Основные функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор понятия и сущности государства, а далее, во второй главе дается подробное описание функций государства.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Оглавление

Введение
Глава1. Сущность государства
Определение понятия государства, сущность и назначение государства
Понятие и классификация функций государства
Глава2. Основные функции государства
2.1. Функции и механизмы государства
2.2. Формы и методы осуществления функций государства
2.3. Основные социально-экономические функции государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая_Основные функции государства.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ)  УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

 

 

 

Кафедра управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Основные функции государства

 

 

 

 

 

Студент  III курса:                                 Айрапетян Мариам Норайровна     

Специальность:                                                                                менеджмент

Руководитель курсовой  работы:                                               Чобанян М.Х.

                                                                                                          

 

 

 

 

 

ЕРЕВАН 2012

Содержание

 

Введение

Глава1. Сущность государства

    1. Определение понятия государства, сущность и назначение государства
    2. Понятие и классификация функций государства

Глава2. Основные функции государства

2.1. Функции и механизмы государства

2.2. Формы и методы осуществления функций государства

2.3. Основные социально-экономические функции государства

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена теме “Основные функции государства”. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.

Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор понятия и сущности государства, а далее, во второй главе дается подробное описание функций государства.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных и в государствоведении. Это объясняется тремя основными причинами:

• Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий

• Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы

• Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.

Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства и рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.

Сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы в рамках исследования по теории государства и права.

Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о функциях и роли государства.

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:

• дать общую характеристику самого понятий "государство" и определить его содержание. Показать особенности функционирования государственного механизма.

• Дать представление об основных внутриполитических и внешнеполитических функциях современного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность государства

 

    1. Определение понятия государства, сущность и назначение государства

 

Понятие государства. В истории общественной мысли предпринято немало попыток сформулировать понятие государства, выделить его из других общественных явлений, указать его наиболее характерные черты. Многие из предложенных концепций (например, органические теории, которые пытались объяснить природу государства по аналогии с человеческим организмом, анималистические ((лат. animal — животное) идеи, сторонники которых сравнивали государство с колониями пчел, муравьев) почти целиком относятся к прошлому и не оказывают влияния на современную науку, другие, хотя и были сформулированы столетия, а то и тысячелетия тому назад, продолжают использоваться и сегодня.

В современном государствоведении можно выделить пять основных подходов к понятию государства: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический и новейший — технико(информационно)-кибернетический.

Теологический подход безраздельно господствовал в средние века; ныне он представлен во взглядах сторонников исламского фундаментализма. Они полагают, что государство создано Аллахом через его посланника — пророка Мухаммеда. С этой точки зрения государство должно строиться и действовать по типу халифата, оно — эманация (воплощение) воли Аллаха.

Сторонники классического подхода рассматривают государство как соединение трех элементов: власти, территории и населения. Этот подход характерен для западных политологов, занимающихся вопросами международного права. Однако он скорее указывает на условия существования государства (оно невозможно без населения и вне территории, хотя бы «подвижной», как в государстве кочевников). Что же касается власти, то она существует не только в государстве — есть родительская, корпоративная и т.д. власть, власть территориального коллектива (местное самоуправление).

Юридический подход к понятию государства господствовал в науке до Первой мировой войны (1914—1918), хотя есть приверженцы такого подхода и сейчас, в частности, во французской юридической литературе (М. Тропе, Д. Бешайон). Его сторонники рассматривают государство прежде всего как систему правоотношений, специфическое нормативное единство (правда, многие из них не отрицали значение социологических трактовок государства, но, будучи юристами, отказывались заниматься этим). Они правы в том, что государство может выступать (и выступает) как юридическое лицо, но такой подход не раскрывает его особых качеств как управляющей системы.

Наиболее широкое распространение" получил социологический (с политологическим акцентом) подход к понятию государства. В нем, как и по вопросу о возникновении государства, существует марксистское и множество немарксистских направлений, школ. С точки зрения марксизма-ленинизма государство есть орган диктатуры определенного класса (демократической диктатуры народа в современном Китае; в СССР в последние десятилетия его существования было заявлено о прекращении диктатуры пролетариата, об общенародном государстве, но и при этом, как говорилось, оно остается классовым).

Среди немарксистских социологических школ наиболее распространена трактовка, объединяющая юридические, экономические и политические признаки. Государство определяется как юридическая персонификация нации (в данном случае под нацией понимается население страны), а эта персонификация (государство) коренится в централизации экономической жизни нации. Оно — не орган диктатуры какого-либо класса (установление диктаторских режимов извращает его природу), а официальный представитель общества, выступающий в качестве арбитра в отношениях между социальными слоями, партиями, общественными объединениями и даже личностями. В толковании некоторых западных авторов, на которых марксизм оказал определенное влияние, государство не является абсолютно беспристрастным арбитром, представителем общества (на него оказывают влияние «группы давления», «заинтересованные группы»), у него имеются черты и внеклассовое™, и классовости.

Некоторые немарксистские социологические школы, суммируя доминирующие подходы в западной науке (подходы М. Вебера, Г. Кельзена, А. Грамши, регуляционной школы Дж. Джессепа), называют следующие признаки государства:

1) государство — одновременно  институциональное и нормативное  явление. Как первое, оно включает  совокупность органов (аппаратов) законного, административного и принудительного  характера. Как нормативный порядок, оно основано на легитимации, а последняя — на признании  фундаментальных ценностей, которые  государство должно осуществлять;

2) современное государство  играет ключевую роль в обеспечении  успешного функционирования экономики, а форма государства тесно  связана с конкретной системой  производства;

3) ключевое значение  для деятельности государства  имеет административная (т.е. управленческая) система, ее органы являются связующим  звеном между государством и  экономическими институтами.

Многие современные исследователи называют большее число и иные признаки государства.

Во-первых, оно рассматривается как определенное объединение людей, отличающееся от других сообществ как политическое сообщество, его политический характер обусловлен прежде всего социальной асимметрией и необходимостью выполнения «общих дел».

Во-вторых, государство — это политическая организация в обществе данной страны, ибо всякое сообщество предполагает определенную организацию. Особенность этой организации в том, что она определяет стратегию для общества, имеет универсальный характер (для всего общества), включает всех находящихся на территории государства, а граждан данного государства — и вне его территории.

В-третьих, государство — это регулятивный институт. Оно удовлетворяет потребности общества в интегрированное™, организованности и управляемости, регулируя (прежде всего путем издания законов, иных правовых актов) различные стороны жизни общества (те, которые целесообразно регулировать и которые поддаются государственному регулированию).

В-четвертых, государство — это орган выполнения «общих дел» в обществе (обеспечение его жизнедеятельности, создание коммуникаций, борьба с преступлениями, ликвидация катастроф и т.д.).

В-пятых, государство — арбитр. Поскольку на определенном этапе развития общество становится асимметричным, разные социальные группы имеют свои интересы, между ними возникают противоречия, их необходимо ввести в определенные рамки, чтобы общество не подвергалось анархии и распаду. Однако государство не полностью беспристрастный, а заинтересованный арбитр. Выполняя арбитраж, оно прежде всего учитывает интересы тех слоев населения, которые обладают наибольшими возможностями давления на государственную власть, экономически и политически доминирующих сил, но оно в какой-то мере учитывает интересы и других слоев населения.

В-шестых, важнейшим Признаком государства является особая публичная, суверенная государственная власть. Она непререкаема и верховна по отношению к любой другой власти в стране (например, устанавливает ограничения для родительской власти, регулирует использование корпоративной власти общественного объединения в отношении его членов), ограничения государственной власти устанавливаются внутри страны ее правом, а в международных отношениях — международным правом. Эти качества государственной власти делают государство органом легализованного и легитимного принуждения, а в определенных ситуациях —и насилия.

В-седьмых, государство обладает специализированным государственным аппаратом управления. Это особый слой людей, организованных иерархически и использующих государственные средства (в том числе институты принуждения) для управления.

Помимо перечисленных признаков государства, имеющих в своей основе социально-политический характер, обычно называют и другие: разделение населения по административно-территориальным единицам1, налоги и сборы, наличие права — особой системы правил (норм), обеспеченных государственным принуждением.

Суммируя различные подходы, можно сказать, что государство — это универсальное политическое сообщество и одновременно политическая организация, обладающая особой (суверенной государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество (в том числе путем легализованного принуждения), выражающая в процессе социального арбитража прежде всего волю доминирующего социального слоя, учитывающая в определенной мере и выполняющая общие для общества задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и классификация функций государства

 

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функции государства  непосредственно выражают и предметно  конкретизируют его классовую  и общечеловеческую сущность. Их  содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные  и частные интересы членов  общества.

2. В функциях  государства воплощается и раскрывается  его активная служебная роль  как важнейшей части надстройки  по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая  деятельность внутри страны и  на международной арене.

Информация о работе Основные функции государства