирования, планирования и программирования экономики. Понадобилось государственное участие в формировании новой структуры экономики, государственное управление всем процессом перестройки хозяйства. Государство должно было стать дирижером экономической игры. Так считали французские экономисты, сторонники социологической школы, близкой по основным идеям к институционализму.
Значительную роль в обосновании самой возможности государственного дирижизма в рыночной экономике сыграла концепция рынка, которую разработал глава социологической школы Фр.Перру. В своих работах он отмечал, что современный реально существующий рынок не соответствует идеальным представлениям либеральных экономистов. Механизм свободной конкуренции не выполняет более роли регулятора равновесия, ибо рынок структурно преобразован монополиями и вмешательством других институтов. Поведение экономических агентов обусловлено правилами игры, порождаемой не механизмом обмена товаров, а соотношением сил партнеров по экономической деятельности. Ведя настойчивый поиск истинных дирижеров экономической игры, Перру обосновал необходимость заметного усиления воздействия государства на экономику.
Для претворения в жизнь идей французских экономистов существовали благоприятные объективные условия. В результате послевоенной национализации ряда отраслей промышленности (угольная, железнодорожный транспорт, электроэнергетика и др.), пяти крупных коммерческих банков и целого ряда других объектов в стране сложился значительных размеров государственный сектор, который мог стать и основой, и средством экономических преобразований.
Создавая теоретическую основу для принятия экономических решений в практике планирования, главную задачу сторонники социологической школы видели в том, чтобы добиться структурной перестройки французской экономики, роста концентрации производства и капитала в целях приспособления к внешней конкуренции, обеспечения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке. Одной из важнейших теоретических «находок» Перру и его сподвижников, получивших эффективное применение в практическом построении индикативных планов, был принцип избирательности государственной политики, положенный в основу концепции «привилегированных точек применения силы». Современные, новейшие отрасли, — считали ее приверженцы, — отрасли тяжелой промышленности, химии, общего машиностроения, нефтепереработки — это моторы, движущие силы прогресса. Они или совершенствуют другие отрасли (например, электроника), или подготавливают массовые нововведения в будущем (такова роль атомной энергетики). Именно развитие этих отраслей-моторов и должно быть целью избирательной политики правительства, ибо они увеличивают масштабы и темпы экономической экспансии нации, модифицируют структуру всей национальной экономики.
В результате подобных действий правительства мог быть обеспечен, по мысли французских экономистов, гармонизированный рост. Однако его непременным условием являлось согласие с экономическими ориентирами правительства всех групп населения, смягчение всех социальных напряжений.
Концепции Фр.Перру и его единомышленников использовались при формировании системы индикативного планирования экономики. В1946 г. был издан декрет о создании во Франции Генерального комиссариата планирования, а в следующем 1947 г. принят план («Моне») на 1947-1950 гг., который был продлен до 1952 г. включительно. Затем в 1953-1957 гг. действовал второй план («Гирша»). Потом последовали третий (1957-1961), четвертый (1962-1965), пятый (1966-1970), шестой (1971-1975) и седьмой (1976-1980) планы.
В 60-х — 70-х гг. начался отход государственной экономической политики от ее первоначальных теоретических позиций дирижизма. Исключительную роль в этом сыграли участие Франции в ЕЭС и отказ от традиционного протекционизма. Введение конвертируемости валюты, увеличение свободного движения капитала и рабочей силы существенно затрудняли прежнюю экономическую политику. Усиливалось воздействие конъюнктуры рынка на экономику страны, что ухудшало возможности прогнозирования и предвидения. Но самое главное — укрепились (с большой помощью государства) позиции крупного капитала, который все менее был заинтересован в существенной государственной регламентации. Конъюнктурная политика получила значительное преимущество перед политикой долгосрочного роста.
Новое время, иные социально-экономические и политические условия, требовали и новой государственной экономической политики. Как и другие страны, Франция в последние десятилетия XX в. предпочла неоклассические концепции, хотя и сохранила некоторые механизмы индикативного планирования.
Являясь центральным элементом общественного сектора, государство в современной экономике выполняет ряд важных регулирующих функций, которые не могут быть возложены на другие общественные институты. В зависимости от общественного строя, типа государственного устройства, уровня развития страны и ее национальных особенностей формы и методы их реализации могут существенно отличаться. Однако, можно выделить и универсальные функции государства, характерные для различных экономических систем. К числу которых относятся: правовая функция, функция распределения, перераспределения и стабилизации. Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих функций.
Правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики.
Действуя от имени и в интересах общества в целом, государство устанавливает общеобязательные правила поведения экономических агентов, институционально закрепляет их в форме законов и других нормативно-правовых актов, а также осуществляет контроль за их соблюдением. Развитая правовая база, отвечающая реалиям конкретной экономической системы, обеспечивает стабильность хозяйственной деятельности и придает отношениям рыночных агентов долгосрочный характер. Государство гарантирует соблюдение прав собственности, законодательно регулирует статус различных субъектов рынка, определяет их взаимные права и обязанности, а также устанавливает круг допустимых видов экономической деятельности. Оно обладает монопольным правом арбитра в конечной инстанции. Для приведения экономических отношений в соответствие с требованиями законодательства государственные власти применяют различные виды санкций (административные, финансовые и т.п.), реализуя тем самым законное право принуждения.
К правовой функции государства относится также поддержание традиций экономического поведения, формирование в обществе уважения к законам и преодоление правового нигилизма. Государственная политика может эффективно реализовываться только в условиях общественного одобрения действий власти. Законодательство должно быть не только тщательно разработано, оно должно осознаваться обществом как легитимное.
Эта функция заключается в выделении государственных ресурсов для компенсации провалов рынка - организации производства общественных благ, регулирования внешних эффектов и др. Рыночный механизм не в состоянии их компенсировать сам по себе, без внешнего вмешательства. Государство принимает решения относительно распределения ресурсов, которые могу быть классифицированы следующим образом:
решения верхнего уровня, носящие преимущественно политический характер, определяют общие приоритеты и направления использования государственных средств. Они принимаются высшими органами власти и в совокупности формируют стратегию экономической политики страны на несколько лет вперед. В Российской Федерации решения верхнего уровня оформляются в виде концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу (на 10 лет), а также среднесрочных программ развития страны, разрабатываемых на период от 3 до 5 лет;
решения нижнего уровня, которые являются не стратегическими, а тактическими. Их задачей является конкретизация избранных приоритетов развития страны в целом, формирование детального плана использования государственных ресурсов в краткосрочной перспективе. Конкретным воплощением решений нижнего уровня является важнейший финансовый закон страны - закон о бюджете. В этом документе, принимаемом ежегодно, закрепляются объем и структура государственных доходов, а также распределение этих средств на выполнение функций государства.
Очень важно обеспечить взаимосвязь между решениями стратегического и тактического характера. Программы распределения ресурсов, принимаемые на очередной год, должны учитывать долгосрочные приоритеты развития страны и в совокупности обеспечивать их достижение. С другой стороны, при постановке стратегических целей необходимо исходить не только из желаемого состояния объекта управления, но и из реальных экономических возможностей.
Содержание перераспределительной функции государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, в целях достижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночной экономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на ее основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны.
Практически любое вмешательство государства в экономику оказывает влияние на благосостояние граждан. Например, ограничение или поддержка определенных видов хозяйственной деятельности, введение налогов или расширение бюджетных расходов приводят к тому, что доходы одних категорий населения растут, а других - снижаются. Перераспределение доходов далеко не всегда является целенаправленным и может быть вызвано применением мер, преследующих совсем иные задачи.
Государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:
во-первых, путем косвенного регулирования экономики. Примеры подобного регулирования очень разнообразны. К ним относятся, например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения). Однако, как отмечают многие исследователи, подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние на размеры доходов различных социальных групп;
во-вторых с помощью трансфертных платежей - пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства. Специфика данной формы регулирования состоит в том, что трансфертные платежи являются нерыночными доходами. Они предназначены тем социальным группам, которые полностью или частично исключены из рыночного механизма распределения доходов. Следовательно, их наличие не корректирует, а дополняет работу рыночной системы.
Власти демократических стран стремятся к тому, чтобы общество оценивало государственные программы перераспределения как справедливые. Перераспределение основано на изъятии доходов у определенных категорий населения, что в свою очередь предполагает принуждение. Оно не может быть эффективным при отсутствии общественной поддержки[6].
Однако, перераспределительные программы имеют не только позитивные, но и негативные последствия. Они снижают стимулы к труду у получателей социальных пособий. Например, определенные категории населения предпочитают не искать работу, а жить на пособия по безработице. Таким образом, осуществление государственных выплат в пользу ущемленных социальных групп может увеличить их численность, что неэффективно с точки зрения экономики в целом. Перераспределение оказывает дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получает большие доходы. В частности, введение повышенного налогообложения самых высоких доходов означает, что обеспеченные категории населения будут все больше стремиться к уклонению от налогов. В итоге чрезмерное стремление к перераспределению доходов может подорвать его собственную основу. Наконец, любые программы перераспределения требует затрат на его организацию, причем эти затраты растут с увеличением масштабов таких программ. Более масштабное перераспределение требует ужесточения контроля за высокими доходами, а также обоснования и учета дополнительных категорий получателей пособий.
В силу этих и других причин в разных странах периодически проводятся реформы, направленные на сокращение и оптимизацию перераспределительных программ. Их проведение требует глубокого обоснования и наличия политической воли, поскольку подобные реформы относятся к числу непопулярных мер и могут встретить серьезное сопротивление в обществе.
Заключается в поддержании устойчивости основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов. Хотя эти параметры в первую очередь определяются рынком, их значения не безразличны обществу. Сама по себе рыночная экономика развивается циклически, проходя стадии спада и подъема. Колебания основных макроэкономических показателей в ходе цикла имеют не только экономические, но и социально-политические последствия. Например, рост безработицы в период кризиса воспринимается обществом не только как негативное экономическое явление, он несет в себе риск роста социальной напряженности. Поэтому задачей государства является сглаживание естественных колебаний рыночной системы с целью обеспечения стабильности в экономике и обществе.