Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:25, курсовая работа
Чисто рыночной экономики как основы экономической, да и не только экономической, жизни общества не существует. Даже на первых ступенях развития рыночная экономика не существовала без вмешательства государства. Менялись только цели, задачи, масштабы, формы этого вмешательства. В разные периоды экономического развития отдельных ныне развитых государств имели место «приливы» и «отливы» государственного вмешательства в экономику, то есть усиливалась или уменьшалась. Цель курсовой работы – определить роль государства и его степень вмешательства в рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ
1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
2 Теории государственного вмешательства в экономику 7
2.1 Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм 7
2.2 Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
2.3 Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм
3 Экономические функции государства
3.1 Правовая функция
3.2 Распределение ресурсов
3.3 Перераспределение доходов
3.4 Стабилизационная функция государства
4 Методы государственного экономического регулирования
4.1 Административное регулирование
4.2 Прямые методы регулирования
4.3 Косвенное экономическое регулирование
5 Госсектор и его компоненты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Необходимость проведения стабилизационной политики государства определяется следующими основными моментами. Интересы отдельных фирм и общества в целом могут не совпадать. То, что является положительной тенденцией с точки зрения фирмы (например, массовый приток в страну дешевой рабочей силы из соседних государств), для страны в целом может быть нежелательно. Частные фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако, они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Именно поэтому регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов – это задача государства.
Государство призвано обеспечивать защиту национального рынка от внешних воздействий. Современная экономика не может развиваться в условиях полной изоляции, она тесно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Поэтому кризисные ситуации в странах-партнерах, такие как война, природные стихии, биржевая паника и т.п., неизбежно отражаются на положении отечественных производителей. Государство имеет крайне ограниченные рычаги влияния на социально-экономическую и политическую ситуацию в других странах, поэтому важная роль должна отводиться прогнозированию мировых тенденций и созданию специальных механизмов защиты национальной экономики от неблагоприятных воздействий извне.
Масштабы, формы и методы реализации каждой из названных экономических функций в различных государствах неодинаковы. Они определяются особенностями сложившейся ситуации, целями экономической политики, историческими и национальными традициями и рядом других факторов. В целом можно выделить два различных подхода к определению места и роли государства в экономической системе:
1. общество индивидуализма, основано на приоритете либеральных ценностей, ограничивает вмешательство государства в экономику выполнением минимально необходимых функций, связанных с созданием правовой базы, защитой прав собственности, обеспечением исполнения договоров, созданием равных условий для осуществления предпринимательской деятельности, ограничением монополий и недобросовестной конкуренции. Государство здесь отделено от бизнеса, оно не вмешивается в рыночный механизм и решает ограниченный круг задач по созданию стабильной основы для его функционирования. Активное регулирование может применяться только в некоторых случаях, когда это требуется для обеспечения национальной безопасности (например, в чрезвычайных ситуациях);
2. общество коллективизма (коммунитарное общество) предполагает активную роль государства в регулировании общественной жизни. Государство обладает широким кругом полномочий. Помимо правовой функции, оно осуществляет масштабное распределение и перераспределение ресурсов с помощью бюджетной системы. Большую роль в экономике играет государственный сектор. Как свидетельствует мировой опыт, наибольший удельный вес предприятий государственной собственности характерен для таких отраслей, как железнодорожный транспорт, связь, электроэнергетика. Важное место отводится планированию и целеполаганию на государственном уровне. Средне- и долгосрочные планы социально-экономического развития подкрепляются необходимыми государственными ресурсами и служат ориентиром для общества в целом, в том числе и частного бизнеса. Государство стремится к более сильной централизации, а политическая система характеризуется наличием сильных политических партий.
На практике указанные типы государств в чистом виде не выделяются, обычно имеет место сочетание принципов индивидуализма и коллективизма с превалированием либо одного из них, либо другого.
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм — производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование, включают меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа[7]. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
Прямые методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функций рынка.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия.
Так, в оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности за счет скупки акций, иногда конфискации, как это было во Франции после второй мировой войны, предприятий, сотрудничавших с фашизмом. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию; продукты питания, услуги и т.д.
Государство осуществляет регулирование и путем поддержания предприятий совместной или индивидуально-частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства. Так, политика президентов Р.Рейгана и Дж.Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, что обеспечивалось как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.
Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги были бы столь высоки, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленности, транспорт и т.д.
Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или создавая льготное кредитование экспорта.
Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.
На стыке административных и прямых экономических методов регулирования находятся такие адекватные современной смешанной экономике формы государственного регулирования как программно-целевой подход, проектное финансирование и кредитование. Программирование, прогнозирование и планирование являются высшей формой государственного регулирования. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.
Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.
В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики по довольно продолжительному горизонту – 4-5 лет. Такие планы разрабатываются департаментами Франции, правительствами Японии, Китая, Южной Кореи. Они отличаются от планов командно-административной экономики, не имеют распределительного характера. Это индикативные планы, т.е. планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства.
К косвенным формам экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономические поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер[8].
Анализируя опыт и практику государственного регулирования развитых стран Европы и Азии, а также переходной экономики России, можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с использованием денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики многие правительства применяют социальные и внешнеэкономические регуляторы.
Таким образом, экономическая политика правительства - это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
1. Кредитная политика включает: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на валютном рынке.
2. Бюджетная политика охватывает: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних хозяйств; поддержку и регламентирование государственного предпринимательства.
3. Фискальная политика предполагает: регулирование налогового обложения имущества граждан; введение муниципальных налогов,
4. Социальная политика включает: регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
5. Внешнеэкономическая политика означает: законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования адекватно требуют их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют применения взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.
Использование односторонних методов, например исключительно монетаристского воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта[9]. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления. Это подтверждено применением только идей монетарной политики 70—80-х годов в американской и европейской экономиках, а также в экономике России 90-х годов XX в.
Следовательно, современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства, выступающего в виде национальных целевых программ. Но рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными экономическими методами. В ряде случаев возможно применение административных методов. Но нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам Центрального банка, не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе, есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.